Эрих Фромм
ДОГМАТ О ХРИСТЕ
Обобщим результаты нашего исследования относительно смысла изменений
в ходе эволюции догмата о Христе.
Главное значение веры ранних христиан в страдающего человека, ставшего
Богом, заключалось в подразумеваемом желании свергнуть Бога Отца или его
земных представителей. Фигура страдающего Христа первоначально возникла
из потребности в идентификации части страдающих масс, и она только дополнительно
определялась потребностью искупления преступной агрессии против отца. Последователями
этой веры были люди, которые вследствие своей жизненной ситуации были полны
ненависти к своим правителям и надежды на осуществление своего собственного
счастья. Изменение экономической ситуации и социального состава христианской
общины видоизменило психологическую позицию верующих. Догмат развивался:
представление о человеке, ставшем Богом, превратилось в представление о
Боге, ставшем человеком. Отца же не надо было свергать; виноваты не правители,
а страдающие массы. Агрессия направлена уже не против власти, а против
личности самого страдающего. Удовлетворение заключается в прощении и любви,
которые отец дарует своим смиренным сыновьям, и одновременно в царской,
отеческой позиции, которую страдающий Иисус принимает, пока остается представителем
страдающих масс. В конце концов Иисус становится Богом безо всякого свержения
Бога, поскольку он всегда был Богом.
За всем этим стоит еще более глубокая регрессия, нашедшая свое выражение
в догмате о единосущности: отцовский Бог, чье прощение может быть получено
только посредством собственных страданий, трансформируется в полную благодати
мать, которая кормит ребенка, укрывает его в своем чреве и таким образом
дает прощение. С точки зрения психологии происходящее здесь изменение представляет
собой превращение враждебной позиции к отцу в пассивную, мазохистски покорную
позицию, а в конце концов - в позицию младенца, любимого своею матерью.
Если бы подобное развитие происходило в индивиде, оно свидетельствовало
бы о психическом заболевании. Однако оно продолжается на протяжении столетий
и оказывает воздействие не на всю психическую структуру индивидов, а лишь
на общий им всем сегмент; это не проявление патологического нарушения,
а, напротив, приспособление к данной социальной ситуации. Для масс, сохранявших
остатки надежды на свержение правителей, фантастические представления ранних
христиан бьши удобны и давали удовлетворение, каким и был для масс католический
догмат в средние века. Причина развития заключается в изменении социоэкономической
ситуации или в регрессе экономических факторов и их социальных последствий.
Идеологи господствующих классов усиливали и ускоряли это развитие, предлагая
символическое удовлетворение массам, направляя их агрессию в социально
безопасную сторону. Католицизм выражал замаскированное возвращение к религии
Великой Матери, потерпевшей поражение от Яхве. Только протестантизм повернул
обратно к Богу Отцу1. Он занимает положение в начале социальной
эпохи, открывшей возможности для активной позиции части масс в противоположность
пассивной инфантильной позиции средних веков.