Заявление Анархистской федерации Британии о ситуации в сирийском Курдистане

Взгляд Анархистской федерации на так называемую "революцию" в Сирийском Курдистане (Роджаве) и роль "Рабочей партии Курдистана" (РПК) и сопоставление риторики с реальностью.

Нижеследующее заявление посвящено положению, при котором Революционное анархистское действие (DAF) вовлечено в противостояние "Исламскому государству" (ИГ) на турецко-сирийской границе. Это борьба, проигрыш которой, вероятно, приведет к еще большим репрессиям и тирании, нежели те, с которыми уже сталкиваются трудящиеся региона, в городах и сельской местности.

Но это и ситуация, при которой классовое сознание и классовая борьба должны оставаться на первом месте в анархистском ответе. Анархисты на месте ведут борьбу в ситуации, далекой от идеальной, не в последнюю очередь учитывая то, что государственные силы Сирии, Турции, Ирака, Ирана и США также заявляют о борьбе с ИГ. Мы продолжаем проявлять практическую солидарность через Интернационал анархистских федераций. Мы предлагаем также нашу собственную оценку ситуации.

Анархистская федерация хорошо знает о той поддержке, которую многие анархисты, включая тех, кто называют себя анархистами-коммунистами, анархо-синдикалистами и анархистами классовой борьбы, оказывают "революции в Роджаве". Она включает восхваление РПК (Рабочей партии Курдистана) как партии, которая каким-то образом трансформировалась из авторитарной националистической партии в почти что анархистский катализатор социальной революции в регионе, и описание ситуации в Роджаве как подобной революционной ситуации в Испании в 1936 г. (Дэвид Гребер, а также Дерек Уолл из левого крыла Партии зеленых).

Те, кто хотят сохранить свои принципы и ясную голову, должны изучить факты. РПК с момента своего рождения приняла лево-националистическую позицию. Эта левизна носила в сильной степени сталинистский характер. В 1984 г. она начала вооруженную борьбу против турецкого государства. С захватом ее вождя Абдуллы Оджалана турецким государством начался новый период в эволюции РПК. Как и лидеры прочих партий того же сорта, Оджалан рассматривался и продолжает рассматриваться как харизматическая фигура, которой повинуются руководящие элементы и рядовые члены партии. Оджалан описывается как "солнце", вокруг которого вращаются различные политические и военные организации. Это положение не изменилось с видимым принятием им букчинистского конфедерального муниципализма. Оджалан обдуманно следовало модели Сталина с его абсолютным культом личности. С развалом Советского Союза и его сателлитов, Оджалан и РПК начали маневрировать, чтобы изменить позиции, будучи не в состоянии смотреть на дискредитированный государственный капитализм.

Когда военные силы РПК были вынуждены перейти через границу с Сирией, возникли проблемы с местными курдскими крестьянами, многие из которых продолжали придерживаться мусульманских религиозных верований и боялись левизны РПК. Это побудило Оджалана заговорить о Курдистане как о "колыбели международного ислама". Одновременно РПК вступила в молчаливый альянс с сирийским режимом Асада – врагом турецкого государства.

Затем Оджалан совершил новый поворот и заговорил о превращении в "самого мощного союзника" Турции и о том, что "войне ради границ и классов пришел конец". Когда это не заинтересовало его тюремщиков, Оджалан сделал еще один поворот, рекомендовав читать Букчина и осуществлять его идеи. Это вызвало активную рекламную кампанию РПК в адрес западных левых и анархистов с тем, чтобы найти поддержку и союзников.

Помимо странности случая с РПК, после десятилетий сталинизированного национализма якобы за одну ночь превратившейся в некоий вид организации, выступающей за букчинистский либертарный муниципализм, следует отметить, что это исходило не от рядовых членов РПК, но было спущено вниз Оджаланом через командные структуры РПК. На самом деле, хотя Оджалан и РПК могут делать вид, будто они заново родились либертариями, следует помнить о том, что, выступая перед Западом как поборники прямой демократии и светскости, РПК в то же самое время выступает за создание Демократического исламского конгресса с тем, чтобы привлечь исламистов и религиозно узаконить РПК. Это тоже было сделано по настоянию Оджалана. В письме, направленном Оджаланом Демократическому исламскому конгрессу, тот упоминал о "братьях по вере" и заявлял, что "нас нельзя определять через такие западные концепции, как коммунизм и атеизм". Далее он благожелательно отзывается об исламизации Курдистана. Вот такая вот светскость!

Что касается изменений в структуре РПК с крайне централизованной структуры с Оджаланом во главе пирамиды на либертарную федералистскую организацию, контролируемую самим членами, то нет никаких указаний на то, что такое произошло. "Демократический конфедерализм" РПК описывается Оджаланом как "система, которая учитывает религиозные, этнические и классовые различия в обществе", иными словами, классовая система вообще не ставится под сомнение. Ассоциация общин Курдистана (KCK), организация, созданная РПК для осуществления программы демократического конфедерализма, защищает в своем Договоре (ключевом программном документе) частную собственность в статье 8 "Личные, политические права и свободы". Раздел "С" статьи 10 "Основные обязанности" определяет конституционную основу для военной службы: "В случае войны или законной обороны, как требует патриотизм, действует обязанность активно участвовать в защите родины, основных прав и свобод".

Либертарный коммунист из региона Зафер Онат замечает: "Хотя в Договоре заявлено, что целью не является политическая власть, мы понимаем также, что разрушение государственного аппарата тоже не выдвигается в качестве цели, а имеется в виду цель автономии внутри существующих национальных государств. Если рассматривать Договор как целое, то представляемая в нем цель не выходит за пределы буржуазно-демократической системы, которая именуется демократическим конфедерализмом".

Анархисты могут вспомнить о "Зеленой книге" Каддафи, языковая риторика которой была гораздо более радикальной, заявляя: "Все, что должны сейчас сделать массы, – это вести борьбу за то, чтобы покончить со всеми формами диктаторского правления в сегодняшнем мире, со всеми формами, которые лживо называются демократией – от парламента до секты, племени, класса и однопартийной, двухпартийной и многопартийной системы... Не может быть демократии без народных конгрессов и комитетов повсюду... Демократия – это контроль народа самим народом". Но поверит ли кто-нибудь всерьез в то, что это действительно осуществлялось при репрессивном режиме Каддафи?

Восстание против режима Асада привело к тому, что тот в ходе событий прекратил противостояние с курдским филиалом РПК – Партией демократического единства (PYD). Это было сделано для того, чтобы сосредоточиться на борьбе с другими противниками – Сирийской свободной армией и др. Разве мы можем всерьез относиться к заявлениям о Роджавской революции в курдской части Сирии?

Мы должны ясно понимать, что PYD создала парламентскую структуру, Самоуправление, которую она контролирует вместе с союзными ей партиями. Она приняла в июле закон о военном призыве, обязав семьи в регионе отправить одного из своих членов в возрасте от 18 до 30 лет на службу в корпус обороны PYD на срок до 6 месяцев подряд или сроком на год с перерывом. "Неподчинение" этому закону подлежит наказанию, оговоренному в законодательстве. Этот закон был принят без консультаций с другими политическими формированиями в Роджаве и отчетливо загоняет курдов в военные группы, полностью находящиеся под контролем PYD. В то же время, PYD обращается с другими курдскими политическими формированиями в Роджаве авторитарно и тоталитарно, опираясь на использование своей вооруженной силы. Она маргинализует их и отказывается включить в процесс принятия решений.

Так называемые кантональные ассамблеи ми низовые органы находятся под управлением PYD, и Самоуправление может утвердить или блокировать любое решение этих органов. Здесь нет никакой реальной прямой демократии; рабочие и крестьяне не контролируют эти органы. В то же время, не возникло настоящих рабочих и крестьянских милиций; все вооруженные группы находятся под контролем PYD. Далее, нет никакой социализации или коллективизации земли и на рабочих местах, как это имело место, например, в Испании в 1936 году. Кампания рекламы РПК / PYD изобразила ситуацию в Роджаве как одну из прогрессивных революций, но рабочий класс и крестьянство не имеют автономной организации. Хотя установлена 40%-ная квота для представительства женщин в этих местных советах, общинах и комитетах, очевидно, что местные структуры, на самом деле, не сильно отличаются от муниципальных советов на Западе, где они работают в роли местного государства, поддержки центрального государства и парламента и связи с ними. Так что, хотя некоторые сравнивают "революцию в Роджаве" с Испанией 1936 г., куда большей аналогией были бы большевики 1917 г., которых многие анархисты, как в интернациональном масштабе, так и в России, первоначально ошибочно поддержали как действительно революционную силу.
Что касается женских вооруженных групп, то, несмотря на признаки феминистского влияния в них, следует напомнить, что женские боевые группы отделены от мужских подразделений, и смешанных боевых групп нет. И Каддафи, и Саддам имели женские военные бригады, но это не означает, что в Ливии и Ираке было освобождение женщин. Аналогичные женские военные бригады существуют в Иране, где нет никаких признаков эмансипации женщин. И даже в ИГИЛ есть состоящие только из женщин бригады, именуемые "аль-Хансаа" и "Умм эль-Райян".

Как замечает Зафер Онат, "прежде всего, мы должны установить. имеет ли процесс в Роджаве такие прогрессивные черты, как значительный сдвиг в сторону освобождения женщин, есть ли попытки построения светской, плюралистической демократической структуры, направленной на социальную справедливость, и дано ли другим этническим и религиозным группам участие в администрации. Однако, тот факт, что вновь возникающая структура не выдвигает цели ликвидации частной собственности, то есть, ликвидации классов, что племенная система сохраняется и племенные лидеры участвуют в администрации, показывает, что целью является не устранение феодальных или капиталистических производственных отношений, а, выражаясь их собственными словами, "строение демократической нации"".

Как комментирует курдско-сирийский анархист Шиар Нейо, "с точки зрения PYD, представилась блестящая возможность навязать свою власть и расширить сферу своего влияния в курдских районах Сирии. Этот политический прагматизм и жажда власти являются двумя важными факторами в понимании отношения партии к режиму, революции, Сирийской свободной армии и даже к самим курдам. Они помогают также объяснить многие феномены, которые ставят в тупик некоторых комментаторов и аналитиков, такие как подавление силами PYD независимых активистов и тех, кто критикует политику партии, во многом так же как это делал баасистский режим. В качестве примеров в этом отношении можно упомянуть бойню в Амуде в июле 2013 г., когда Отряды народной защиты (YPG) открыли огонь по невооруженным демонстрантам, или закрытие новой независимой радиостанции "Арта" в феврале 2014 г., под тем предлогом, что она не имела "лицензии". Силы PYD также нападали на членов других курдских политических партий и арестовали некоторых из них под различными предлогами; они контролировали продовольственные и финансовые ресурсы в курдских районах и распределяли их несправедливым образом на основе пристрастного фаворитизма, и т.д., и т.п. Подобная практика обоснованно напоминает людям об угнетательской практике режима Асада".

То, что мы говорим, может быть в данный момент непопулярным, но мы чувствуем, что наш анализ будет подтвержден последующими событиями.

Действия, которые мы предлагаем:

  1. Добиваться полного открытия границ для беженцев и помощи этим беженцам. Освещать условия в лагерях для беженцев и условия сирийских беженцев в Турции, вынужденных заниматься попрошайничеством или мелкоуголовными действиями, чтобы выжить.

  2. Оказывать гуманитарную помощь Роджаве через Интернационал анархистских федераций, имеющий прямые контакты с DAF.

  3. Поощрять и поддерживать любое независимое действие рабочих и крестьян в регионе Роджава. Выступать против любой националистической агитации и за единство курдских, арабских, мусульманских, христианских и йезидских рабочих и крестьян. Любая подобная независимая инициатива должна освободиться от контроля со стороны РПК / PYD и в равной мере от помощи западных союзников и их клиентов, таких как Сирийская свободная армия, Демократическая партия Курдистана Барзани и турецкое государство.

Анархистская федерация, 1 декабря 2014 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости