Революционеры, достойные восхищения: Павел Эдуардович Доблер

Сегодня, некоторые товарищи приводят в пример современное Западное движение. Там действительно много достойных примеров для подражания, также достойны внимания отдельные наработки западной левой мысли второй половины XX века. Есть чему поучиться.

Однако, почему-то преклоняясь перед Западным движением, эти товарищи совершенно забывают о революционном движении России начала XX века. По историческим меркам 100 лет - совсем небольшой срок. Мы должны более внимательно изучать историю собственно - российского революционного движения, знать собственные истоки. Предлагаем читателям сайта статью про одного из революционеров, члена Партии Социалистов-Революционеров  - Павла Эдуардовича Доблера.

Автор данного материала - доктор исторических наук Ярослав Леонтьев.

Павел-Роберт Доблер, русский немец по национальности, был сыном помощника машиниста Брестской железной дороги. Онродился в г. Орше Могилевской губернии в 1885 г. Как лютеранин по вероисповеданию, окончил АлександровскоеЕвангелическое училище в Москве в 1901 г. Спустя два года поступил на физико-математический факультет Московскогоуниверситета, успел проучиться три курса. Одновременно с поступлением в универ он вступил в РСДРП. Но уже через год, в 1904 г. перешел к эсерам.

Весной 1905 г. известная эсерка-террористка Анастасия Биценко ввела его в коллегию боевых организаторов, после чего «Оскар» стал боевым организатором Замоскворецкого района. Он подчинялся начальнику боевых дружин Московского комитета ПСР Александру Яковлеву, действовавшему под именем Тараса Гудкова. Летом 1905 г. Доблер получил первое боевое крещение в столкновении с казаками в Измайловском зверинце, где проходили тренировки боевиков. Осенью он сдругими дружинниками охранял агитаторов, работавших с солдатами в казармах Ростовского полка. В итоге разагитированные солдаты оставались нейтральными в дни Декабрьского вооруженного восстания.

Вместе с «Гудковым»-Яковлевым в ночь с 9 на 10 декабря 1905 года в ответ на артиллерийский расстрел эсеровских дружинников (в основном студентов и гимназистов) в их штабе в Фидлеровском реальном училище Доблер участвовал в атаке на Московское охранное отделение. Проезжая на извозчике-«лихаче» мимо здания охранки в Гнездиковском переулке, Доблер на ходу метнул две бомбы. От взрыва получил смертельное ранение околоточный надзиратель, были убит на месте два охранника, а самому зданию был нанесен значительный ущерб (разрушена стена, снесена часть потолка). Все дни восстания в Москве с 7 по 18 декабря «Оскар» действовал с оружием в руках бок о бок с легендарными эсерами-максималистами Михаилом «Медведем» Соколовым и Владимиром Мазуриным, а затем скрылся в Тверь. Он поселился в семье врача Морозовской мануфактуры Богоявленского, с дочерью которого Ниной познакомился в казармах Ростовского полка.

Из Твери Доблер нелегально наезжал в Питер, где организовал боевую группу из числа железнодорожников. Этой группой 14 февраля 1906 г. в Гатчине был ликвидирован гроза забастовщиков инженер Александр Рухлов, служивший начальником службы тяги Варшавской железной дороги и доводившийся родным братом первого председателю правого Всероссийского Национального Союза. Но еще раньше боевики-доблеровцы устроили взрыв логова питерских черносотенцев в чайной «Тверь».

Журнал «Былое» по свежим следам сообщал: «В Петербурге 27 января за Невской заставой в чайной «Тверь» собралось человек 30 «Союза русских людей». Туда была брошена бомба. Бросившиеся после взрыва к выходу члены союза были встречены револьверными выстрелами. Убито 2, ранено – около 15». Так рабочие, а не «еврейские большевики», как пытается сегодня внушать ресурс «Институт Русской цивилизации», мстили за кровавые расстрелы и подлые убийства русских же людей (стариков и детей 9 января 1905 г. в Питере, растерзанного черносотенцами организатора стачки в Иваново-Вознесенске Федора «Отца» Афанасьева, убийство исподтишка русского немца Николая «Грача» Баумана в Москве, бессудные убийства машиниста Алексея Ухтомского и шести других железнодорожников в Люберцах – всего просто неперечислить).

Доблер также помогал тверским эсерам организовать слежку за губернатором графом Игнатьевым, которого застрелил 20-летний эсер Сергей Ильинский, тоже далеко не «еврейский большевик». В том же 1906 г. «Оскар» был схвачен в Питере и отправлен в гиблый Туруханский край. Однако по дороге в ссылку ему удалось бежать и добраться до Москвы, где он принял участие в конференции эсеров-максималистов. После нового ареста его этапируют еще дальше – в Якутскую область, но и оттуда Доблеру удается скрыться. Он снова появляется в Москве, где тут же присоединяется к «Рабочей Группе Народников». В 1909 г. Павла Доблера арестуют уже в третий раз и в том же году Московский военно-окружной суд приговаривает его к 10 годам каторжных работ.

Срок «Оскар» мотал вплоть до Февральской революции. В те же годы в "Бутырке" отбывали сроки Нестор Махно и Петр Аршинов, но пересекся ли с ними в тюремных «хатах» Доблер - не известно. После революции он выехал для поправки здоровья на Черноморское побережье Кавказа. Во время Гражданской войны власть здесь несколько раз переходила из рук в руки.

18 ноября 1919 г. ровно через год после омского переворота и установления диктатуры Колчака взамен демократии эсеровского Комуча – несколько активных «комучевцев», скрывавшихся от белых и от красных, созвали в находившейся под властью деникинцев Черноморской губернии полулегальный крестьянский съезд. На нем было провозглашено создание Комитета Освобождения Черноморья (КОЧ) во главе с членом Учредительного Собрания, старшим лейтенантом флота и активистом ПСР Владимиром «Самариным» Филипповским и создано Крестьянское Ополчение. Съезд провозгласил борьбу за «Российскую Федеративную Республику, которую мыслил "как СВОБОДНЫЙ СОЮЗ СВОБОДНЫХ НАРОДОВ; ЗА НАРОДОВЛАСТИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ РЕВОЛЮЦИИ». Освобожденная от белых территория была провозглашена народно-демократической республикой, которую историки считают по-своему совершенно уникальным явлением периода Гражданской войны.

Крестьянская социал-революционная республика пользовалась поддержкой рабочих, и после занятия побережья (к февралю 1920 г. зеленоармейцами Крестьянского ополчения были освобождены Сочинский и Туапсинский округа) состоялся уже общий крестьянско-рабочий съезд. Рабочую секцию на нем возглавлял авторитетный меньшевик-политкаторжанин Петр Измайлов.

В своей внутренней политике эсеры из КОЧ черноморских большевиков преследованиям не подвергали, надеясь создать совместные эсеровско-меньшевистско-большевистские Советы, питая иллюзию на отказ большевиков от диктатуры пролетариата. Принципиально КОЧ отказался от кровожадной политики массового террора, предлагая пленным белогвардейцам и казакам после разоружения вливаться в ряды Ополчения. Независимость Черноморской республики была признана другим государством – Грузинской демократической республикой во главе с меньшевистским правительством.

Однако, ошибочно было бы приписывать успехи КОЧ одним лишь эсерам-учредиловцам., как это принято некоторыми историками. Среди тех, кто освобождал черноморские города, были анархист из Москвы Игорь Саблин (родной брат видного левого эсера, а затем крупного советского военачальника Юрия Саблина и одного из основоположников белорусского кинематографа Владимира Корша-Саблина) и узник "Бутырок", эсер-максималист из Литвы Болеслав Родзевич. Соузник Родзевича Павел Доблер вспоминал о том, как они вместе присоединились к КОЧ: «Я вместе с Родзевичем примкнули к Комитету. Комитет меня, как имевшего связи с северной частью Черноморской губ<ернии>, отправил для связи в Геленджик. Установив связи и доказав восставшим в Геленджике и его районе, а также уцелевшим зелёным отрядам, необходимость объединиться с южной группой, я вместе с ними пришел в Туапсе принял участие в его взятии и преследовании отступавших на Армавир белых» (ГАРФ. Ф. 533. Оп. 2. Д. 610. Л. 7). В дальнейшем Доблер возглавил сначала следственную комиссию в Туапсе (затем – в Сочи), а его товарищ Родзевич являлся комендантом Сочи. Но вскоре тяжелое заболевание малярией надолго привела «Оскара» в постель…

Из-за болезни во время начавшегося наступления Врангеля Доблер не сумел эвакуироваться в Москву. Оправившись от болезни он поступил на работу на железную дорогу в Туапсе. Летом 1921 г. он все же добрался до столицы, где был принят в Общество бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев по рекомендации товарищей максималистов. При заполнении анкеты при вступлении в Общество он указал: «Народник, в данный момент не принадлежу ни к одной партии». В Москве Доюлер трудился статистиком в Госплане. Впоследствии он поменял место жительства на Йошкар-Олу, где трудился экономистом транспортной группы эксплуатационного отдела Марийского государственного лесного треста-транспорта, оставаясь беспартийным.

В 1935 г. по личному указанию Сталина Всесоюзное Общество бывших политкаторжан было ликвидировано. Еще раньше, начиная с 1933 г., начиналась зачистка членов Общества из числа бывших эсеров, меньшевиков, анархистов. Наиболее масштабные аресты происходили во время «ежовщины». Не останавливаясь на достигнутом, НКВД продолжал истреблять старых революционеров и позже. За Доблером пришли в августе 1942 г. К этому времени «Оскар» проживал в селе Волынка Карагандинской области. Возможно, он был депортирован туда как немец по национальности. По интересному стечению обстоятельств село, в котором поселился старый борец с черносотенцами, находилось в Тельманском районе!

7 октября 1942 г. Карагандинский облсуд приговорил его к 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Судя по всему, из лагеря он больше не вышел. 11 сентября 1989 г. – в день казни Марии Спиридоновой со товарищи в 1941 г. – Карагандинский облсуд за отсутствием состава преступления посмертно реабилитировал Павла Эдуардовича Доблера.

Ярослав Леонтьев

P.S.К сожалению, нам так и не удалось найти фото Павла Доблера, поэтому в материале приводится фото денежной купюры, на которой изображен герб "эсеровской республики" Комитет Освобождения Причерноморья.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости