СОЛДАТСКАЯ ПАМЯТКА
Ты солдат, тебя учили стрелять, колоть, маршировать, водили на ученья и на смотры: тебе и в голову не приходило спросить себя, хорошо или дурно то, что ты делаешь? Но вот твоя рота получает приказ выступать. Тебя подводят к деревне или к фабрике, и ты видишь издалека, что на площади толпится народ деревенский или фабричный, мужчины, женщины с детьми, старики, старухи. Губернатор, прокурор с полицейскими подходят к толпе и о чем-то толкуют. Толпа сначала молчит, а потом начинает кричать все громче и громче, и начальство отходит от народа. И ты догадываешься, что это крестьяне или фабричные бунтуют, и тебя привели усмирять их. Начальство несколько раз отходит от толпы и подходит к ней, но крики все громче и громче, и начальство переговаривается между собой, и тебе дают приказ заряжать ружье боевым патроном. Ты видишь перед собой людей - тех самых, из которых ты взят: мужчин в поддевках, полушубках, женщин в платках, таких же женщин, как твоя жена или мать. Первый выстрел приказывают пустить через головы толпы. Но толпа не расходится и кричит еще громче. И вот тебе приказывают стрелять по-настоящему, не через голову, а в середину толпы. Тебе внушено, что ты не ответственен за то, что произойдет после твоего выстрела. Но ты знаешь, что тот человек, который, обливаясь кровью, упадет от твоего выстрела, убит тобою и никем другим, и ты знаешь, что мог не выстрелить, и тогда человек не был бы убит. Что тебе делать? Мало того, что ты опустишь ружье и откажешься сейчас стрелять в твоих братьев. Но ведь завтра может быть то же самое, и потому, хочешь или не хочешь, тебе надо одуматься и спросить себя: что такое звание солдата, которое довело тебя до того, что ты должен стрелять в своих безоружных братьев? В Евангелии сказано, что не только не должно убивать своих братьев, но не должно делать того, что ведет к убийству... В солдатской памятке, которая висит во всех казармах и которую ты много раз читал и слушал, сказано, как солдат должен убивать людей. Тебе говорят, что ты должен убивать, потому что присягал, и отвечать за свои дела будешь не ты, а начальство. Но прежде, чем ты присягал, то есть обещал людям исполнять их волю, ты уже без присяги обязан исполнять волю Бога, Того, Кто дал тебе жизнь - Бог же не велит убивать. Так что тебе нельзя было и присягать в том, что ты будешь делать ВСЕ, что прикажут люди. От этого в Евангелии прямо сказано: “Не клянись вовсе... Говори: да, да, нет, нет, а, что более того, то от лукавого.” Разве может совесть твоя быть не в тебе, а в ефрейторе, фельдфебеле, ротном? Никто не может за тебя решать, что ты можешь и должен, а что не можешь и не должен. И человек всегда ответственен за то, что он делает. То же, что вставшие над тобой люди требуют от тебя убийства, показывает только то, что эти люди обманщики, и потому не надо повиноваться им. Постыдно положение блудницы, которая всегда готова отдать свое тело на осквернение тому, на кого укажет хозяин, но еще постыдней положение солдата, всегда готового на величайшее преступление - на убийство человека, всякого человека, на которого только укажет начальник.
(Печатается в сокращении)
Л.Н. Толстой "Дезертир", №1 (февраль '2005)
|
|
|