Олимпийский угар

В июле этого года город Сочи был выбран Олимпийским комитетом местом проведения Олимпиады¬2014 – патриоты и любители «большого спорта» слились в едином экстазе. В момент оглашения решения комитета рыдали даже чиновники. Поговаривают, что решающую роль в принятии решения сыграл приезд в Гватемалу Владимира Путина. Столь могущественному императору ¬ то бишь, президенту – рука не поднялась отказать. Теперь в далекой от европейских стандартов «черноморской здравнице» нужно построить олимпийскую деревню, объекты для спортивных соревнований, трибуны, гостиницы, рестораны, развлекательные комплексы для участников и гостей. Примерно половина денег будет выделена из государственного кармана – это несколько десятков тысяч миллиардов рублей.
Не то, чтобы я верю в то, что не будь олимпиады, государственные деньги были бы потрачены лучшим образом. Хорошо, что хотя бы не затеяли новую «победоносную войну». Главное в этой истории то, что инфраструктура Сочи и некоторых территорий вокруг должна быть перелопачена на корню. Нужны не только новые здания в плотно застроенной прибрежной полосе, но и новые дороги, спортивные объекты в горах, под которые нужно свести немало дикой природы. Жителям Сочи предстоит ближайшие годы провести в окружении бесчисленных строек. Разделяю их опасения, что отдыхающие предпочтут место поспокойнее. Возросшие цены оттолкнут не слишком обеспеченных «дикарей», снимавших койки и сараюшки у таких же малообеспеченных сочинцев. Часть санаториев будет закрыта – они оказались на пути строителей – люди потеряют работу. Жители Имеретинской низменности, где должна быть размещена Олимпийская деревня, уже выселяются из своих домов.
Любимые аргументы сторонников олимпиады в Сочи – успешное развитие курортного бизнеса, привлечение зарубежных туристов, новые, хорошо оплачиваемые рабочие места в строительстве и элитной сфере обслуживания.
Разговор идет исключительно в соответствии с логикой капитализма ¬ для его существования нужны все новые рынки и объекты капиталовложений. Деньги должны крутиться и приносить прибыль. Стоимость земли в Сочи будет расти по мере приближения олимпиады – заработают те, кто вложится в скупку земли. Дорогие гостиницы окупятся, по крайней мере, частично, уже за дни спортивных соревнований из¬за баснословных цен на их услуги. Государственный заказ подразумевает возможность откатов, завышения реальных затрат и слабый контроль за качеством. В общем, будет чем поживиться.
Что же можно увидеть, если посмотреть на феномен «Олимпиада на сочинской земле» под другим углом зрения?
Зарубежные туристы почему¬то видятся чиновникам как этакие «денежные мешки», которые спят и видят, как бы поехать отдохнуть в Сочи. Тогда как мировой туристический бизнес прекрасно развит, предлагает широчайший набор услуг, в том числе крайне дешевых – из¬за дешевизны рабочей силы в странах третьего мира. Я не большой специалист в курортах, но все же могу судить: привлечь европейских туристов нашему Сочи особенно нечем. Климат совершенно не экзотический, море грязное, а фешенебельные гостиницы обычно соседствуют с заброшенными помойками. К этому добавляется дорогая российская виза. Это означает, что вновь построенные гостиницы с ценами в $500 за ночь и развлекательные комплексы могут так и остаться пустыми; старая инфраструктура к тому времени будут разрушена, люди останутся без работы.
Успешность бизнеса в регионе – по словам чиновников – хороша для бюджета. Если представить себе, что бюджет вдруг не разворовывается, не тратится на бессмысленные пиар¬проекты, не вкладывается в то же самое строительство к олимпиаде, то об этом может и стоило бы рассуждать. Но мы же знаем, как все на самом деле – отремонтировать администрацию деньги всегда найдутся. Поставить пожарную сигнализацию в доме инвалидов – их всегда нет.
Рабочие места в сфере обслуживания элитного уровня, может, и помогут кому¬то поправить свое материальное положение. Но таких людей будет немного, и к бедствующим они явно не относятся. Такого рода работа требует не только навыков, но также определенного социального статуса, молодого возраста, культурного капитала. Бывшая уборщица лет под 50 точно не трудоустроится в новых условиях. Ее, скорее всего, вообще не хотели бы видеть в городе¬курорте – дабы не оскорбила ненароком своим видом эстетические чувства «высококультурных» отдыхающих. Но сталинские лагеря для «избыточной людской массы» пока в России не восстановлены. Поэтому будет доживать она свой век в качестве «отброса общества», или продаст квартиру и сама уедет с глаз долой куда нибудь в сельскую местность.
Кроме работающих на организованном производстве и в сфере обслуживания, в Сочи значительная часть населения живет по принципу самозанятости. Это выращивание овощей и фруктов, сдача жилья отдыхающим, сезонная торговля разной мелочью и т.д. Эта стихийная, не учтенная и не организованная сверху сфера услуг, дензнаков в казну не приносит, а потому считается вредной и незаконной. В рамках зачистки города перед олимпиадой значительная часть этих услуг окажется под запретом. При том, что для многих пенсионеров и малообеспеченных это основной источник дохода.
Олимпийские объекты предполагается разместить в Имеретинской низменности и поселке Красная поляна. Жители этих мест уже оказались под жестоким прессингом государства. Даже те, у кого оформлена земля в собственность, не могут рассчитывать на компенсацию за нее по рыночным ценам. А значит, они не смогут купить себе участок с домом в другом месте и будут вынуждены переселиться в худшие условия, чем те, в которых живут сейчас. Заповедные территории вокруг Красной поляны, красивейшие места в горах будут застроены горнолыжными трассами и другими спортивными сооружениями. Крайне короткие сроки строительства приведут к беспрецедентному вторжению в уязвимую горную экосистему, что чревато селями, лавинами, нарушением гидрорежима. Только чужакам до этого дела нет. Боятся последствий исключительно местные жители, которые знают особенности этих гор.
В октябре Госдума в первом чтении приняла закон об упрощенном изъятии сочинских земель под нужды олимпиады. Теперь для «отъема» земли и жилья не понадобится даже решения суда. Собственник ставится в очень жесткие рамки – он должен быстро выбрать оценщика из предложенного чиновниками списка и затем согласиться на предложенную компенсацию. Обжалованию решение государственных органов не подлежит. Еще хуже тем, кто по каким­либо причинам оформить нужные документы не смог – за неоформленную землю компенсации вообще не положено, неоформленный дом могут объявить «самостроем» и выселить вас в никуда. Да еще и сносить его потребуют за ваш счет. Пока жертвами олимпиады пали несколько небольших гостиниц, которые уже снесли, абхазские беженцы и пенсионерка, 15 лет назад самочинно вселившиеся в брошенные дома на самом берегу моря. Они получили предписание “очистить жилплощадь” до 22 октября. Идти людям некуда. 50 граждан России просят взамен 15 комнат в общежитии. Но таких расходов в бюджете олимпиады не предусмотрено. Это первые «ласточки» ¬ жителей в Имеретинке больше тысячи человек.
Первыми тревогу по поводу последствий олимпиады в Сочи подняли местные независимые экологи – с 2004 года, момента оглашения самой идеи, они бились за привлечение внимания к проблеме уничтожения дикой природы. В какой­то момент их поддержали более осторожные и лояльно настроенные Гринпис, МСоЭС и WWF. Но их требования, в конце концов, сосредоточились вокруг пары самых одиозных составляющих проекта. Да и требованиями это назвать сложно. Скорее, нижайшие просьбы. Тем не менее, члены Международного олимпийского комитета (МОК) вроде как наличие проблемы признали, что, впрочем, не помешало им выбрать Сочи.
Осенью 2006 года против олимпиады начали выступать местные оппозиционеры: КПРФ, организация неясной политической ориентации под названием «Наш Сочи», неравнодушные жители города. Прошло несколько митингов, вышла антиолимпийская газета. Жители Имеретинки создали инициативную группу, которая, правда, очень скоро захлебнулась. Посланцы мэра наобещали активистам с три короба, а заодно и припугнули – мол, не ввязывайтесь в политическую провокацию, хуже будет. Только враги России могут быть против олимпиады.
И не удивительно, что люди испугались: сам мэр Колодяжный, не только его прихлебатели, ведет себя нагло в высшей степени. На встрече с жителями Красной поляны он откровенно хамил и угрожал. И идти человеку некуда: правозащитников сажают, медийное пространство полностью подчинено интересам власти – критика олимпиады в нем под запретом.
Московские анархисты и экологи из «Хранителей радуги» и Движения дружин охраны природы попытались сказать свое веское слово на тему «Сочи­2014». Для нас это не только социально вредный проект, но и еще один шаг на пути взращивания тоталитарной России. Несколько пикетов зимой и весной 2007¬го не принесли особенного результата, но презентация Антизаявочной книги и акция 3 июля, в день объявления места проведения олимпиады, были довольно заметными событиями.
Акция 3¬го задумывалась как театрализованное пред¬ставление, в котором «Путин» ¬ в сопровождении охраны, на лыжах ¬ прибывает из Гватемалы (где было оглашение резу¬льтатов голосования в МОК) в Сочи. В роли Путина выступал молодой человек в костюме и маске, в роли охраны – люди в камуфляже, солнцезащитных очках и с игрушечными писто­летами. «Прибыв» в Сочи, «Путин» взобрался на пьедестал и приготовился получить от «восхищенной общественности» медали: «За зимнюю олимпиаду на южном курорте», «За Потемкинские деревни в Сочи», «За нарушение законодательства», «За уничтожение нацпарка», «За надругательство над заповедником». Но в первые же секунды пребывания «Путина» на пьедестале, к нему пробился через толпу журналистов милицейский чин, содрал с лица эколога маску и потащил в машину. Был задержан еще один человек, милиция долго бычила на тему театрализованности акции, но в целом все прошло успешно.
Вся беда в том, что проекты федерального уровня – в том числе, эта олимпиада ¬ имеют такую серьезную крышу, что борьба с ними может быть успешной только в случае массового сопротивления. Тысяча человек на митинге в Сочи это хорошо. Но этого недостаточно, чтобы напугать власть, чтобы пошатнуть основы ее существования. Она готова списать все протесты на «издержки демократии» ¬ доставляющие ей хлопоты, но в целом не существенные явления.
Олимпиада затрагивает интересы большинства жителей Сочи, и многие это знают. Но люди надеются, что «меня¬то это уж точно не коснется». И город пока спит.
А.М

 

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости