Коран без патриархата: как женщины возвращают себе ислам

Да, мы будем говорить об одной из разновидностей феминизма, получившей распространение в исламских обществах, но нужно постоянно иметь в виду: вопреки сложившемуся у большинства мнению, исламский мир крайне неоднороден. Женщины подвержены угнетению повсеместно, но их дискриминация имеет свои резкие черты у каждого отдельного народа.

Феминизм на Ближнем Востоке существует так же давно, как и в западных странах. Самой заметной фигурой прошлого была Хода Шаарави из Южного Египта, которая еще в самом начале 20 века открыла у себя дома женский литературный салон. В 1923 году Шаарави ездила на Международный женский конгресс в Рим. Когда она возвращалась домой в Каир, на вокзале ее ждала многотысячная толпа. Прямо перед столпившимися посреди площади египетского вокзала она сняла с себя паранджу. Позже она устроила еще более дерзкую акцию: она и несколько ее соратниц публично сняли с себя паранджи и сожгли их.

В арабском мире Шаарави стала символом борьбы женщин за свои права. Позже ее будут относить к так называемому светскому феминизму. В чем разница с исламским? Светские феминистки мало заинтересованы в реформировании ислама и больше озабочены продвижением гендерного равенства в светском обществе. Исламские феминистки работают именно в рамках ислама.

Амина Вадуд, Рифат Хасан и Асма Барлас — вот некоторые ключевые имена исламского феминизма. Эти женщины-ученые продвигают идею ислама без патриархата. Они подвергают глубокой критике традиционное прочтение Корана, утверждая, что он был грубо исковеркан, подстроен под старые обычаи. Они используют Коран для разоблачения тезисов, на которых зиждется патриархальная традиция. Они совмещают современный феминистский дискурс с философией древнего ислама, пересматривают толкование Корана, исходя из того, что его главный принцип — абсолютное равенство всех.

Женщина в доисламскую эпоху у арабов в большинстве случаев рассматривалась как обуза для семьи, поэтому широко был распространён обычай заживо закапывать новорожденных девочек. Брак заключался исключительно по договору между двумя семьями, причём переговоры вели мужчины. За невесту её будущему опекуну предоставлялась награда. В отличие от мужчины, женщина не могла расторгнуть брак по своему желанию, она также была лишена прав на наследство, в том числе от своего отца. Это объяснялось особенностями межплеменных отношений: наследование заключалось в перераспределении завоёванного между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщина же в набегах не участвовала, имущество не защищала и, следовательно, ничего не наследовала. Зато в части племён сама женщина могла по наследству переходить от умершего мужа к его родственникам. На территории Аравии, по некоторым сведениям, женщины обладали высокими правами только среди племён Наббатейского царства, однако они утратили их после вступления в силу навязанных римских законов.

Мухаммед же направлял свои проповеди против того социального зла, свидетелем которого он являлся. Он был реформатором. Он резко осуждал такие практики языческих арабов, как убийство девочек-младенцев, эксплуатацию бедных, ростовщичество.

Современное движение исламского феминизма началось еще в девятнадцатом веке. Уже тогда иранская поэтесса Тахири предприняла попытку пересмотреть традиционное толкование Корана.

В 1973 году духовный лидер Судана Хасан аль-Тураби опубликовал брошюру под названием "Женщины между учениями религии и обычаями общества", в которой он обосновывает необходимость реинтерпретации прав женщин в исламской юриспруденции. Он утверждает, что многие аспекты исламского права были приняты так, чтобы адаптировать шариат к традиционным обычаям. И согласно этим же традициям, женский голос совершенно не учитывался. Тураби писал, что с появлением пророка Мухаммеда и благодаря его проповедям женщинам, наконец-то, дали бо́льшую свободу. Только после его смерти женщины вновь были лишены едва достигнутого места в общественной жизни. Тураби называет это «историей отступления от идеала». В 1987 году вышла его книга «Ислам, будущее мира», в которой он подробно изложил свои идеи о реформировании шариата. В ней он пишет, что каждое толкование Корана в прошлом отражает дух своего времени. Также Тураби призывает к новой юриспруденции, которая была бы построена на свободе исследования.

Тем не менее, несмотря на значительный вклад в вовлечение женщин в политическую жизнь, аль-Тураби не оспаривал гендерное неравенство в других сферах.

В 1988 году в Малайзии появилась организация «Сёстры в исламе». Она начиналась с того, что ее основательница, Зайна Анвар, ездила по селам и помогала женщинам в поисках религиозных аргументов в свою защиту.

"Сестры в исламе" даже выпустили целую брошюру под названием "Могут ли мужчины-мусульмане бить своих жен?" в начале 90-х, когда группа женщин в Малайзии лоббировала в правительстве закон о домашнем насилии. В итоге этот закон вступил в силу 1996 году.

Сегодняшний интерес к исламскому феминизму оказался нежданным ребенком Зеленой революции в Иране.

Она свершилась в апреле 1979 года. И уже с мая 1980 года в Иране усилили контроль над выполнением женщинами всех предписаний шариата: обязательного ношения чадры или хиджаба, ограничения профессий, раздельного обучения, запрещения разводов по инициативе женщины. Также власти вновь разрешили многоженство и «сиге», временный брак, который, по сути, является узаконенной проституцией. Тогда же, в мае была расстреляна 58-летняя Фаррохру Парса только за то, что при шахе она была министром просвещения.

Женщины творили революцию наравне с мужчинами, а после ее свершения их вновь выкинули за борт. То же самое происходило во всех других революциях в исламских странах. Так было после провозглашения независимости Алжира в шестидесятых, так было после заключения Норвежских соглашений и создания Палестинской Автономии. Тем же обернулась для женщин Арабская Весна.

В Египте участниц демонстраций на площади Тахрир записали в категорию женщин легкого поведения только потому, что на митингах они проводили много времени бок о бок с демонстрантами-мужчинами. За последние пять лет женщины растеряли те немногие свободы, которыми они пользовались до революции.

Женщины начали подвергать сомнению легитимность государственной монополии на толкование и применение шариата в общественной и частной сферах. Перечитывание Корана сквозь призму феминизма стало неизбежным. Впервые в истории исламского права обществу открыта возможность пересмотреть интерпретации правил шариата.

Эти идеи также цветут в исламских диаспорах по всему миру. Мусульманки столкнулись с борьбой между образом жизни стран их проживания и традиционными устоями культуры родителей. По большей части, именно эти женщины развили свои собственные феминистские практики и способы формулирования собственных проблем.

Исламские феминистки признают существование неравенства мусульманок в соответствии с мусульманскими законами. «Эталоном» феминистской борьбы в исламском мире стало семейное право. Как я уже говорила, исламские феминистки не выступают за отмену исламского закона, а утверждают, что расширить права и возможности женщин можно, пересмотрев интерпретацию фундаментов ислама. Коран поддерживает принцип гендерного равенства, однако в современных мусульманских обществах его интерпретация была подвержена патриархальным идеям, обычаям и практикам.

Исламские феминистки открыто обвиняют большинство мусульман в том, что они повторяют три-четыре фразы из Корана, которые могли бы указывать на то, что Аллах сделал мужчину выше женщины. Однако в самом Коране сказано, что тексты его многозначны и что люди должны брать лишь самый предпочтительный смысл. Чем определяется предпочтение? Наличием множества пониманий и свободой выбора между ними в свободном диалоге. Но женщина изолирована от приобретения религиозных знаний, равно как и от общественной жизни. Монополией на знание обладает лишь ограниченный круг ученых-мужчин, считающих себя арбитрами в толковании религии.

Каждое слово в арабском языке имеет много значений. Но так как интерпретаторами были мужчины, их толкование смыслов имело мужской уклон. Например, в самой известной суре ан-Ниса («Женщины») используется слово qawwamum, чтобы описать человека. Традиционно это слово переводят как "мужчина-опекун". Однако это слово также переводится как "кормилица". Дальше идет фрагмент, который в русских переводах смыслов звучит примерно так: "если они будут послушны и будут повиноваться вам..." - здесь используется термин Ta'a, что означает «одному человеку следовать указаниям другого человека», не только женщине слушаться мужчину. Кроме того, Ta'a используется здесь не в командной форме. Перевести этот момент можно так: "Если она слушается вас, то не следует искать пути против нее".

Большое значение играют язык и культурный контекст, в котором читается Коран. Каждая среда порождает свое уникальное прочтение, именно поэтому эта книга уникальна: она представляет собой большое множество смыслов. Также крайне важно учитывать, что Коран появился в средневековой Аравии, поэтому сегодня нет и не может быть его универсальной трактовки.

Проблемой в прочтении Корана также является и ограниченность человеческого языка. Аллах ни в чем не похож ни на что земное, он вне категорий пола и гендера, но ограниченный язык усложняет путь к внегендерным сферам реальности. Более того, придавая Аллаху гендер, его роль принижается, что есть нарушение главного принципа Корана — Аллах господствует над всем. Потому господство мужчины над женщиной противоречит исламу, ибо таким образом приравнивает мужчину к Аллаху.

Софико Арифджанова

Материал был подготовлен для грядущего 37 номера журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости