AVTONOM.ORG | ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА |
Трактат об умении жить для молодых поколений (Революция повседневной жизни)
6
глава "Понижение
давления и третья сила"
До сих пор,
тирания только переходила из рук в руки.
В общем уважении к командным функциям,
антагонистические силы
никогда не переставали ухаживать за семенами своего
будущего сосуществования. (Когда
лидирующий игрок берёт власть шефа,
революция гибнет вместе с революционерами).
Неразрешённые антагонизмы гниют,
скрывая реальные противоречия.
Снижение давления является постоянным
контролем за антагонистами со стороны правящего
класса. Третья сила
радикализирует условия и помогает преодолеть их,
во имя индивидуальной свободы и против всех
форм ограничений.
У власти нет иного выбора кроме
как уничтожать или интегрировать третью силу
не признавая её существования.
Подведём итог.
Миллионы жили в доме без окон и без дверей.
Бесчисленные керосиновые лампы
соперничали своим тусклым светом с тенями, которые
правили вечно. Как вошло в
обычай с самой глубокой древности,
бедные должны были следить за ними,
чтобы поток керосина верно следовал курсу
бунтов и умиротворений.
Однажды вспыхнуло всеобщее
восстание, самое
яростное из всех, которые знали люди.
Его лидеры требовали
справедливого перераспределения тарифов за освещение;
большое количество революционеров говорило,
что то, что они называли общественными услугами
должно было быть бесплатным;
некоторые экстремисты зашли так далеко, что говорили о необходимости
разрушить здание,
которое они считали нездоровым и
непригодным для человеческого обитания.
Как обычно,
самые разумные оказались безоружными
перед жестокостью конфликта.
Во время особенно
оживлённого столкновения с силами порядка,
шальная пуля пробила брешь во внешней стене,
через которую полился свет.
После того как прошёл
первый момент ступора, этот
поток света был встречен победными криками.
Здесь заключалось решение:
достаточно было пробить больше таких брешей.
Лампы были выброшены на свалку или выставлены
в музеях, власть перешла к
оконщикам. Были забыты
партизаны радикального разрушения и сама их
тихая ликвидация, кажется, прошла незаметно.
(Все теперь спорили о количестве и
местоположении окон). Затем
их имена ожили в памяти, век
или два спустя, когда,
привыкнув к огромным застеклённым
окнам,
люди, этот вечный
источник недовольства, начали задавать экстравагантные вопросы.
«Влачить наши дни в теплице – разве это жизнь?»,
спрашивали они.
*
Современное сознание
немного является сознанием замурованного, немного
пленника. Это колебание
занимает место свободы; человек
ходит, подобно приговорённому от пустой стены своей камеры к
зарешеченному окну побега.
Если в камере одиночества
пробивается дыра, вместе
со светом просачивается надежда.
Надежда на побег, которая
поддерживает существование тюрем зависит от
податливости узника. Когда
же он прикован к стене без просветов,
к которой он не чувствует ничего кроме яростного
желания развалить её или разбить об неё свою голову,
что достойно лишь сожалений с точки зрения
хорошей общественной организации
(даже если у самоубийцы не
появляется удачной идеи о вхождении в смерть
в манере восточных принцев,
приносящих в жертву также всех
своих рабов:
судей,
епископов, генералов,
полицейских,
психиатров,
философов,
менеджеров,
специалистов и кибернетиков)
Замурованному заживо нечего
терять; узник может ещё
потерять надежду. Надежда
– это бич подчинения. Когда
власть рискует взорваться от напряжения,
она использует предохранительный клапан, она снижает
внутреннее давление. Начинают
говорить о том, что она изменяется;
на самом деле она только лишь адаптируется и
разрешает свои трудности.
Нет такой власти, которая
не видела бы, что восстающая против неё власть,
подобна ей, хотя почему-то считается её
противоположностью. Но нет
ничего опаснее для принципа иерархической власти, чем
безжалостная конфронтация двух антагонистических сил,
вдохновляемых яростной страстью абсолютного
уничтожения.
В подобном конфликте,
волна фанатизма уносит
самые стабильные ценности;
ничейная земля простирается повсюду,
устанавливая везде межцарствие принципа «ничто
не истинно, всё дозволено».
Правда,
история,
не предлагает ни одного примера
титанической схватки, которая не была бы благоприятно
обезврежена и преобразована в опереточный конфликт.
Откуда исходит это снижение давления?
Из принципиального соглашения, подспудно
достигнутого присутствующими силами.
Иерархический принцип остаётся
присущим обоим враждующим лагерям. Не бывает ни
безнаказанных, ни невинных конфронтаций. Против
капитализма Ллойда Джорджа и Круппа возводится
антикапитализм Ленина и Троцкого.
В зеркалах господ настоящего,
отражаются господа будущего. Как
написал Генрих Гейне:
Lächelnd sheidet der Tyran
Denn er weiss, nach seinem Tode
Wechselt Willkür nur die Hände
Und die Knechtschaft hat kein Ende.
Тиран умирает улыбаясь;
потому что он знает, что после его смерти
тирания лишь перейдёт из рук в руки,
и рабство не прекратится никогда.
Хозяева различаются по способам своего
господства, но они
остаются хозяевами, владельцами
власти, осуществляемой по частному праву.
Величие Ленина несомненно
происходит от его романтического отказа от абсолютной власти,
которую подразумевала его
чересчур иерархичная организация большевистской
группы; и именно этому величию рабочее
движение обязано Кронштадтом 21-го, Будапештом 56-го
и батюшкой Сталиным.
Отсюда,
их общее место становится точкой снижения давления.
Отождествление противника
со Злом и присваивание себе ореола Добра
предполагает наверняка стратегическое преимущество
гарантированного единства действий
путём поляризации энергий бойцов.
Но маневр требует
уничтожения противника.
Подобная перспектива заставляет засомневаться умеренных.
Оттого что радикальное
уничтожение врага может означать и для
дружественного лагеря уничтожение того общего, что
есть между антагонистами.
Большевистская логика должна была
получить головы лидеров социал-демократии. Эти же поспешили стать
предателями, как раз потому что были лидерами.
Анархистская логика должна
была добиться ликвидации большевистской власти. Она же поспешила
уничтожить их,
и сделала это потому что была
иерархической властью. Та
же предсказуемая цепь предательств бросила
анархистов Дуррути под объединённые дула
республиканцев, социалистов и сталинистов.
Как только лидирующий игрок
стал шефом, иерархический принцип спас свою шкуру,
и революция председательствует на казни
революционеров. Об этом
стоит вспоминать постоянно: повстанческий проект не
принадлежит никому кроме масс;
лидер укрепляет его, шеф
предаёт его. С самого
начала, истинная борьба происходит между лидером и
шефом.
Для специалиста по революции,
отношение силы измеряется количественно,
так же как количество подчинённых указывает,
для военных, ранг офицера.
Шефы так назывемых повстанческих
партий в своих претензиях предпочитают потерять в качестве ради количественного
измерения своего ясновидения.
Если бы у «Красных» было на 500000 человек с
современным оружием больше,
испанская революция всё равно была бы проиграна.
Она погибла под каблуками народных комиссаров.
Речи Пасионарии уже
звучали как похоронные молитвы;
жалкие заявления затопили язык
фактов,
дух арагонских коллективов; дух
радикального меньшинства решительно настроенного
одним ударом отсечь все головы гидры,
не только её фашистскую
голову.
Абсолютной конфронтации так
никогда и не произошло, и
не без причины. У
последнего боя были лишь фальстарты.
Всё нужно начать сначала.
Единственное оправдание истории в том, что она
поможет нам.
*
Под процессом снижения давления,
антагонизмы, непримиримые
вначале, стареют бок о бок,
затвердевают в своём формальном
противостоянии, теряют
свою вещественность,
нейтрализуются, перетекают друг в друга.
Большевик с ножом в зубах, кто
узнает его в гагаринизме чокнутой Москвы?
По милости экуменического чуда,
девиз «пролетарии
всех стран соединяйтесь!» сегодня цементирует союз
всех начальников.
Трогательная сцена.
Общая часть в антагонизмах,
эмбрион власти,
который радикальная борьба
вырвала бы с корнем,
разросся, примиряя враждующих братьев.
Так просто?
Не совсем. Фарс утратил бы
свою компетентность. На
международной сцене, дряхлые
капитализм и антикапитализм,
обогащают зрелище своей галантностью.
Чтобы зрители дрожали при мысли о их несогласии,
чтобы они топали ногами от радости,
когда мир снисходит на
переплетённые народы!
Интерес ослабевает? К
берлинской стене добавляется кирпич;
отвратительный Мао скрежещет зубами,
хор маленьких китайцев славит свою родину,
семью и труд.
Залатанное таким образом,
старое манихейство следует своим путём.
Идеологичесое зрелище увеличивает,
для того, чтобы обновиться, виды
обезвреженных антагонизмов: вы за или против
Бриджитт Бардо, Джонни Холлидея,
«Ситроэнов 3 СВ»,
молодёжи,
национализации,
спагетти,
стариков,
ООН,
мини-юбок, поп-арта,
термоядерной войны,
автостопа?
Нет таких людей, к которым
в какой-то момент дня не обращалась бы афиша, новости,
стереотипы,
призывая занять ту или
иную сторону по отношению к префабрикованным
деталям, которые тщательно скрывают
все источники повседневной
созидательности. В
руках власти, этого ледяного фетиша,
крупицы антагонизмов формируют магнетическое
кольцо, обязанное дерегулировать
индивидуальные ориентиры,
абстрагировать каждого от самого
себя и изменять контуры силы.
Снижение давления в общем
является ни чем иным как
манипуляцией антагонизмов властью.
Конфликт двух сил обретает
свой смысл в введении третьей.
Пока существует только лишь два
полюса,
и тот, и другой аннулируют друг
друга, поскольку
обретают свою ценность друг в друге. Невозможно
отдать предпочтение и мы входим в царство терпимости и
относительности, настолько дорогих буржуазии.
Насколько же понятен интерес
апостольской иерархии к манихейству и тринитаризму!
В беспощадном противостоянии Бога и Сатаны,
что осталось бы от клерикальной власти?
Ничего,
это доказали милленарные кризисы.
Вот почему мирская рука
осуществляет священную службу,
вот почему горели костры для
мистиков Бога или дьявола,
для тех отважных теологов,
которые осмеливались усомниться в принципе «три в одном».
Только временные повелители христианства
могли трактовать разницу
между повелителем Добра и повелителем Зла.
Они были великими посредниками,
через которых в обязательном порядке осуществлялся
выбор одного или другого лагеря;
они контролировали распределение
спасения и проклятия,
и этот контроль был для них
важнее, чем сами спасение и проклятие.
На земле, они объявляли
себя безаппеляционными судьями,
так как они решили, что в потустороннем мире будут судимы
по законам, изобретённым ими.
Христианский миф обезвредил
жестокий манихейский конфликт предложив верующим
возможность индивидуального спасения.
Это была брешь пробитая Шелудивым
из Назарета.
Человек избежал жестокой
конфронтации, которая неминуемо вела к уничтожению ценностей,
к нигилизму.
Но благодаря тому же удару,
он утратил шанс вновь отвоевать самого себя
посредством всеобщего восстания,
шанс занять своё место во вселенной, изгнав
оттуда богов и их супервайзеров.
Поэтому, движение понижения давления словно
бы обладает основополагающей функцией сковать самую неодолимую волю
человека,
волю быть самим собой
безраздельно.
Во всех конфликтах между одним
лагерем и противоположным, в
игру вступает неукротимая часть индивидуальных
требований, часто принимая
угрожающие размеры. На
этом этапе можно говорить о третьей силе.
Третья сила с индивидуальной
точки зрения будет тем же, чем является
и сила снижения давления с точки
зрения власти. Благодаря
этой спонтанной общей точке в каждой борьбе
становятся радикальными восстания,
выходят на свет фальшивые проблемы,
угрожает ей в самой её структуре.
Именно на неё намекал Брехт в одной из своих
историй о г-не Кейнере: «Как
в ответ на вопрос, заданный одному пролетарию, вызванному
в суд, хочет ли он поклясться в
религиозной или мирской форме,
он ответил "Я
не на работе"». Третья
сила направлена не на изнашивание препятствий,
но на их преодоление.
Досрочно уничтоженная или интегрированная,
она станвится, путём переключения силой
снижения давления. Точно
также, спасение души не
является ни чем иным, как волей
к жизни интегрированной мифом,
опосредованной,
лишённой своего реального содержания.
Напротив,
вечное требование полнокровной
жизни объясняет ненависть по отношению
к некоторым гностическим сектам
или Братьям Свободного Духа.
Во времена упадка христианства,
борьба, которую вели Паскаль и иезуиты
противопоставила необходимость реализации Бога в
нигилистичном преобразовании мира и реформистской
доктриной спасения и примирения с небесами.
Наконец,
освободившись от теологического
балласта, третья сила
выжила .чтобы вдохновить борьбу бабувистов
против позолоченного миллиона,
марксистский проект цельного человека,
мачты Фурье,
взрыв Коммуны,
насилие анархистов.
*
Индивидуализм, алкоголизм, коллективизм, активизм... разнообразие идеологий
доказывает: существуют сотни способов быть на стороне власти. Есть лишь один
способ быть радикальным. Стена, которая должна быть разрушена, необъятна, но в
ней уже пробито столько брешей, что достаточно одного крика для того, чтобы
увидеть как она рушится. Пусть выйдет наконец из туманов истории третья сила,
та, что наполняла индивидуальными страстями восстания прошлого! Вскоре мы
узнаем, что повседневная жизнь содержит в себе энергию способную двигать
горами и покрывать расстояния. Длительная революция готова писать фактами
действий анонимных или безвестных авторов, присоединяющихся к компании Сада,
Фурье, Бабёфа, Маркса, Ласенера, Штирнера, Лотреамона, Леотье, Веана, Анри,
Вильи, Сапаты, Махно, Коммунаров, повстанцев Гамбурга, Киля, Кронштадта,
Астуриаса – всех тех, кто не закончил игру, вместе с нами, кто только начал
эту великую игру, поставив на свободу.
Посредничество, в порядке власти, является
фальсифицированной потребностью, в которой иллюзия законных средств, облечённая
исключительно в рождённую посредничеством обобщённую волю, в наши дни
разрослось и стало под вопрос из-за диктатуры потребляемого (VII), примата
обмена над даром (VIII), кибернетизации (IX), правления количественного(X).
7 глава
"Эра благополучия"
Современное
Социальное государство
с запозданием предоставляет гарантии выживания
которые требовались лишённым слоям
производительного общества прошлого (1).
Богатство выживания подразумевает обнищание жизни
(2). Власть приобретать является лицензией на
приобретение власти,
на то, чтобы стать предметом в
порядке вещей. Угнетённые
и угнетатели обладают тенденцией подпадать,
хотя и на неравной скорости,
под одну и ту же диктатуру:
диктатуру потребляемого (3).
1
Лик благополучия исчез из литературы и
искусства после того как он размножился на
всех стенах и палисадах, предлагая
каждому определённому прохожему универсальный образ в
котором он должен был признать себя.
С
Фольксвагеном нет больше проблем!
Живи без забот с Баламюром!
Этот человек со вкусом – мудрец. Он выбрал
Мерседес Бенц.
Счастье больше не миф, радуйтесь, Адам Смит и
Бентам Джереми! «Чем больше мы производим, тем лучше мы живём»,
написал гуманист Фурастье, в то время как ещё один гений, генерал
Эйзенхауэр, отвечает эхом: «Чтобы спасти экономику,
надо покупать, покупать, неважно что». Производство и
потребление стали сосцами современного общества.
Вскормленное таким образом,
человечество растёт в силе и
красоте: повышение
уровня жизни, количества
удобств, культура для всех,
комфорт из грёз.
На горизонте Хрущёвского доклада,
наконец-то появляется сияющая и
коммунистическая заря, через
инаугурацию его царствия двумя декретами:
об упразднении налогов и бесплатном транспорте.
Да, золотой век уже в поле зрения,
на расстоянии плевка.
В
этой революции пропала одна великая вещь:
пролетариат.
Он испарился?
Ушёл в подполье?
Его выставили в музее?
Спорят социологи.
Пролетарий исчез в высоко индустриализированных
странах, уверяют некоторые. Накопление холодильников,
телевизоров, Дофинов, HLM, народных
театров доказывает это. Другие, напротив,
возмущаются, обличая эти ловкие
пассы фокусника, указывая пальцем на прослойку
рабочих, чья низкая зарплата и
убогие условия неоспоримо напоминают
XIX° век.
«Отсталые секторы,
огрызаются первые, проходят через процесс перепоглощения; будете ли вы
отрицать, что экономическая эволюция развивается в
сторону Швеции, Чехословакии, социального государства,
а не в сторону Индии?»
Подымается чёрный занавес:
открыта охота на голодающих и на
последних пролетариев.
Для тех, кто продаст им свою машину
и свой миксер,
свой бар и свою библиотеку. Для тех,
кто признает в них персонаж с афиши, заверяющий их:
«Счастлив тот, кто курит Лаки Страйк».
И
счастливое, счастливое
человечество в своём будущем
сближении, скоро получит не подлежащие возврату передачи от повстанцев
XIX° века,
переправленые ему ценой их борьбы.
У бунтарей из Лиона и
Фурмье есть шанс на посмертные почести.
Миллионы человеческих существ, растрелянные,
подвергшиеся пыткам,
заключённые в тюрьму,
заморенные голодом,
озверевшие, превращённые в
посмешище, могут обладать гарантиями, в тишине своих
братских могил и котлованов, историческими гарантиями,
что они погибли ради того, чтобы их потомки, изолированные
в апартаментах с кондиционерами,
повторяли, благодаря усилиям ежедневных телепередач,
что они счастливы и свободны.
«Коммунары погибли ради
того, чтобы в итоге ты тоже мог купить стерео-систему «Филипс» высокой
надёжности».
Прекрасное будущее,
которое воплотило все мечты прошлого, в этом нет
сомнений.
Только настоящее списано со счетов.
Неблагодарное и невоспитанное,
молодое поколение хочет проигнорировать всё,
что касается славного прошлого,
предлагаемого в первую очередь всем
потребителям троцкистско-реформистской идеологии.
Оно претендует на то, что требовать значит требовать
немедленного.
Оно вспоминает, что причины прошлой
борьбы коренятся в настоящем людей,
которые боролись, и что
несмотря на различие исторических условий,
оно тоже их чувствует.
Вкратце,
можно сказать, что один постоянный проект
вдохновлял все революционные радикальные течения прошлого:
проект целостного человека,
воли к целостной жизни,
которой Маркс первым придал тактику
научной реализации. Но всё
это жуткие теории, которые христианские и
сталинистские Церкви никогда не упускали шанса с жаром
проклясть.
Увеличение зарплаты,
количества холодильников,
священных таинств и ВНП,
вот и всё, что должно утолить
своременную революционную жажду.
Приговорены ли мы к состоянию благополучия?
Разумные души не
смогут не сожалеть о формах, в которых ведётся борьба против
программы с которой все, от Хрущёва до доктора Швейцера, от папы римского
до Фиделя Кастро, от Арагона
до Кеннеди, согласны единодушно.
В
декабре 1956-го,
тысяча молодых людей промчалась по
улицам Стокгольма, поджигая
автомобили, разбивая
неоновые знаки, срывая
рекламные щиты, подвергая разграблению большие
магазины.
В Мерлебахе,
во время стачки, объявленной для того, чтобы заставить
хозяев поднять наверх трупы семи заваленных шахтёров,
рабочие напали на автомобили припаркованные у шахты.
В январе 1961-го,
бастующие в Льеже сожгли
вокзал Гильемин и разрушили здание редакции газеты
Ла Мёз.
На бельгийских и английских курортах, совместными
усилиями сотен хулиганов, в марте
1964-го были подвержены опустошению все пляжные
конструкции. В Амстердаме
(1966), рабочие захватили улицы и держали их
много дней. Не проходит и
месяца без дикой стачки, в которой рабочие встают против
хозяев и профсоюзных боссов.
Социальное государство. Народ
Уоттса дал ему ответ.
Рабочий с завода «Espérance-Longdoz»
резюмировал все разногласия между Фурастье, Бержером,
Армандом, Молем и прочими сторожевыми псами
будущего: «Начиная
с 1936-го я боролся за повышение зарплаты;
мой отец до меня боролся за
повышение зарплаты. У меня
есть телевизор, холодильник,
«Фольксваген». Короче, у
меня не прекращалась идиотская жизнь».
В
словах или в действиях, новая
поэзия не уживается с Социальным государством.
2
Самые красивые модели радио для всех.
Вы тоже входите в большую
семью ДАФистов.
Карван предлагает вам качество.
Выбирайте свободно
в гамме его продуктов.
В
королевстве потребления гражданин является королём.
Демократическое королевство:
равенство перед потреблением,
братство в потреблении,
свобода в потреблении.
Диктатура потребляемого
завершила уничтожение барьеров крови,
происхождения и расы;
можно было бы испытывать по этому
поводу неизбывную радость, если бы она не была
защищена логикой вещей от любых качественных различий,
не вынося ничего кроме количественной разницы
между вещами и людьми.
Расстояние не изменилось между теми, кто
обладает многим и теми, кто владеет малым, но постоянно
увеличивающимся, однако умножились промежуточные ступени между ними,
по-своему сближая крайности,
властителей и подвластных,
вокруг одного и того же
центра посредственности. Быть
богатым в наше время значит обладать большим
количеством бедных предметов.
В
потребительских товарах заключено всё меньше
потребительной стоимости. Их
природа состоит в потребляемости любой ценой. (Известен
факт недавней моды на nothing box
в США, совершенно негодный для какого-либо
использования предмет).
И как слишком искренне объяснял
генерал Дуайт Эйзенхауэр,
современная экономическая система не может
спастись, если не превратит человека в потребителя, отождествляя его с
наибольшим возможным количеством
потребляемых товаров, то
есть не-стоимостей, или
пустых, фиктивных,
абстрактных стоимостей.
После того как он уже был «самым
драгоценным капиталом» по удачному выражению Сталина,
человек должен теперь стать
самым ценным из потребительских товаров.
Стереотипные образы знаменитости,
бедняка,
коммуниста,
убийцы по любви,
законопослушного гражданина,
бунтаря,
буржуа, заменяют
человека системой механико-графических категорий,
рассортированных в соответствии с
бесспорной логикой роботизации.
Идея тинэйджера
уже определяет покупателя по покупаемому им продукту, сводит
его к разнообразной, но ограниченной гамме продаваемых
предметов (диски,
гитары,
джинсы...).
Нет больше возраста сердца или кожи,
лишь возраст совершаемых покупок.
Время производства, которое было как говорили,
деньгами, становится, измеренное
ритмом смены покупаемых, используемых и выбрасываемых
продуктов, временем потребления и истощения, временем
раннего старения, которое является вечной юностью
деревьев и камней.
Концепция обнищания сегодня находит своё
наглядное подтверждение не в наборе товаров,
необходимых для выживания, как
думал Маркс, поскольку эти
товары, будучи далеко не дефицитными,
не перестают становиться всё более изобильными,
но скорее в самом выживании,
всегда антагонистичном по отношению к настоящей жизни.
Комфорт, уже обещавший обогащение жизни уже
прожитой богато феодальной аристократией, является
лишь детищем капиталистической продуктивности, детищем,
обречённым на раннее старение, которое цикл
распределения превращает в простой объект
пассивного потребления.
Труд для выживания,
выживание в потреблении и для потребления,
инфернальный цикл остановлен.
Выживание, в царстве экономизма,
является заодно необходимым и достаточным.
Это превостепенная истина,
на которой покоится буржуазное общество.
Верно также то, что исторический этап, основанный на
такой антигуманной истине может быть исключительно
переходным периодом, переходом
от жизни, прожитой во мраке феодального господства к
жизни рационально и страстно созидаемой хозяевами без
рабов. Остаётся где-то
тридцать лет чтобы закончить переходный период рабов
без хозяев до того, как ему исполнится двести лет.
3
Буржуазная революция принимает, по отношению к
повседневной жизни, поступь контрреволюции.
Редко, на пути человеческих ценностей,
в концепции существования, подобная девальвация
достигает такой степени очевидности.
Обещание – брошенное подобно вызову
Вселенной – установить царство свободы и благополучия,
обострило ощущение посредственности жизни, которую аристократия обогащала
страстями и приключениями и
которoe, в конце концов став доступной
для всех,
пережила судьбу дворца, разбитого
на комнаты для прислуги.
В
наши дни предпочитают жить с презрением вместо
ненависти, с привязанностью
вместо любви, с тупостью
вместо смехотворности, с
сентиментальностью вместо страсти,
с завистью вместо желаний, с
расчётом вместо разумности, с
умением выживать вместо вкуса к жизни.
Абсолютно презренная мораль
выгоды заменила собой абсолютно ненавистную мораль чести;
абсолютно смехотворное таинственное право
рождения сменилось абсолютно безобразной властью денег.
Дети 4 августа придали
честь герба банковским счетам и деловым цифрам,
рассчитав все таинства.
Где живёт таинство денег?
Явно, в том, что оно представляет сумму существ
и вещей, которые можно приобрести.
Аристократический герб выражает выбор Бога и
реальную власть, осуществляемую
избранным; деньги
являются лишь знаком того, что можно приобрести,
это портрет власти,
возможный выбор.
Феодальный Бог,
явная основа социального порядка,
был в реальности лишь предлогом и
величественной коронацией власти.
Деньги, этот
буржуазный бог без запаха, также
являются посредником; социальным
контрактом. Это бог, которым
манипулируют больше не молитвы и проповеди,
а наука и специализированные
технологии. Их
таинство больше не лежит в мрачной, непостижимой
всецелости, но в сумме частичных уверенностей в
бесконечном количестве; не в качестве господства, но в
качестве продаваемых существ и вещей (того,
что 10 миллионов франков, например, ставят в
пределы достижимости их владельца).
В
экономике, над которой господствуют производственные
императивы капитализма свободного обмена,
богатство дарует власть и честь лишь самому себе.
Владея средствами производства и рабочей силой,
оно гарантирует заодно развитие
производственных сил и потребительских товаров,
богатство их потенциального выбора в бесконечности
линейного прогресса. Тем не
менее, в
той мере в какой этот капитализм превращается в свою
противоположность, планируемую
экономику государственного типа,
престиж капиталиста подминающего рынок весом своего состояния,
постепенно исчезает, а вместе с ним и карикатура
торговца человеческой плотью с сигарой в пасти и с
необъятным пузом. Сегодня
менеджер черпает свою власть из своих способностей организатора;
и вычислительные машины уже представляют собой,
выставляя его на осмеяние, модель,
которой он никогда не достигнет.
Но деньги, которыми он сам
владеет, демонстрируют
ли они, что доставляют ему
удовольствие, представляя собой богатство его
потенциального выбора: построить Ксанаду, содержать гарем,
разводить цветочных детей?
Увы, там где богатство требуется под давлением
императивов потребления, как сохранит оно свою представительную
ценность?
При диктатуре потребляемого,
деньги тают как снег на солнце.
Их значение создаёт прибыль для более
представительных, более вещественных предметов, лучше
адаптированных для зрелища Социального государства.
Их использование разве оно уже не содержится в рынке
продуктов широкого потребления, которые становятся,
облачённые в идеологию, истинными знаками власти?
Их последнее оправдание уже скоро будет содержаться
в количестве предметов и
приспособлений, которые будут позволять ему
приобретать и потреблять с убыстряющейся скоростью;
в их количестве и в их эксклюзивной последовательности,
поскольку их массовый сбыт и стандартизация
автоматически стирают привлекательность редких и
качественных вещей. Способность
потреблять много и в быстром ритме,
сменяя автомобили,
марки алкоголя,
дома,
радио и девочек указывает теперь на ступень
иерархической лестницы, уровень власти на который
может претендовать каждый. От
превосходства кровей к власти денег,
от превосходства денег к власти
приспособлений,
христианская и социалистическая цивилизации вступают в
свою последнюю стадию:
цивилизацию прозаичности и
вульгарных деталей.
Хорошенькое гнездо для маленьких людей, о
которых говорил Ницше.
Покупательная способность – это лицензия на приобретение власти.
Старый пролетариат продавал свою рабочую силу,
чтобы выжить; он проводил
своё убогое время досуга, хорошо или плохо, в
обсуждениях, ссорах,
играх в бистро и в любви,
бродяжничестве,
празднествах и бунтах.
Новый пролетариат продаёт свою рабочую силу, чтобы
потреблять. Когда он не ищет
в рабочей силе средства продвижения по иерархической
лестнице, рабочему
предлагают купить предметы (машину, галстук, культуру…),
которые отличали бы его на социальной лестнице.
Вот и идеология потребления
становится потреблением идеологии.
Чтобы человек не недооценивал
обмена между Востоком-Западом! С
одной стороны, hommo
consomator покупает
литр виски и получает в подарок ложь,
сопровождающую его.
С другой,
коммунистический человек покупает
идеологию и получает в подарок литр водки.
Парадоксально,
советские и капиталистические режимы
выходят на общую тропу,
сначала, благодаря своей
производственной экономике,
затем благодаря своей экономике потребления.
В
СССР, прибавочный труд
рабочих, собственно говоря,
не обогащает напрямую товарища директора треста.
Он просто передаёт ему власть организатора и
бюрократа и усиливает её.
Его прибавочная стоимость это
прибавочная стоимость власти. (Но
эта прибавочная стоимость нового типа
не перестаёт подчиняться
понижающейся тенденции ставки прибыли.
Законы экономической жизни Маркса
демонстрируют сегодня его правоту в экономике
жизни). Он зарабатывает её,
не на основе капитала-денег,
но на примитивном накоплении капитала-доверия
благодаря верному усвоению идеологической материи.
Машина и дача прибавляются в качестве
компенсации за излишек его услуг отечеству,
пролетариату, производительности, Делу,
предвосхищая форму общественной организации, в которой
исчезнут деньги, уступая
место отличиям по почестям,
мандаринству бицепсов и специализированной
мысли. (Чтобы
люди мечтали о специальных правах, которыми наделялись
ученики Стаханова, «герои
космоса», мучители струн и холстов).
В
капиталистических странах,
материальная прибыль владельца, в
производстве, как и в потреблении, всё ещё отличается
от идеологической прибыли, которую на этот раз не один
владелец получает от организации потребления.
Это именно то, что всё ещё мешает нам увидеть в
разнице между менеджером и рабочим разницу между
обновляемым каждый год «Фордом» и «Дофином» заботливо
поддерживаемым в течение пяти лет.
Но признаем, что планирование, к которому сегодня всё
беспорядочно склоняется сегодня,
стремится количественно измерить социальную разницу
в смысле возможностей
потреблять и заставлять потреблять других.
При том, что уровни становятся всё более
многочисленными и мелкими,
фактически сокращается разрыв между
богатыми и бедными, объединяя
человечество в одних лишь вариациях бедности.
Кульминационной точкой станет
кибернетическое общество
специалистов иерархизированных в соответствии с
их способностью потреблять и заставлять других потреблять
дозы власти, необходимые для функционирования
гигантской социальной машины в которой они будут
одновременно программой и ответом.
Общество эксплуатируемых эксплуататоров в
равенстве рабства.
Остаётся «третий мир».
Остаются старые формы угнетения.
То, что слуги латифундии
могут быть современниками нового пролетариата мне
кажется создаёт совершенный взрывоопасный коктейль,
из которого будет рождена мировая
революция. Кто
осмелится предположить, что андский индеец
сложит оружие добившись аграрной
реформы и улучшенного рациона, когда лучше всех
оплачиваемые рабочие Европы требуют радикальных
перемен в своём образе жизни?
Да,
бунт в государстве благополучия с этих пор
устанавливает уровень минимальных требований для всех
революций мира. Тем, кто их
забудет, останется лишь
повторить то, что однажды сказал Сен-Жюст: «Те, кто
совершает революцию наполовину,
только выкапывают себе могилу».
8 глава "Обмен и дар"
Аристократия и
пролетариат понимают человеческие отношения в соответствии с моделью дара,
хотя пролетариат стоит выше феодального дара.
Буржуазия, или класс
обмена, является рычагом, благодаря
которому путём долгой революции может быть свергнут и преодолён феодальный
проект (1). – История является постоянным
преобразованием естественного отчуждения в социальное отчуждение,
и с другой стороны усилением борьбы, которая растворит её и покончит с
отчуждением. Историческая борьба против
естественного отчуждения преобразует его в социальное отчуждение,
но движение исторического разотчуждения в свою очередь атакует
социальное отчуждение и обличает её магический фундамент.
Эта магия имеет отношение к частной собственности.
Она выражается в жертвоприношении.
Жертвоприношение это архаичная форма обмена. Крайняя
количественость обменов сводит человека до чистого предмета.
На этой нулевой точке может родиться новый тип человеческих отношений
без обмена и без жертв (2).
1
Буржуазия
гарантирует временное и мало чем славное междуцарствие между священной
иерархией феодалов и анархическим порядком будущих бесклассовых обществ.
Вместе с ней, ничейная земля обмена становится необитаемой
областью, отделяющей старое нездоровое удовольствие принесения в дар себя,
которому предавались аристократы от удовольствия дарить из любви к себе,
которое мало-помалу открывают для себя новые поколения пролетариата.
Дашь-на-дашь – это
любимый избыток капитализма и его антагонистичных продолжателей.
СССР «предлагает» свои больницы и своих техников,
как США «предлагают» свои инвестиции и услуги доброй воли,
как супермаркеты «предлагают» свои конфетки-сюрпризы.
Остаётся тот факт,
что смысл дара искоренён из нашей ментальности,
чувств и действий. Можно вспомнить Бретона и его
друзей, предлагавших по розе каждой симпатичной прохожей на бульваре Пуасоньер
и немедленно вызывавших подозрительность и враждебность публики.
Разложение
человеческих отношений обменом и торговлей явно связано с существованием
буржуазии. Упорство обмена в той части мира, где,
говорят, было реализовано общество без классов, доказывает, что тень
буржуазии продолжает править под красным стягом.
Везде, где живёт промышленное население, удовольствие дарить слишком ясно
очерчивает границу между миром расчёта и миором изобилия,
празднества. Этот способ дарить не имеет
абсолютно ничего общего с таким престижем, который практиковала аристократия,
неизлечимая пленница понятия жертвоприношения.
Воистину, пролетариат осуществляет проект человеческого изобилия,
проект полной жизни. Это проект, который аристократии удалось завершить
только до своей самой роскошной ошибки. Признаем тем
не менее, что подобное будущее стало возможным для пролетариата благодаря
историческому присутствию буржуазии, и её предприимчивости.
Разве не из-за технического прогресса и развития производительных сил
развитых капитализмом пролетариат может реализовать,
путём научно разработанного проекта новое общество,
мечты о равенстве, утопии о всемогуществе, волю к
жизни без мёртвого времени? Сегодня всё подтверждает
миссию, или лучше, исторический шанс пролетариата:
уничтожение феодализма в его преодолении. И
он сделает это, сбросив буржуазию, обречённую
представлять, в развитии человека, лишь переходный период,
но переходный период без которого невозможно представить себе
преодоление феодального проекта, необходимый этап, создающий незаменимый рычаг
без которого унитарная власть никогда не сможет быть сброшена; и в первую
очередь без которого, она не сможет быть
преобразованной и исправленной в соответствии с проектом полноценного человека.
Унитарная власть уже была, как это доказывает изобретение Бога, миром
для полноценного человека, для полноценного человека, стоящего на голове.
Оставалось только перевернуть его.
Не существует
возможного освобождения по эту сторону экономики; в
царстве экономики существует лишь гипотетическая экономика выживания.
Под давлением двух этих истин буржуазия толкает человечество к
преодолению экономики, по ту сторону истории.
Предложив технологию к услугам новой поэзии, буржуазия осуществляет
лишь малое из своих благодеяний. Никогда буржуазия
не будет такой великой как в тот день когда она исчезнет.
2
Обмен связан с
выживанием первобытных орд, так же как и с частной собственностью;
оба факта создают постулат на котором строится история человечества
вплоть до наших дней.
Формирование
охотничьих угодий, наделяя первых людей растущим чувством защищённости от
враждебной природы, создало основы для общественной
организации, у которой мы до сих пор находимся в плену. (Cм.
Рауль и Лаура Макариус: Тотем и экозогамия).
Единство первобытного человека с природой в сущности покоилось на магии.
Человек реально отделяется от природы преобразовывая её и профанизируя
её священный характер при помощи технологии. Но
использование технологии подчиняется общественной организации.
Общество рождается вместе с орудием труда.
Более того, организация является первой последовательной техникой борьбы с
природой. Общественная организация
-- иерархизированная, поскольку она основана
на частной собственности – мало помалу уничтожает
магическую связь существующую между человеком и природой,
но она в свою очередь сама заряжается магией, создавая мифическое
единство между собой и людьми скопированное с их участия в таинстве природы.
Связанная с доисторическим человеком «естественными» отношениями,
она медленно растворяет эту связь, которая определяет и ограничивает её.
История с этой точки зрения, является лишь
преобразованием естественного отчуждения в социальное отчуждение:
раз-отчуждение становится социальным отчуждением,
освободительное движение тормозится до тех пор пока, спровоцированная
этим торможением, воля к человеческому освобождению не бросится прямо на весь
ансамбль парализующих механизмов, то есть на
общественную организацию, основанную на частной собственности.
Именно это разотчуждающее движение откроет историю, реализует её в
новых способах жить.
Фактически,
восхождение буржуазии к власти объявляет победу человека над силами
природы. Вместе с тем,
иерархическая общественная организация, рождённая из
потребностей борьбы против голода, болезни,
неудобств..., теряет своё оправдание и не
может не взять на себя ответственность за недомогание промышленных цивилизаций.
Люди сегодня обвиняют в своей нищете больше не враждебность природы, но
тиранию определённой общественной формы, абсолютно неприспособленной и
устаревшей. Уничтожая магическую власть феодалов,
буржуазия вынесла приговор магии иерархической власти.
Пролетариат осуществит этот приговор. То, что
буржуазия начала посредством истории будет достигнуто вопреки её узкому
представлению об истории. И всё же именно
историческая борьба, борьба классов реализует
историю.
Иерархический
принцип – это магический принцип, который сопротивлялся человеческому
освобождению и исторической борьбе людей за свою свободу.
Ни одна революция, с этих пор, не будет достойной своего имени, если
она не будет подразумевать радикального уничтожения любой иерархии.
*
В тот момент,
когда члены орды определяют границы охотничьего угодья, в тот момент, когда
они объявляют его своей частной собственностью, они
сталкиваются с враждебностью, которая является уже не враждебностью диких
зверей, климата,
негостеприимных областей, болезни,
но враждебностью человеческих групп, исключенных из пользования
охотничьим угодьем. Гений человека помог ему
избежать альтернативы животного царства: уничтожить
соперничающую группу или быть уничтоженным ей. Пакт,
контракт, обмен являются основой возможности существования первобытных
общин. Выживание кланов, предшествующих
сельскохозяйственным обществам и наследующих ордам т.н. «собирательного»
периода, обязательно упирается в тройной обмен:
обмен женщинами, обмен пищей, обмен кровью.
Будучи наделённой магической ментальностью, эта операция предполагает
высший порядок, хозяина обменов, силы, расположенной вне и над сторонами
вступающими в договор. Рождение богов связано с
двойным рождением священного мифа и иерархической власти.
Обмен далёк от
соответствия равной выгоде обоих кланов. Разве не
производятся все действия ради того, чтобы обеспечить нейтральность
исключенных, одновременно не давая им доступа к охотничьему угодью.
Тактика совершенствуется на стадии сельскохозяйственных обществ.
Будучи арендаторами до того, как они стали рабами,
исключенные входят в группу владельцев, не в качестве собственников, но
в качестве их деградированного отражения (знаменитый миф о первородном грехе),
как посредники между землёй и её владельцами. Как
произошло подчинение исключенных? Из-за
последовательного давления, осуществляемого мифом, скрывающим
– не по умышленной воле хозяев, поскольку это подразумевало бы в них
рациональность, которая была им ещё чужда – хитрость обмена, неравномерность
жертв приносимых двумя сторонами. Для собственнника
исключенные реально жертвуют важной частью своей жизни: они принимают
его власть и трудятся на него. Для угнетённых, господин мифически
жертвует свою власть и свои права собственника: он
готов платить за общее благополучие своего народа.
Бог является гарантом обмена и стражем мифа. Он
наказывает нарушителей контракта и воздаёт тем, кто соблюдает его властью:
мифической властью тем, кто жертвует ей в реальности и реальной властью
тем, кто жертвует ей мифически. (Исторические и
мифологические факты подтверждают, что хозяева в своих жертвах мифическому
принципу могли идти даже на смерть). Уплата цены за
отчуждение, которое он навязал другим укрепляла божественный характер
повелителя. Но слишком быстро, как кажется,
публичная смерть повелителя или его заместителя,
освобождала его от такой сомнительной торговли. Бог
христиан делегируя на землю своего сына, дал
поколениям правителей модель, равнения на которую им было достаточно для того,
чтобы засвидетельствовать истинность своих жертв.
Жертвоприношение –
это архаичная форма обмена. Оно осуществляло
магический, не-количественный, иррациональный обмен.
Оно господствовало над человеческими отношениями,
включая коммерческие отношения, до тех пор
пока коммерческий капитализм и его деньги-как-мера-всех-вещей не принимают
такое распространение в рабских, феодальных и буржуазных мирах, что экономика
начинает представать как отдельная область, сфера отдельная от жизни.
Феодальный дар начинает принимать черты обмена с появлением монеты.
Дар-жертва, обряд, эта игра
обмена по таким правилам, при которых зарабатывает тот кто теряет, причём
размер жертвы увеличивает вес престижа – абсолютно
не находит себе места в рационализированной бартерной экономике.
Изгнанный из сфер, над которыми господствуют экономические императивы,
он остаётся воплощённым в таких ценностях, как гостеприимство,
дружба и любовь, официально обречённых на исчезновение в той мере, в
какой диктатура количественного обмена (рыночной
стоимости) колонизирует повседневную жизнь и
преобразует её в рынок.
Торговый
капитализм и промышленный капитализм усилили количественное измерение в обмене.
Феодальный дар был рационализирован в соответствии с жёсткой моделью
коммерческого обмена. Игра с обменом перестала быть
игрой, став расчётом. В римском обещании прирезать
петуха для богов в обмен на удачную поездку преобладала игривость. Неравенство
обмениваемых материй обходилось без торговой мерки. Понятно, что в эпоху, в
которой Фуке должен был разрушить себя лишь бы ещё ярче сиять в глазах
современников и Луи существовала поэзия, которой больше не знает наше время,
привыкшее принимать за модель человеческих отношений обмен 12.80 франков на
750-граммовое филе.
В итоге
человечество пришло к количественному измерению жертвоприношений, к их
рационализации, их взвешиванию и торгам ими на бирже.
Но чем стала магия жертвоприношения в царстве рыночных ценностей?
И что стало с магией власти, со священным
ужасом, который заставляет образцового работника уважительно приветствовать
своё начальство?
В обществе, в
котором количество приспособлений и идеологий передаёт количество
потребляемой, воспринимаемой, истощённой власти, магические отношения
испаряются, оставляя иерархическую власть в центре
борьбы. Падение последнего священного бастиона
станет концом одного из миров или концом мира. Нужно
действовать так, чтобы свалить его до того, как он увлечёт за собой
человечество.
Будучи в жёсткой
зависимости от количественного измерения (из-за денег, затем из-за количества
власти, которое можно измерить в «социометрических единицах власти»),
обмен загрязняет собой все человеческие отношения,
все чувства, все мысли.
Везде, где господствует он, остаётся лишь
присутствие вещей; мир людей-предметов в расписаниях кибернетической власти;
мир опредмечивания. Но с другой стороны, существует
также шанс радикально перестроить наш образ жизни и мышления.
Нулевая точка, на которой всё может начаться по настоящему.
*
Феодальная
ментальность казалось рассматривала дар как отказ от обмена свысока,
проявляя волю к отрицанию взаимозаменяемости.
Этот отказ шёл рука об руку с презрением к деньгам и общей мере.
Конечно, жертвоприношение исключало чистый
дар, но часто настолько большой была империя игры,
благодарности, человечности, что бесчеловечность, религия, серьёзность могли
выдавать себя за аксессуары таких занятий, как война, любовь, дружба, услуги
гостеприимства.
Отдавая в дар
самих себя, аристократы объединили свою власть с
тотальностью космических сил и заодно с этим претендовали на контроль над
тотальностью, освящённой мифом. Обменяв бытие на
обладание, буржуазная власть утратила мифическое единство бытия и мира; и
тотальность распалась на мелкие фрагменты.
Полурациональный обмен в производстве подотчётно приравнивает созидательность,
сведённую к рабочей силе, к её почасовой зарплате.
Полурациональный обмен в потреблении подотчётно приравнивает прожитое
потребление (жизнь сведённая к потребительской
деятельности) к сумме власти, указывающей положение
потребителя в иерархической таблице. За
жертвоприношением повелителя следует последнее жертвоприношение,
жертвоприношение специалиста. Для того, чтобы
потреблять, специалист заставляет других потреблять
по кибернетической программе, в которой гиперрацинальность обмена упразднит
жертвоприношение. А заодно и человека! Если чистый обмен регулирует в течение
одного дня образы жизни граждан-роботов кибернетической организации,
жертвоприношение прекратит существование. Для
того, чтобы подчиняться, вещам не нужны причины и объяснения.
Жертвоприношение исключено из программы машин,
как и из антагонистичного проекта, проекта
полноценного человека.
*
Раздробленность
человеческих ценностей под влиянием механизмов обмена ведёт к раздробленности
самого обмена. Недостаточность аристократического
дара ведёт к построению новых человеческих отношений а основе чистого дара.
Мы должны вновь открыть удовольствие дарить; дарить от изобилия.
Какие прекрасные ритуалы без торговли рано или поздно увидит
общество благополучия, рано или поздно, когда изобилие молодых поколений
откроет для себя чистый дар! (Всё более и более распространяющаяся среди
молодых страсть к воровству книг, манто,
дамских сумочек, оружия и ювелирных изделий
ради простого удовольствия предлагать их в подарок указывает нам на волю к
жизни, которая таится в обществе потребления).
В сфабрикованных
потребностях скрыта единая потребность в новом образе жизни.
Искусство, эта экономика прожитых моментов,
уже поглощено деловым рынком. Желания и мечты
работают на маркетинг. Повседневная жизнь
распалась на серию взаимозаменяемых моментов подобно приспособлениям,
соответствующим ей (миксер, хай-фай, противозачаточные,
эйфориметры, снотворные).
Повсюду равные частички кружатся в равномерном свете власти.
Равенство, справедливость. Обмен ничем,
ограничениями и запретами. В мёртвом времени
ничто не движется.
Надо будет начать с феодального несовершенства, но не для его усовершенствования, а для его преодоления. Нам надо будет начать с гармонии единого общества освобождая его от призраков божества и священной иерархии. Новая невинность не так уж далека от суда божьего и его суждений; неравенство по происхождению ближе, чем буржуазное равенство, к равенству свободных и неотделимых друг от друга личностей. Ограничивающий стиль аристократии не является ничем иным как грубым эскизом будущего великого стиля властелинов без рабов. Но только этот мир между стилем жизни и способом выживания, опустошает так много современных жизней