АВТОНОМ №9

Автономное Действие

 

КРАСНЫМ ПО ЧЕРНОМУ!
Интервью с марксистом тов. Юрой

 

Марксисты уже полтора века наезжают на анархию. Возмущенные сим фактом мы решили отловить кого-то из них и выпытать, что они собственно имеют против черного флага. Первым попался нам один из издателей новой марксистской газеты "Левый поворот" товарищ Ю. Видимо, испугавшись ответственности, Ю. заявил, что ответит на вопросы при условии, что будет говорить лишь от своего имени, а не от имени всех марксистов. Ладно, подумали мы - может хоть так ему будет легче разродиться чем-то внятным. Итак, поехали: Ред. - Ю., прежде чем выслушивать твои наезды на безвластие, хотелось бы определиться с термином "коммунизм". Это слово произносят очень многие, начиная с христиан и заканчивая националистами. Анархи тоже говорят о коммунизме. Но каждый вкладывает в этот термин свой смысл. А что для тебя КОММУНИЗМ?

Ю. - Для меня коммунизм, прежде всего, экономическая категория. Коммунизм это переход от производства товаров к производству продуктов. То есть, люди производят не чтобы продать, а чтобы отдать. Конечно, при условии, что и сами могут взять необходимое. Коммунизм это изживание рынка, наемного труда, меновой стоимости и, разумеется, эксплуатации и частной собственности. В том-то и сила коммунизма, что без всего этого он организует производство эффективнее, грамотнее, экономнее и, пожалуй, человечнее, чем капитализм. Конечно, коммунизм не исчерпывается одной экономикой. Совершая переворот в производстве и распределении, он изменяет и все остальные сферы жизни людей. Он уничтожает экономическую основу неравенства, а значит и само неравенство, социальную иерархию, сопутствующую ей идеологию. К примеру, религию. Он уничтожает классы, а значит и классовую борьбу, а с ней и государство, как аппарат классового насилия. Он уничтожает почву, на которой растут лицемерие, фальш и двойные стандарты современного общества. Вообщем, коммунизм делает человека Человеком. Но мы привыкли своему рабству. Мы не можем представить жизнь без него, хотя часто и не довольны такой жизнью. Отсюда появляются христианские и прочие "коммунизмы". Они хотят лишь подкорректировать систему эксплуатации, а не взорвать ее. В первую очередь это относится к, так называемым, народным патриотам из фирмы Зюганова. Они отлично уживаются с капиталистом, если он русский, с господством чиновника, если он "патриот", с православным попом, с бесправным положением рабочего. Вообщем, с тем, что называется капитализмом. Поэтому я не могу считать их коммунистами.

Ред. - Мы вообще сомневаемся в левой ориентации этих "коммунистов", скорее это правые национальные социалисты-державники. Все же их идейки популярны... Ю. - Они констатируют очевидные вещи. Приводят статистику экономического упадка, вспоминают, что умерших больше, чем родившихся, говорят о всплеске преступности, говорят о том, что Запад держит Кремль на поводке. Я с этим согласен. Но. Что они предлагают взамен? У них только левые громкие лозунги. Однако если отбросить эмоции, станет ясно - "кампрадорский" капитализм хотят заменить тоже капитализмом, но уже национальным. Все сведется к тому, что сегодняшних господ заменят новыми господами, а сам принцип господства останется неизменным. Но мы, марксисты боремся против любого господства: и западного, и "патриотического".

Ред. - Думаю, услышав твои слова иной анархист заявит, что ты скопировал анархистскую программу. А сам ты не считаешь, что марксизм и анархизм, во многом, вторят друг другу?

Ю. - В марксистских и анархистских "картинках" коммунистического завтра, действительно, много общего. И там, и там мы видим не рыночную экономику, в обоих случаях нет классов, эксплуатации, государства, нет деления общества на управляющих и управляемых, действует принцип: от каждого по способности, каждому по потребности. С другой стороны, нельзя не видеть и серьезных расхождений между марксизмом и анархизмом. Расхождения начинаются уже с идейных акцентов. Критикуя Эксплуатацию, марксист будет говорить о присвоении прибавочного продукта. Анархист же скажет о подавлении личности, об авторитаризме, об отсутствии свободы. Да, это две стороны одной медали. Но отсюда видно, что марксисты мыслят на уровне экономического базиса - на уровне, где заложена первопричина общественных процессов. Анархисты, чаще всего, руководствуются не экономическими выкладками, а эмоциями. Они имеют дело с идеологическим отражением социально-экономических процессов. А любое отражение дает погрешность...

Ред. - Например?

Ю. - Возьмем вопрос о государстве. Анархи натерли мозоль на языке, агитируя за уничтожение этого источника - чуть ли не всех земных бед. Мы говорим: да, государство отомрет, но не тогда, когда этого захочет волосатый революционер, а когда исчезнут, породившие государство, социальные процессы. Государство появилось вместе с делением общества на классы. И отомрет оно вместе с этим делением. Но уничтожение классов - дело не 5 минут. Ведь революция, с которой и начнется уничтожение классов, это не только смена флага. Это смена способа производства, распределения, смена привычного уклада жизни. Мало того, что капиталистов нельзя вычеркнуть из экономики за один день, еще дольше мы будем вычеркивать капиталистические привычки из наших мозгов. А значит аппарат классового насилия - государство будет существовать и после революции. Правда, это уже не будет государством в привычном понимании. Классовое насилие будет осуществлять большинство населения над меньшинством эксплуататоров. Сейчас все как раз наоборот. Возьмем другой анархистский принцип - автономизм. Современное общество готово к обобществлению производства как раз потому, что национальные экономики стали взаимосвязаны. То же происходит с экономиками регионов внутри страны. Даже отдельный трудовой коллектив это, прежде всего, взаимосвязь работников. Она определяется единой для всех технологической цепочкой, единым рабочим временем, правилами работы. Но анархи в упор не видят этого и. Посреди всеобщей взаимосвязи, твердят об автономии. Они путают современное производство с натуральным хозяйством феодальных времен, когда о централизации не было и речи. Видишь, экономический базис восстает против анархистских "телег", но анархов это не смущает.

Ред. - После того, что произошло с ленинской партией тебе еще нужны доказательства, что централизм это путь в тупик, к воссозданию очередных господ "централизованно" распоряжающимися экономикой и всей нашей жизнью? Ю. - Вот опять вы мыслите категориями надстройки. И партия, и советский строй погибли не из-за централизма, а из-за низкого уровня экономического развития России к 1917 году. Из-за поражения пролетарской революции на Западе. Чрезмерный централизм в СССР и КПСС был, в какой-то степени, следствием этого, но не первопричиной поражения.

Ред. - Вижу ты готов покритиковать КПСС, но не сам принцип партийности. А мы считаем этот принцип буржуазным. Посмотри, любая партия это маленькая парламентская республика. А то и президентская. Та же иерархия, та же бюрократия, тот же вождизм, отсутствие самодеятельности и инициативы партийных низов...

Ю. - Ты считаешь, что пролетарская организация это прообраз будущего общества и потому она не может копировать формы буржуазной республики? Пролетариат создает свои организации в условиях капитализма, для ведения классовой борьбы. Заметь, что современная классовая борьба это довольно буржуазная штука. При коммунизме ее не будет. Поэтому, вполне естественно, что пролетариат придает своим организациям форму, соответствующую реальной действительности. Кстати, партии должна отмереть вместе с классами.Коммунистическое общество не будет знать партий. Думаю, анархи критикуют партийность не только из идейных соображений. Им не приятна партийная дисциплина, они хотят быть "независимыми". Такой подход ближе не столько человеку из трудового коллектива, сколько сидящим в "интеллигентском кафе". Такие люди упрекают марксистов в вождизме, а себя считают возвышенными натурами и в душе зачислили себя в "революционную" элиту. Интересно, откуда у них деньги на кафе? Ведь за "революционными" приколами у них не остается времени работать.

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ: Ну что, братки, есть над чем поразмышлять... Может кто- нибудь поднимет перчатку, брошенную красным поклонником Маркса? Мы с огромным удовольствием напечатаем наш черный анархистский отлуп "конкурентам по революции". Ждем-с!