AVTONOM.ORG   ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА

ЧТО ПЛОХОГО В КАПИТАЛИЗМЕ?


Перевод на русский статьи "What so bad about capitalism?" американского коллектива CrimethInc

Эта статья появилась в оригинале в виде комикса, который распространялся в публичных университетах по всем Соединенным Штатам. Некоторые скандальные части этого были переизданы в COINTELPRO карманной книжке в 1998 году и "Wall Street Journal", кроме других публикаций.

 

Благодарим создателей сайта 375Crew.org за опубликование этой брошюры на русском.


         Что такое капитализм, вообще?

        Капитализм. Это как демократия, да?
        (И враги капитализма являются врагами демократии? И именно с ними мы сражались в Холодную Войну?)
        На самом деле, капитализм и демократия - две очень разные вещи. Суть демократии в том, что люди могут сами контролировать свою жизнь, что власть должна быть распределена между всеми, а не сконцентрирована в руках немногих. Капитализм - это что-то совершенно другое.
        В Соединенных Штатах (и у других западных наций) считается, что мы живем в демократическом обществе. Это правда, что мы имеем правительство, которое называет себя демократическим ( и, хотя мы имеем равное избирательное право, и даже большинство голосов, при такой обрюзгшей и атрофированной "представительной демократии" все это сомнительно), но является ли наше общество демократическим - совершенно другой вопрос. Правительство - это только один аспект общества, конечно; и правительство так далеко от более важной единицы, которая живет и сталкивается с ежедневными проблемами. Экономическая система общества имеет больше влияния на нашу повседневную жизнь, чем любой суд или конгресс: поэтому именно экономика определяет, кто будет контролировать землю, ресурсы, все средства производства общества; что людям нужно делать каждый день, чтобы выжить и "двигаться вперед", и вообще, как этим людям общаться друг с другом и каким видеть мир.
        И капитализм является, фактически, одной из наименее демократических экономических систем. В "демократической" экономике все члены общества должны иметь равное право решать, как использовать ресурсы и как сделана работа. Но в капиталистической экономике, в которой все ресурсы - частная собственность и каждый бьется в конкурентной борьбе друг против друга за них, большинство ресурсов находятся под контролем нескольких людей (сегодня, читай: корпораций). Эти люди могут решать, как любой другой должен работать, раз большинство других не могут жить, не зарабатывая у них деньги. Они стараются даже определять психический и психологический ландшафт общества, поскольку они, собственно, владеют большинством земли и контролируют большинство СМИ. И, хотя они по-настоящему на аппарате контроля, но если они распустят свою охрану и перестанут работать, чтобы удерживаться на вершине, они очень быстро окажутся у основания пирамиды вместе со всеми остальными; что означает, что никто по-настоящему не имеет свободы при капиталистической системе: каждый реально находится на милости законов прибыли.

        Капитал: богатство (деньги, имущество, или положение)… которое может быть использовано для создания большего богатства. Пример: владельцы фабрик, которые получают доходы от продажи товаров, созданных трудом рабочих на их фабриках, способны приобрести больше фабрик.
        Капитализм: "свободный обмен товаров и услуг" … в котором те, кто имеют капитал, могут собирать больше за счет тех, кто не имеет.

        Как работает капитализм?

        Предполагается, что он работает так: свободные люди сами выбирают свою судьбу, и те, кто больше всего работают и приносят наибольшую пользу обществу, в результате получают наибольшие награды. Однако эта система имеет серьезный, решающий изъян: она не дает равные возможности для всех. Успех на "свободном рынке" почти целиком зависит от того, сколько ты уже имеешь.
        Когда капитал уже является частной собственностью, возможности индивидуума учиться, работать и создавать блага уже напрямую зависят от количества богатства, которое он имеет. Несколько исключений не могут изменить общую картину. Для того, чтобы произвести какие-либо блага, требуются ресурсы, значит, если человек не располагает этими ресурсами, он должен их найти сам, то есть попасть на милость тех, у кого они есть. Между тем, те, кто уже имеют эти ресурсы, могут создавать большее и большее богатство, и, возможно, что большинство благ общества концентрируется в руках нескольких. Это заставляет всех остальных, имеющих незначительный капитал, продавать свой труд капиталистам (тем, кто контролирует основную часть производства), для того, чтобы выжить.
        Это сбивает с толку, но это очень просто. Корпорация типа "Nike" имеет достаточно денег, чтобы открыть новую фабрику обуви и обеспечить новое оборудование. И продавать больше обуви, что позволяет им получить еще больше денег, которые можно инвестировать дальше. Нищий сосунок как ты имеет достаточно, чтобы открыть стойку с лимонадом. Но если ты даже сделаешь это, скорее всего ты будешь вытеснен из бизнеса более сильной, более представительной компанией, как, например, "Пепси", которая может себе позволить потратить больше денег на рекламу (конечно, есть истории успеха маленьких людей, которые побеждают конкурентов в борьбе, но немножко дальше мы расскажем, почему это не происходит в обычной жизни).
        Твои реальные шансы - закончить тем, что будешь работать на них, если ты хочешь заработать на "проживание". И работая на них, ты усиливаешь их власть: несмотря на то, что они платят тебе за работу, ты можешь быть уверен, что они не платят тебе всего, что они должны платить: так они делают прибыль. Если ты работаешь на фабрике, и делаешь на 1000 долларов машинных деталей в день, тебе заплатят, скорее всего, только 100 или меньше долларов за этот день работы. Это подразумевает, что кто-то наживается на твоих усилиях; и чем дольше они это делают, тем больше благ и возможностей они имеют, за твой счет.

         Как это влияет на среднестатистического человека?

        Это значит, что твое время и творческая энергия куплены у тебя, что является самым худшим из всего этого. Когда все, что ты можешь продать взамен на возможность прожить - твоя собственная работа, ты вынужден продавать по частям свою жизнь, чтобы взамен просто существовать. И получается, что ты проводишь большую часть своей жизни, делая все, что можешь из того, за что платят деньги, вместо того, чтобы делать то, что ты на самом деле хочешь: продаешь свои мечты за жалованье и меняешь свою свободу действий на материальную собственность. В твое "свободное" время ты можешь купить назад то, что ты произвел в свое рабочее время (к прибыли своих нанимателей, естественно); но ты никогда не откупишь назад время, которое ты провел на работе. Эта часть твоей жизни ушла безвозвратно, и тебе нечего за это предъявить, только счета, которые ты имеешь теперь возможность оплатить. В итоге ты начинаешь задумываться, что твои собственные творческие способности и труд уже неподконтрольны тебе, что ты начинаешь ассоциировать ничегонеделание, то есть "релаксацию" (смена от работы) с мукой делать то, что тебе говорят, а не того, что ты хочешь делать по-настоящему. Идея действия по своей собственной инициативе и преследования своих собственных целей здесь больше не живет, за исключением только того момента, когда ты занимаешься своим хобби.
        Да, есть некоторые люди, которым удается получать зарплату именно за то, что они всегда хотели делать. Но как много твоих знакомых подпадают под эту категорию? Эти редкие, счастливые индивидуумы - ложный пример того, как работает система, того, что мы должны работать по-настоящему очень и очень тяжело, чтобы в один прекрасный день быть так же счастливы, как и они. Правда такова, что на всех просто не хватает рабочих мест рок-звезд или известных кинопромышленников; кто-то должен работать на фабрике в массовой промышленности записей или газет. Если тебе не повезло стать следующей всемирно известной звездой баскетбола, и вместо того осталось только продавать спортивную обувь, ты, тем не менее, все равно должен сильно стараться … и это твоя проблема, если тебе скучно, правильно? И никого не волнует, что это не твоя идея - что должно быть тысяча продавцов обуви на одного каждого профессионального игрока в баскетбол. Так что ты можешь только принимать ситуацию, которая предоставляет тебе такие малые возможности.
        Мы пытаемся показать, как сделать возможным свободный выбор того, что нам делать с нашей жизнью для всех нас, вместо того, чтобы стараться преуспеть в гонке по корпоративной лестнице или вытянуть счастливый билет в лотерее. Даже если тебе повезет и ты поднимешься на вершину, то что с теми тысячами и тысячами, которые этого не сделают - несчастными клерками, потерявшими популярность артистами, безымянными гриль-поварами и по истощенными гостиничными девушками? В твоих ли это лучших человеческих интересах жить в мире, полном людьми, которые несчастливы, которые никогда не реализовывали своих мечтаний…которые может быть даже никогда и не мечтали?

         Какие человеческие ценности формирует капитализм?

         Как Жанетт писала в ее статье о продукте и процессе, при капитализме наши жизни вращаются вокруг вещей, как если бы счастье можно было найти в собственности, чем в свободных действиях-акциях или стремлениях. Каждый, кто имеет роскошь, имеет ее потому, что проводит много времени придумывая, как ее заработать на других людях. Те, кто имеет очень мало, проводят свою жизнь, работая чтобы получить то, в чем они нуждаются чтобы выжить, и все их предназначение - это тяжелая работа и заработок на несколько вещей которые они могут купить - до тех пор пока их жизни куплены у них. Между этими двумя социальными классами находятся представители среднего класса, которые с рождения бомбардируются рекламой и другой пропагандой, заявляющей, что счастье, юность, смысл и все остальное в жизни можно найти в собственности и символах положения в обществе. Они учатся проводить свои жизни, тяжело работая, чтобы собирать это всю жизнь, и бояться взять на себя риск искать приключения и удовольствия в жизни.
        Хотя капитализм ставит в центр всех человеческих ценностей то, что люди имеют, а не то, что они делают, определяя их жизнь как соревнование между вещами, которые им нужны, чтобы выжить и поддержать их социальный статус. Люди должны искать счастье в обществе, которое способно ценить их возможность действовать свободно и делать то, что они хотят, выше, чем все остальное. Чтобы создать такое общество, мы должны перестать стремиться к контролю и роскоши, и начать распределять их более свободно; только тогда все будут иметь полностью свободный выбор, какую жизнь они хотят проживать, без страха остаться голодным или отрезанным от общества.

         Но неужели конкуренция не является условием производительности труда?

         Да - это проблема. Конкурентная экономика "свободного рынка" не только обеспечивает производительность труда любой ценой, она просто вынуждает ее: те, кто не в голове конкуренции, похоронены ею. И эта цена, кстати, говорили ли мы о ней здесь? С одной стороны, есть долгие часы, которые мы проводим на работе: сорок, пятьдесят, иногда даже шестьдесят часов в неделю, контрольные звонки босса и/или охранники, и мы работаем до тех пор, пока мы не вымотаемся в гонке за "первое место".
        Ко всему этому наш низкий заработок: большинству из нас платят едва ли достаточно, чтобы иметь возможность потребить все вещи, которые это общество может нам предложить, хотя только наш труд делает это возможным. Это потому, что в конкурентном рынке рабочим не платят того, что они "зарабатывают" за свою работу - им платят наименьший заработок, который наниматель способен выплатить им, принимая во внимание лучшие заработки. Это "закон" вложения и требования. Работодатель должен делать это, потому что ему нужно сохранить как можно больше основного капитала для рекламы, корпоративной экспансии, и других фишек, которые помогают ему удержаться впереди конкуренции. Если это будет иначе, он не сможет быть долго работодателем, и его работники закончат тем, что будут работать на более "конкурентноспособного" хозяина.
        Теперь пару слов о тех долгих часах и низких заработках: эксплуатация. Но это не только цена "производительности труда", которую наша конкурентная система создает. Наниматели должны обрезать углы еще тысячей разных способов: потому, что наше рабочее место часто небезопасно оборудовано, например. И если это заставляет делать вещи, которые разрушают экологию, чтобы сделать деньги и остаться производительным, то экономическая система, которая ставит производительность превыше всего, не дает корпорациям никакого резона избегать разрушения дикой природы и диких лесов, чтобы сорвать куш. Туда пошли все наши леса, туда же ушел озоновый слой, туда же ушли сотни видов диких животных: они погибли в нашей гонке за прибылью. На месте лесов мы теперь имеем супермаркеты и бензоколонки, не говоря уже о загрязнении воздуха, потому что куда более важно иметь места, где можно покупать и продавать, чем уберечь островки мира и красоты. На ранчо и фермах мы имеем животных, запертых в фермах-фабриках, превращенных в молочные и мясные машины… и поющих мультипликационных животных в фильмах Диснея - самая похожая на диких животных вещь, которую некоторые из нас видели в своей жизни. Наша конкурентная экономика вынуждает нас заменить все свободное и прекрасное на эффективное, унифицированное, выгодное.
        Это не ограничивается только нашими странами и культурами, конечно. Капитализм и его ценности распространены во всем мире как зараза. Конкурирующие компании должны сохранять влияние на их рынках, чтобы оставаться в строю, даже ценой вынуждения и насилия; это поэтому ты можешь купить Кока-колу в Египте и поесть в Макдональдсе на Таиланде. Через всю историю мы можем видеть примеры, как капиталистические корпорации прокладывают себе дорогу в одну страну за другой, не брезгуя насилием, когда считают это необходимым. Сегодня люди в большинстве уголков мира продают свою работу мультинациональным корпорациям, часто за цену меньше чем доллар за час, взамен на возможность поддерживать имидж роскоши и положения в обществе, который корпорации используют, чтобы подсунуть им. Роскошь, созданная их трудом, недоступна в их обществах в пакетах этих кампаний, и взамен их уникальные культуры заменяются стандартно сфабрикованной монокультурой западного потребительства. Другими словами, люди в этих странах могут тяжко работать не для того чтобы быть конкурентноспособными и "производительными" для самих себя, а для тех, кто эксплуатирует их. Следовательно, весь мир стандартизируется под одну систему, капиталистическую систему… и людям становится тяжело представить себе какой-либо другой способ жизни и делать что-либо.
        Так - что за вид производительности труда создает конкуренция? Она создает только материальную продуктивность - это значит, прибыль любой ценой. Мы не можем произвести продукт, который был бы более качественным, чем качественный продукт, поэтому в лучших интересах производителя сделать так, чтобы купили у него снова его машины и стерео, сломанные после пары лет. Мы не можем получать продукты, которые бы более соответствовали нам и нашей жизни и с которыми мы могли бы стать счастливыми, нет: мы получаем только те продукты, которые легче всего и выгоднее продать. Мы имеем компании кредитных карточек, продажу по телевизору, торговлю по Интернет-почте, сигареты, бережно созданные так, чтобы содержать 8 различных дополнительных ядовитых веществ. По правилам, по которым одна компания должна победить своих конкурентов, мы проводим наши жизни работая, чтобы развивать производство, производить массово, и покупать вещи, как мусорораспределяющие союзы, удобства, которые поднимают наш стандарт выживания, но не изменяя качества нашей жизни. Куда больше, чем в лучших смесителях, видео играх или картофельных чипсах, нам нужны понимание и удовольствие в наших жизнях, но мы все так заняты конкуренцией, что даже не имеем времени подумать об этом.
         Конечно, в менее конкурентном обществе мы могли бы продолжать производить все вещи, в которых мы нуждаемся, без того чтобы быть вынужденными производить всевозможные супертовары и приспособления, которые по-настоящему только подпитывают наших господ. И может тогда мы могли бы сконцентрировать наши усилия на том, чтобы научиться, как производить самую важную вещь для всех: человеческое счастье.

         "Не говори мне, что жизнь будет лучше и свободнее в такой системе, какую имел Советский Союз".
         Нет, конечно, нет. Экономика Советского союза была не более демократической, чем экономика Соединенных штатов. В Соединенных штатах большинство капитала контролируется корпорациями, которые, наоборот, имеют возможность ввести контроль за жизнями своих работников (и, до некоторой степени, своих потребителей и всех остальных). В Советском союзе большинство капитала контролировалось только одной силой, правительством, которое определяло судьбу каждого. И хотя там не было бесконечной конкуренции такого сорта, которая привела Западные корпорации к такому экстремальному уровню несправедливости, Советское правительство все еще стремится конкурировать с другими нациями в экономической мощи и производительности. Это приводит их к таким же экстремумам экологических загрязнений, которые распространены на Западе. В обоих системах ты можешь увидеть ужасающие результаты того, когда большинство роскоши отдано в руки нескольких людей. Мы должны попробовать теперь жить в системе, в которой мы все можем иметь часть богатства нашего общества и иметь право решать, как мы будем жить и работать.

         Так… кто именно отдает власть капитализму?

         В системе, где люди стремятся к богатству и власти, которое оно дает, те, кто наиболее немилосерден в своих стремлениях, как раз получают большинство и того, и другого, конечно. Поскольку капиталистическая система поощряет обман, эксплуатацию, и горлорежущую конкуренцию, и награждает тех, кто двигается к тем целям, предоставляя им большинство власти, и возможность определять, что будет происходить в обществе.
        Корпорации, которые делают наилучшую работу, чтобы обусловить нас, что нам необходимы их продукты, несмотря так это или нет, являются наиболее успешными. Это также кампании как Кока-кола, которая производит один из наиболее практически бесполезных продуктов на рынке, была способна достигнуть такой власти и богатства: они достигли наибольшего успеха не потому, что предложили какую-то ценность обществу, а просто рекламируя свой продукт. Кока - не самая лучшая на вкус смесь, которую мир когда-либо пробовал - она просто наиболее безжалостно раскручена. Те, кто наиболее успешны в создании пространства, которое держит - заставляет нас покупать от них , даже если это подразумевает манипуляцию нами с помощью рекламных кампаний или используя более жестокие меры, они и держат большинство ресурсов, чтобы продолжать делать то, что они делают; таким образом, они имеют и большую власть над средой в которой мы живем. Именно поэтому наши города набиты билбордами и корпоративными небоскребами, больше чем произведениями искусства, публичными садами или бассейнами. Это поэтому наши телевизионные программы наполнены придуманными перспективами и несусветной ложью: производители находятся на милости их рекламмейкеров, а рекламмейкеры, от которых они зависят во многом, это те, кто имеет большинство денег: те, кто предпочитают ничего не делать, прибегают к подмене фактов и распространяют фальш, для того, чтобы получать и сохранять эти деньги (сделай небольшое исследование и ты увидишь, как часто это происходит). Капитализм виртуально гарантирует, что те, кто контролирует то, что происходит в обществе, являются наиболее жесткими, наиболее расчетливыми, наиболее бессердечными.
        И пока все находятся в их власти, и никто не хочет закончить на стороне неудачи, быть неудачником, каждый вынужден быть жестким, бессердечным и расчетливым. Конечно, никто не бывает эгоистичным или бессердечным все время. Очень немногие люди хотят быть, или получают больше удовольствия от этого, и когда бы они не могли избежать этого, они это делают. Но обычная рабочая атмосфера делает людей холодными и безличными друг к другу. Если кто-нибудь придет в супермаркет голодным и без копейки в кармане, охрана компании скорее прикажет работникам отправить его на улицу с пустыми руками, скорее чем позволит взять кому-нибудь что-нибудь без оплаты - даже если магазин выбрасывает десятки продуктов в конце каждого дня, как большинство их и делает. Бедные работники начинают воспринимать голодных людей как неприятность, а голодные люди проклинают работников за то, что они не помогают им, когда на самом деле это просто капитализм их сталкивает их друг с другом. И, к сожалению, возможно именно работник поддерживает абсурдные порядки типа этого, особенно тот, который целеустремленно продвигается в руководители.
        Те, кто посвящает свою жизнь, делая вещи, которые непосредственно не приносят прибыли, не получают ни охраны, ни признания своих достижений. Они могут делать вещи, представляющие большую ценность для общества, такие как произведения искусства или музыки, или делая социальную работу. Но если они не могут получать прибыль от своей активности, они будут иметь долгий период выживания, в одиночку изыскивая ресурсы, чтобы развивать свои проекты; и, до тех пор, пока власть принадлежит в первую очередь и более всего богатству, они, конечно, будут очень слабо контролировать то, что происходит в их обществе. Хотя корпорации не имеют никаких иных целей, кроме того, чтобы собрать больше денег и власти для себя, это всегда приводит к тому, что они имеют больше власти над тем, что происходит в капиталистическом обществе, чем люди искусства или социальные активисты. И в то же время, некоторые люди могут иметь возможность проводить свое время, делая вещи, которые представляют ценность, но не приносят дохода. Ты можешь представить себе, какой эффект это имеет.

         Каким это делает наш мир.
        Капиталистическая система дает среднему человеку очень маленький контроль над коллективными механизмами и технологиями его общества, и очень малое право решать что-либо в этих укладах. Даже если это его работа (и таких же как он), что делало возможным конструкцию мира, в котором он живет, он чувствует, что и его работа, и его собственный творческий потенциал и потенциал его друзей являются отчужденными от него, вне его контроля, как что-то, что действует в этом мире независимо от его воли. Не стоит удивляться, что он чувствует фрустрацию, бессилие, пустоту и перестает мечтать. Это только одна сторона контроля, которую просто капитализм имеет над человеческим счастьем. При демократическом контроле над нашими жизнями и нашим обществом мы имеем наиболее бессердечное принуждение.
        Насилие - это не только тогда, когда человеческие существа делают физический нажим друг на друга. Насилие будет везде, представленное в скрытой форме, когда бы они не использовали силу против друг друга в их интеракциях. Насилие является нитью капитализма. Под капиталистической системой, все экономические законы распоряжаются человеческой жизнью, сведенные к принуждению: Работай или оставайся голодным! Подавляй или будь подавляемым! Конкурируй или сдыхай! Продавай часы твоей жизни для того, чтобы иметь возможность выжить, или загнивай в нищете - или в тюрьму!
        Большинство людей идет на работу потому, что они должны, а не потому, что они хотят. Они продают свое время для того, чтобы купить еду и шмотки, и оплатить счета за все символы положения в обществе и достатка, которые они обязаны приобретать, только потому, что они знают, что альтернатива - это голод и остракизм. Им могут нравиться некоторые вещи, которые они делают на своей работе, но они могли бы делать их больше и лучше в их личное время и на их собственное усмотрение - и кроме этого делать еще другие вещи, но их работа не оставляет им ни времени, ни энергии для этого. Для того, чтобы выжать максимум производительности из тех, кто может делать что-либо еще, корпорации используют тысячи механизмов контроля: они увеличивают часы работы для своих работников, делают им личные часы; держат их под постоянным наблюдением. Боссы и работники вместе брошены под мутировавшие экономические законы, и они ведут между собой переговоры в невидимых оковах; с одной стороны - револьвер безработицы и нищеты, приставленное к виску каждого, а с другой - мучительно бедный сервис и вероятность забастовки. Большинство людей стараются как-то учитывать все человеческие потребности других, даже на работе, но сутью нашей экономики является конкуренция и принуждение, и это всегда вылазит в наших отношениях с теми, кто ниже и выше нас по рабочей иерархии.
        Можешь ли ты себе представить, насколько более динамично, и насколько более весело это могло бы быть для нас, если бы имели возможность действовать исходя из любви а не из принуждения? Если бы мы делали вещи для чистой радости делать их, и работали бы вместе потому, что мы хотим этого, а не потому, что мы должны? Разве бы это не сделало более приятным делать вещи, что необходимы для выживания - и быть рядом друг с другом для этого?
        Эти оттенки насилия пропитывают нашу жизнь до конца. Когда тебя используют, чтобы воспринимать людей как объекты, как ресурсы, которые нужно использовать, или как врагов, которых нужно бояться или уничтожить, трудно вспомнить про свои ценности, когда приходишь домой. Иерархию, которую частная собственность вынуждает в отношениях на рабочем месте, можно обнаружить везде в обществе: в школах, в церквях, в семьях и дружбе, везде, где есть доминирование и подчинение. Уже практически невозможно представить себе, что представляют собой честные, настоящие, равные отношения между людьми в обществе, где каждый козыряет своим превосходством при каждом удобном случае. Когда дети дерутся в школе или в бешеных войнах гангов на улицах, они практически имитируют большие конфликты, которые имеют место между корпорациями, которые обслуживают их интересы; их насилие считается аномальным, но это только отражение пропитанного насилием конкурентного мира, который их окружает и который их воспитал. Когда потенциальные друзья или любовники оценивают друг друга в категориях своих финансовых возможностей и положения в обществе, а не душу и сердце друг друга, они просто действуют, исходя из уроков, которые они получили, уроков о "рыночной ценности" - живя в царстве силы, практически невозможно не оценивать других людей в мире, преимущественно в категориях "что в этом для тебя".
        Если бы мы жили в мире, где мы могли бы стремиться к впечатлениям, которыми бы мы наслаждались, без страха умереть голодным, сумасшедшим или нелюбимым как Ван Гог и тысячи других, наши жизни и отношения не могли бы более быть обусловленными насилием. Возможно, затем это было бы легче для нас посмотреть друг на друга и увидеть, что прекрасно и уникально, посмотреть на природу и оценить это, для чего это… быть и позволить быть, а не искать всегда власти и выгоды. Были тысячи обществ в истории нашего рода, в которых люди жили так. Насколько по-настоящему серьезно и много нужно думать, чтобы реорганизовать наше собственное общество в сторону большей демократичности?

         Все это звучит хорошо, но какие есть альтернативы?

         Альтернативой капитализму может быть договорное общество, в котором мы можем решать индивидуально (и, когда необходимо, коллективно), какой должна быть наша жизнь и все окружающее нас, вместо того, чтобы быть вынужденными принимать их по так называемым законам "вклада и прибыли". Это всего лишь законы, если мы позволяем им быть. Трудно представить себе общество, основанное на кооперации, пока все те общества, которые мы видели в нашей жизни, были основаны на конкуренции. Но такие общества возможны: они существовали всю историю нашего вида, и они могут существовать снова, если мы этого хотим.
        Чтобы оборвать путы конкуренции, нам необходимо развивать экономику, которая основана более на дарении, чем на торговле: экономику подарков, вместо этой обменной экономики. В такой системе каждая личность могла бы делать все, что она хочет в своей жизни, без страха остаться голодным.
        Смысл делать что-либо определялся бы каждым, а не диктовался бы считанными людьми, так что каждый человек мог бы иметь все возможности общества в своем распоряжении. Те, кто хочет рисовать - рисовали бы, те, кому нравится конструировать здания и машины - мог бы это делать, те, кто любит велосипеды, могли бы их делать и ремонтировать для других. Так называемая "черная работа" распределялась бы среди всех по принципу лотереи, и все бы только выиграли, получив возможность делать различные вещи, и не были бы ограничены в этом, как винтики в машине. "Работа" вообще могла бы быть в тысячу раз приятнее, без связанного графика или требовательных боссов, подгоняющих нас. И хотя мы имели бы более медленные темпы производства, мы могли бы иметь более широкий круг созидательных импульсов в нашем обществе, который мог бы сделать жизнь более полной и осмысленной для всех нас… кстати, нужны ли нам по-настоящему все те аксессуары и роскошь, ради которой мы так тяжко служим каждый день?
        Это звучит как утопия, и является ей, но это не значит, что мы не можем сделать наши жизни намного более приятными.
        Не только бушмены в пустыне Калахари являются примером, какой жизнь должна быть вне капитализма, но: даже сегодня, существует масса возможностей в нашем собственном обществе увидеть, насколько лучше жить, когда ничто не имеет цены. Когда на кружке по вязанию люди встречаются ради дружбы и поддержки, когда люди идут в поход и разделяют там между собой обязанности, когда люди кооперируются для того, чтобы приготовить еду или сделать музыку или сделать что-либо еще - это "экономика подарка" в действии. Одной из наиболее замечательных вещей в любви или близкой дружбе является то, что тебя принимают таким, какой ты есть, а не "худшим". А как чудесно наслаждаться вещами, которые приходят к тебе в жизни просто так, без мысли о том, как много себя ты променял для них! Даже в этом обществе, почти все из того, что приходит извне и от чего мы получаем настоящее удовольствие, загнано в капиталистические отношения. И почему мы не можем потребовать все наше рабочее время в нашу личную жизнь? Если мы получаем настолько больше от наших отношений, когда они свободны от пут собственности и конкуренции, то почему мы не освободимся от этих пут в наших "рабочих отношениях" как можно быстрее?
        Но кто же будет убирать мусор, если мы все будем делать только то, что нам хочется? Хорошо, когда друзья живут вместе в квартире, мусор выносится? Может быть, он не выносится так регулярно, как это делает уборщик в офисе, но его выносят добровольно, и это делает не один человек все время. Предположить, что мы не можем обеспечить наши собственные нужды без авторитета, принуждающего нас, было бы глупо и не соответствует нашему виду. Идея, что мы все будем сидеть, ничего не делая, если мы не будем работать на боссов для того, чтобы выжить, исходит из факта, что вместо того, чтобы работать на боссов, чтобы выжить, мы могли бы все лучше сидеть, ничего не делая. Но если мы имеем все наше время и всю нашу энергию в нашем распоряжении, мы могли бы придумать, как их использовать, практически даже больше, чем непрактически: вспомни, как много людей наслаждаются садоводством для их собственного удовольствия, даже когда они не должны это делать для выживания. Конечно, мы не могли бы позволить голодной смерти в нашем обществе, где мы разделяем все решения и власть, а не боремся за это… и факт, что так много людей умирают от голода сегодня сигнализирует о том, что капитализм не менее непрактичен, чем любая другая система.
        Нам часто говорят, что в "человеческой природе" быть жадным, и поэтому наш мир именно такой, какой он есть. Существование других обществ и других путей жизни подчеркивает это. Однажды ты понимаешь, что современное капиталистическое общество это только один способ из тысячи, которым человеческие существа могут взаимодействовать друг с другом, и ты увидишь, что эти разговоры о "человеческой природе" - нонсенс. Мы сначала сформировались в окружении, в котором мы выросли - и человеческие существа сейчас имеют силу создать свое собственное окружение. Если мы достаточно амбициозны, то мы можем спроектировать наш мир таким, чтобы он изменил нас самих так, как бы ни пожелало наше сердце. Да, все из нас попадались на чувствах превосходства и агрессии, живя как мы живем в материальном и жестоком мире. Но в более дружественном окружении, построенном на других ценностях, мы могли бы научиться взаимодействовать способами, которые приносили бы больше удовольствия всем нам. На самом деле, большинство из нас было бы более щедрыми и больше помогали бы друг другу, чем мы могли бы сегодня - трудно свободно получать подарки в мире, где мы должен продавать часть себя за то, чтобы получить что-либо еще. Понимая это, впечатляет, как много подарков мы все еще дарим друг другу.
        Люди, которые говорят о "человеческой природе", говорили бы нам, что в наших склонностях соблазн обладать и контролировать. Но что с нашим желанием решать и действовать из искреннего наслаждения действовать? Только те, кому дано делать то, что они хотят, утруждают себя найти смысл в том, что они уже имеют. Почти каждый знает, что куда лучше принести радость другим, чем дать им какие-либо вещи. Действовать свободно и давать свободно имеет свою собственную ценность. Те, кто думают, что "от каждого по способности, а каждому по потребности" - нечестная дележка, просто неправильно понимают, что делает людей счастливыми.
        Это привлекательно - считать капитализм заговорoм богатых против бедных, и путать борьбу против капитализма с борьбой против них. Но по правде, это в лучших интересах каждого, чтобы выломаться из этой экономической системы. Если настоящее богатство состоит в свободе и общении, мы все очень бедны здесь: а для того, чтобы даже быть "богатым" в обществе, которое враждебно к этим вещам, это значит иметь величайшим количеством нищеты. Эта система не является результатом дьявольской идеи нескольких варваров, помешанных на идее мирового господства - и даже если это так, они преуспели в заключении всех, включая их самих, в оковы преимущества и подчинения. Давайте не будем слишком жестоки к ним, хотя бы потому, что они кажутся лучше на расстоянии. Каждый, кто вырос в шикарных муравейниках, может сказать тебе, что, несмотря на все их банковские счета и прочие навороты, они не более счастливы и свободны, чем ты. Мы могли бы поискать возможность сделать так, чтобы каждый увидел, что нам нужно изменить в нашем обществе, и всех в это вовлечь.
        Если этого трудно достичь, и время от времени тебе кажется, что "массы" заслуживают того, что они получают, принимая эту жизнь, не теряй веры. Помни, система, которую они принимают, это просто система, при которой ты живешь. Твои шансы на освобождение просто связаны с их шансами.
        Пусть тебя не парализует кажущаяся мощь собранных против нас сил - эти силы состоят из людей, таких же как ты, стремящихся вырваться из колеса. Найди способ вырваться из колеса насилия в твоей собственной жизни, и взять их с собой, когда ты хочешь. Выбери любой свободный момент, любую возможность, которую ты получишь в свои руки; жизнь может быть продана, но не может быть куплена - только украдена назад!
 

CrimethInc.