(Продолжение. Начало в №12. мы даем не
полный текст продолжения данной статьи, полный текст вы можете прочесть
в бумажном издании нашего журнала) .
..Давайте теперь разберёмся в структуре левого
спектра Итальянской политической палитры 70-х г.г. Справа налево: За
компартией Италии следовали внепарламентские группы "Манифесто" и
"Борьба продолжается!" (Lotta Continua) выступающая за истинный
коммунизм Советов. Обе эти группы постепенно бюрократизировались и сошли
на нет, несмотря на кажущуюся популярность в обществе. Далее
располагались группировки "Власть Рабочих" (Potere Operaio) и "Группа
Грамши", которые в свое время порвали с "Манифесто" и "Борьба
продолжается" из-за их недостаточно радикальной стратегии. И замыкали
левый спектр радикальные маоистские группы. Самыми известными из них
были "Красные Бригады" начавшие свой кровавый путь в 1970 г. Особняком
от этих иерархических потомков коммунизма XIX века стояла "Рабочая
Автономия" (Autonomia Operaia - AO), которая образовалась на базе т.н.
"рабочих ассамблей" и порвавших с предыдущими группами активистов.
Выросла она из, зародившегося еще в 50-х гг. в северных промышленных
районах страны, стихийного движения рабочих, которое было независимое
как от администрации и каких-то гос. структур, так и от профсоюзов,
возглавляемых коммунистами. Массовый характер движение АО приобрело
после событий Горячей Осени.
В 72-м рабочие и студенты в Риме организовали
штабквартиру комитетов АО. Борьба приняла серьёзный оборот.
Представители АО верили в "растущий уровень борьбы с госаппаратом". Они
предпочитали лобовой конфликт и не брезговали применять силовые методы
контрударов против нарастающего фашистского террора. Вопросы тактики
были основным камнем преткновения в спорах автономистов (АО) с
коммунистами. Радикализм АО можно проиллюстрировать на прекрасном
примере. 2 февраля 1973 20 000 рабочих захватили завод Мирафиори. Такой
метод спора с руководством оказался очень заразителен - пошла волна
оккупационных захватов предприятий. Спустя неделю на улицы Рима вышло
полмиллиона демонстрантов с лозунгом "Вся власть рабочим!". Они
выступали за сокращение рабочей недели и за увеличение зарплаты.
Власти задумались, но мер не приняли. 29 марта того
же года военизированные отряды рабочих захватили полностью завод
Мирафиори. В руках рабочих Турина так же оказалось большинство фабрик.
Администрация и профсоюзы попытались погасить конфликт, но на собрания
явилось менее половины рабочих. Захваты предприятий отличались от
"красногвардейских атак на капитал" эпохи гражданской войны в России и
рабочего движения 20-х гг. в Италии. Рабочие требовали намного большего.
Фабрики им были нужны не для работы, а для организации революционной
борьбы! Поэтому их мало волновала рентабельность предприятий. Сначала
нужно было сломать шею капитализму и надвигающемуся тоталитаризму в лице
фашизма и сталинского "коммунизма". Борьба шла на трёх фронтах. К 1974
г. почти все фабрики Фиат оказались без управления хозяев. Мастера были
запуганы. Инспектора избивались отрядами рабочей самообороны
предприятий. Автономия развивалась по своим правилам, не смешиваясь
ленинской классовой теорией и не адаптируясь с партиями. Большую роль в
формировании автономистской теории и практики сыграло феминистское
движение.
Феминистские корни автономного движения
В то время Италия представляла собой самую
патриархальную страну Зап. Европы. Горячая Осень 69-го разбудила
наиболее угнетённую половину страны. И на следующий год рассерженные
женщины вышли на городские улицы. Женское восстание особенно сильно
проявило себя в Риме, Милане и Падуе. Повсеместно в стране
организовывались группы подъёма сознательности, женские центры, книжные
магазины, клубы по интересам. Именно в этих местах и началась жаркая
дискуссия о радикальной трансформации повседневности, которая актуальна
до сих пор. Несмотря на то, что все партии и левые группировки
игнорировали обсуждение этих "приземлённых вопросов" эта проблема стала
очень популярна среди молодёжи, и, особенно, среди женской её части.
Этому способствовала в большей мере деятельность альтернативных центров
здоровья. В то время почти во всей Европе были запрещены аборты и
контрацептивы. Нелегальное их использование часто приводило к печальным
последствиям. Ежегодно в одной только Италии от нелегального аборта
погибало до 20 000 женщин. Феминистки не собирались с этим мириться.
Началась компания за легализацию абортов. Январь 1974
стал началом борьбы. В Тренто на демонстрацию вышло 263 женщины.
Смельчаков не поддержала ни одна партия. На следующий год 6 декабря уже
25 000 женщин устроили марш протеста. Союз Женщин Италии поддержал
акцию, и, уже после марша, компартия включилась в процесс сбора подписей
за референдум об аборте. Всего было собрано около миллиона подписей.
Началась трансформация общества, трансформация сознания. Всё меньше
людей поддерживало позицию церкви о том, что аборт является смертным
грехом, за который, кстати, по закону полагалось 5 лет тюрьмы. Люди, не
страшась, массой шли на нарушение закона. Самоуправляющиеся легальные
клиники принимали на этот счёт автономное решение, основанное не на
законе, а на здравом смысле. Эти клиники были первым шагом на пути к
независимости от существующей патриархальной системы. Газеты тех лет
твердили о том, что женщины колонизируют патриархальную систему страны.
Феминистки боролись вопреки скептическим и порой враждебным
высказываниям своих товарищей по партии.
Так, в 78 году коммунистическое большинство
парламента пошло на уступку движению против абортов. Они легализовали
докторов, но забыли узаконить деяния женщин. Движение за Освобождение
Женщин входившее в Радикальную партию назвало этот закон "удар по зубам
женщинам". Началась ожесточённая борьба с мужским шовинизмом. В
результате в Италии был принят самый лучший закон об аборте в Европе. В
ходе борьбы женщины сильно разочаровались в своих мачо-товарищах.
Движение за Освобождение Женщин вскоре вышло из Радикальной партии, а
Союз Женщин Италии из Компартии. Порой во взаимоотношениях между
женщинами и мужчинами внутри партий происходили абсолютно абсурдные
вещи. Так, на демонстрации группы "Борьба Продолжается!" в ноябре 75-го
отряд самообороны рабочих, который должен был охранять демонстрантов от
происков полиции и фашистов, напал на активисток марша протеста против
аборта. Мужчины утверждали, что активистки не выражают мнение
пролетариата. Они реакционны так же, как реакционны студенты. В ответ
феминистки выдвигали лозунг: "Нет революции без освобождения женщин! И
нет освобождения женщин без революции!".
Требования феминисток вскоре стали носить более
радикальный характер. Они вышли на арену борьбы против эксплуатации
женщин вне фабрик. Мужчины-революционеры совсем забыли о том, что
домашняя работа является так же формой порабощения. Группы Lotta
Feminista и Autonomia Feminist выдвинули требование установить зарплату
женщинам за их домашний труд. Итак, можно подвести небольшой итог. За 10
лет своего существования феминизм в Италии добился некоторых успехов.
Активистки добились сохранения легальности развода, узаконили аборт и
выдвинули требование оплаты домашней работы. К 83 году в Италии
насчитывалось уже до тысячи женских клубов и центров. Их работа
строилась на анархических автономных принципах. Существовавшие
многочисленные группы принимали совместные решения на генеральных
ассамблеях. При этом никогда большинство не навязывало своё мнение
меньшинству. Горизонтальные связи предполагали под собой интерактивный
стиль обсуждения проблем, в отличие от ораторского у левых партий:
движение носило явно неиерархический характер и не было направлено на
лидера. Началось сближение позиций феминисток с мужской половиной борцов
за свободу. Призывы разрушить семью и патриархальное общество со всеми
его политическими прибамбасами, а так же антимилитаризм объединили
феминизм с движением хиппи, частью "новых левых".
Результатом кропотливой работы Автономного и
феминисткого движений стал очевидный факт: теперь политика проистекала
не от одного лидера, партии или класса, а от всех участников движения.
Тактика борьбы эпохи промышленной революции канула в лету. На этот счёт
есть хорошее высказывание известного теоретика рабочей автономии Антонио
Негри: "Феминисткое движение с её практикой коммунизма и сепаратизма, с
её критикой политики и общественного проявления власти, с её глубоким
недоверием к какой-либо форме "генерального представительства"... с её
любовью к разнообразию, должно быть похоже на чистейшую форму архетипа
этой новой фазы движения. Оно является источником вдохновения... для
новых движений пролетарской молодёжи в сер. 70-х г.г. Сам референдум о
разводе (1974) бы первым добрым знаком для "автономии" социального
движения". Таким образом феминизм стал самым примечательным источником
автономного движения....