AVTONOM.ORG | ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА |
Иван Овсянников
ТРОЦКИЗМ - ПРЕДИСЛОВИЕ К КРИТИКЕ
Анархизм и троцкизм - основные течения современной
леворадикальной мысли-практики (сталинизм во всех обличьях
от монархо-зюгановщины до маоизма-геваризма является консервативной
идеологией, которая лишь слегка припудрена
социалистической риторикой). Оба эти направления мыслят себя антиавторитарной /
антибюрократической альтернативой как буржуазной
демократии , так и сталинско-гитлеровской диктатуре.
Именно в силу этого так актуальна для нас либертарная критика троцкизма,
выяснение пунктов противоречия между сходными на
первый взгляд теориями.
Между тем, дискуссии на данную тему ведутся преимущественно с исторической точки
зрения (разного рода политические сектанты - как
троцкисты, так и анархисты сводят старые счеты, поминая то подавление
большевиками Кронштадтского восстания 1921-го, то
историю махновского движения, то еще что-нибудь, вплоть до раскола 1-го
Интернационала). Настало время сойти с этой зыбкой почвы, и дать, наконец,
критическую оценку идеологии и практике троцкизма. Конечно, в этой короткой
статье мы сможем лишь наметить общую канву подобной критики.
1. Миф о единственной партии
Будучи верными последователями большевистской традиции, все многочисленные
троцкистские группы именуют себя или мечтают об интернациональной рабочей партии
(воссоздание 4-го Интернационала, созданного Л. Троцким в изгнании). Такая
партия рассматривается как авангард пролетариата, и даже как единственный, - по
выражению Троцкого - инструмент истины. Сознательное меньшинство, вооруженное
диалектическим материализмом (и прочими истинами , включая, конечно, Переходную
программу Троцкого) организует железные когорты рабочих для завоевания
политической власти сначала в одной, отдельно взятой стране , а затем и по
всему миру. При этом партия мыслится как нечто сакральное как партия
ленинского типа , обладающая философским камнем правильно истолкованного
марксизма-ленинизма-троцкизма. Реальное положение вещей, однако, разительно
отличается от помпезной утопии, созданной воображением троцкистов. Существование
сотен враждующих сектантских групп, именующих себя четвертыми
интернационалами, комитетами за рабочий интернационал,
или даже рабочими интернационалами за воссоздание 4-го
Интернационала наглядно иллюстрируют тщетность поисков философского камня , а
значит и крах пролетарского авангардизма . Сознавая невозможность создания
супер-партии, троцкисты давно избрали тактику энтризма, т.е.
вхождения в массовые социал-демократические партии или профсоюзы на правах
фракции. Действуя в рамках этих структур, троцкисты надеются захватить в них
лидерство или хотя бы пополнить свои ряды за счет
раскола. Будучи изначально внутрипартийной оппозицией в рядах
сталинизирующихся компартий, органически неспособной признать фатальные ошибки
большевизма, породившие бюрократического монстра, троцкисты и сегодня чувствуют
себя комфортно лишь в утробе реформистских организаций.
2. Бюрократическое перерождение
Мы, анархисты, оцениваем любые партии (т.е. организации, ставящие целью
завладение политической властью) как скрытые формы диктатуры. Специфика рабочих
партий состоит в том, что выступая от имени трудящегося большинства, они на
деле ведут к власти левацко-интеллигентскую и экс-пролетарскую элиту, чье
перерождение в гос. бюрократию представляет лишь вопрос времени. Троцкий и его
сторонники вели героическую борьбу под реформистским флагом внутрипартийной
демократии . Но, убоявшись дела рук своих, они так никогда и не смогли выйти за
рамки партийного фетишизма, чтобы утвердить строй прямой демократии вольных
советов. Впрочем, тогда большевики уже не были бы собой.
Будучи в эмиграции, Троцкий блестяще препарировал советскую бюрократию, вскрыв
ее контрреволюционные цели и сущность. Однако, не стоит приписывать Троцкому
лавры в борьбе против красного бонапартизма. Ведь именно ему по праву
принадлежат лавры гонителя Рабочей оппозиции, задолго до Тро-цкого и куда
радикальнее, чем он выступавшей против режима партократии.
Пламенный якобинизм троцкистов лучше чем все их антисталинские декларации
показывает, что они не вынесли никаких уроков из мрачной трагедии большевизма.
3. Деформированное рабочее государство
Ограниченный характер троцкистской оппозиции отразился и на общей оценке
сталинского СССР. В бюрократии, захватившей всю экономическую и политическую
власть в стране продолжали видеть уродливую надстройку на социалистическом
базисе, досадное недоразумение, пятно, которое вот-вот будет стерто правящим
классом . Исходя из этого, троцкистские теоретики до самого конца рукоплескали
экономическим успехам СССР, считая бюрократическое планирование более
эффективным по сравнению с западным капитализмом. Так, один из главных
троцкистских корифеев Эрнест Мандель вплоть до
начала перестройки придерживался мнения, согласно которому Советский Союз план
за планом, десятилетие за десятилетием сохраняет более
или менее постоянный ритм экономического роста, без отягощающего влияния
прошлого прогресса над возможностями будущего (Цит. по: Тони Клифф,
Государственный капитализм в России). Превознося гениальные предвидения
Троцкого, его последователи не очень то
распространяются о его не менее гениальных ошибках. Как видно, философский
камень марксизма выручает далеко не во всех случаях.
4. Наукообразность троцкизма
Одним из следствий знаменитой ленинской фразы о том, что: учение Маркса
всесильно, потому что верно стал пресловутый догматизм троцкистских
интеллектуалов. Научность того или иного тезиса в большинстве случаев
определяется через его соответствие трудам классиков. Цитирование возводится в
ранг метода, что делает троцкистскую публицистику очень похожей на
позднесоветскую научную макулатуру и еще чем-то - на писания постмодернистов.
Судьба еретиков , таких как Бернхейм, Шахтман или Тони Клифф,
позволивших себе усомниться в основах - например в марксистской диалектике или
классовой природе СССР - весьма показательна.
Выступая против всех видов эзотерического знания, анархисты, конечно, также не
застрахованы от ошибок и просчетов. Это, однако, не лишает анархистов
теоретической почвы. Кем-то было довольно верно подмечено, что анархизм -
романтическое учение, опирающееся на реалистический базис . Свободное
исследование и опыт классовой борьбы пролетариата, а не слепой ортодоксализм
сектантов - вот та точка опоры, при помощи которой мы
перевернем мир!