АВТОНОМ №15

Автономное Действие

 

СРАЖАЮЩАЯСЯ АМЕРИКА
Интервью с американским автономом Дэниэлом

 

Дэниел Дилан Янг - молодой американский анархист, у которого Мертвый
Листьев взял по электронной почте интервью для "Автонома", из которого вы
сможете узнать немного об американских неавторитарных левых радикалах, о
США вообще. Это интервью разрушает стереотип, будто бы все американцы -
жующее гамбургеры, быдло. Дэниел издает самиздатовский журнальчик
"Повседневная Революция". Чтобы его получить, напишите по адресу: Daniel
Young; PO Box 1651; Fort Bragg, CA 95437; USA.

Итак, поехали:
Дэниел: Мне 20 лет, я живу в маленьком городке в Северной Калифорнии, около
150 миль от Сан-Франциско на север к Тихому Океану. Городок называется Форт
Браг, проживает в нем около 6000 человек и около 5000 расселены среди рощ и
холмов округи. Сегодня мы организуем в нашем городке марш, посвященный
годовщине массовых беспорядков, приведших к срыву конференции Всемирной
Торговой Организации в Сиэттле. Мы пройдем мимо офисов крупных корпораций
нашего городка и планируем устроить небольшой перфоманс. В нашем городке
всё больше молодежи симпатизирует анархистам, что классно для такой дыры.

Мертвый Листьев: Расскажи о своей анархистской деятельности:
Дэниел: Основная моя деятельность была связана с группой "Пища Вместо Бомб"
(FNB). Впервые я заинтересовался анархизмом, когда познакомился с людьми из
этого проекта. FNB - движение, состоящие из более чем 150 маленьких
автономных групп в США, Европе, Австралии и др. местах. "Пища Вместо Бомб"
- это неиерархически организованные группы, распространяющие бесплатную
пищу из "отходов" капиталистических ресторанов и магазинов. Из этих
"отходов" FNB-шники приготовляют питательную натуральную вкусную веганскую
пищу, которая распространяется в общественных местах для всех желающих;
особенно для бездомных и бедноты из рабочего класса. Часто те, кто берет
пищу, помогают в приготовлении, обслуживании и мытье посуды. Таким образом,
они одновременно и получают пищу, и вовлекаются в конструктивную и важную
работу, помогая другим. Когда стол накрыт - создано социальное
пространство, соединяющее бедняков и активистов, на почве потребления
здоровой пищи. Кроме работы в рамках FNB?, я написал много текстов по
анархизму и либертарному активизму для разных изданий и участвовал в
протестах и акциях прямого действия. Сейчас я участвую в деятельности
группы "Black Flag Club" в нашем городке, которую организовали студенты
местного колледжа, где большинство учащихся - выходцы из семей рабочих.
Цель "Black Flag Club" - анархическая пропаганда и создание организации.
Что мы сделали: организовали концерт, чтобы собрать деньги для одного
участника нашей группы, который обвиняется в нападении на полицейских;
провели марш и уличное театрализованное представление в Форт Брагге в
годовщину протестов против ВТО в Сиэттле, один вечер в неделю мы посвящаем
дискуссиям на темы, связанные с анархизмом; проводим кампанию, цель которой
заставить администрацию колледжа покупать радикальные и анархические книги
и журналы для библиотеки колледжа.

Мертвый Листьев: Ты упоминал, что издаешь собственный зин. Что он из себя
представляет? И вообще, что такое D.I.Y.-сцена в США?
Дэниел: Пока я выпустил лишь 2 номера своего "журнальчика" "Повседневная
Революция". После бунта в Сиэттле я почувствовал, что в радикальном
движении США происходят потрясающие события. И сделал зин, напечатав текст
на компьютере и наксерив массу картинок и отрывки текстов из анархистских и
неанархистских журналов и книг. Для небогатых молодых панков или других
контркультурщиков быстрее, дешевле и лучше использовать метод
"вырезал-наклеил" для распространения ограниченного количества копий
изданий для своего круга. Зины не просто часто анархически ориентированы,
скажу больше, они по своей сути анархичны! Большинство газет и журналов в
США - глянцевые дорогостоящие многотиражные издания, производимые элитой
для масс и содержащих лишь идиотскую капиталистическую чушь. Зины же очень
просто производятся в домашних условиях людьми, которые выражают бескрайний
спектр идей и мнений. Практика своеобразного бартера, дешевая себестоимость
позволяет издателям зинов свободно взаимодействовать друг с другом и частью
общества.
Идея D.I.Y. - контркультурная фишка, появившаяся в США во времена хиппи
60-х и 70-х и позже панк-движения. Это бунт против американской
потребительской капиталистической "культуры", которая давит в человеке
творческое начало, предлагая тебе не творить, а псевдо реализовываться,
приобретая статусные и рекламируемые товары и "духовный ширпотреб". Система
тебя заставляет растрачивать свою жизнь впустую и бессмысленно, работая
(чтобы были деньги всё это гавно купить) на какой-нибудь скучной работе,
где надо выполнять изо дня в день одни и те же действия. D.I.Y. - это
восстание против такого отчуждения. Вот некоторые способы противостояния:
вместо того, чтобы покупать самую модную одежду по самым высоким ценам,
можно сшить себе нужную и очень оригинальную шмотку из дешевой ткани. Чем
платить кучу бабок и пялиться на кривляющуюся на стадионе рок-звезду, лучше
самому вместе с друганами играть панк или фолк, устраивать сейшена, не
обращаясь за помощью в буржуйские фирмы. Лучше выращивать на своем огороде
"экологически чистые" овощи, чем покупать массово изготовленные продукты,
напичканные пестицидами.

Мертвый Листьев: Расскажи вкратце об американских
анархистах/автономах/революционных синдикалистах; их организациях,
движениях, проектах.
Дэниел: Революционных синдикалистов не так много. До сих пор существует
легендарная пролетарская организация - Индустриальные Рабочие Мира - это
разбросанные по разным городам небольшие группки, оставшиеся от большого
синдикалистского союза (имевшего наибольшее влияние до первой мировой
войны). ИРМ организуют радикальные профсоюзы среди работников "Мак
Дональдса" и "Border Books" (книготорговая корпорация), издают газету
"Индустриальный Рабочий". Также с ИРМ связаны самоуправляющиеся рабочие
кооперативы.
В США немного людей, называющих себя автономами, но автономистские идеи и
тактика широко распространена среди молодых американских анархистов,
особенно связанных с панк-сценой. Как мне кажется, автономистское движение
дает анархизму возможность приспособиться к реалиям повседневной жизни
стран первого мира, где капитализм транснациональных корпораций и
бюрократическое государство подчинили себе общество и природу, превратив их
в рыночный товар или в полностью контролируемый субъект научных
исследований. В 80-е годы автономы Европы и анархиствующие панки США
пытались восстать против всего этого, в первую очередь, выстраивая
альтернативную модель общества, где люди выживают и сопротивляются, так как
держатся вместе, коммунитарно, создавая группы взаимопомощи. Все 80-е и
начало 90-х в ряде американских мегаполисов: Нью-Йорке, Бостоне,
Филадельфии, Сан-Франциско, Сиэтле, Чикаго и Миннеаполисе существовали
анархические коммуны. В каждом из этих городов существовали сети домов, в
которых размещались коммуны, сквоты и кооперативы. В каждом городе обычно
существовали один или два кооперативных книжных магазина (infoshops) или
радикальных автономных социальных центров (такие, как "Long Haul Infoshop"
в Беркли, "Bound Together Books" в Сан-Франциско, "the Wooden Shoe Books" и
"A Space" в Филадельфии. Также существуют проекты взаимопомощи, такие как
"Пища вместо бомб", мастерские, где можно бесплатно починить велосипед,
общественные сады, "свободные школы", где проходят лекции о принципах жизни
по D.I.Y. или лекции, в которых история преподается с радикальной точки
зрения. Существуют и радикальные группы, деятельность которых
сконцентрирована на исследовании природы труда, и попытках организовать
жизнь без работы на боссов или корпорации. В любом большом городе обычно
есть несколько издательств, кафе или других кооперативов, управляемых и
принадлежащих самим рабочим. Многие анархисты участвуют в группах борящихся
против милитаризма, атомной энергии, тюремной индустрии, полицейского
беспредела, против конкретных зажравшихся политиков и капиталистов и т.п. В
каждом городе выходит целый букет изданий, обычно это множество маленьких
"самодельных" ксероксных DIY - зинов и несколько газет. Также существует
IMC (Независимый Медиа Центр), который не полностью
радикально-анархический, но на практике дает возможность каждому
опубликовать в интернете что угодно, в основном на темы политического
активизма. Его отделы существуют в городах США, Европы и всего мира.
Создалось IMC после событий в Сиэттле; их сайт - http://www.indymedia.org
(недавно, кстати, открылся русскоязычный отдел на этом сайте, - прим.
ред.). В США также действуют несколько анархо-издательств, занятых выпуском
книг либертарных авторов, - такие как "Autonomedia" и "Left Bank Books"...
Существует много анархистских сельскохозяйственных проектов. Сейчас
особенно много коммун, основанных на автономии и самообеспечении, без
внутренней иерархии и насилия. Также есть поселения в тех районах, где
государство и капиталисты собираются в своих интересах вырубать леса или
уничтожать другие экосистемы. В качестве примера стоит упомянуть о
"сидящих-на-деревьях" активистах "Earth First!" в Орегоне, Игл Крике и
других местах или Свободной Стране Миннехаха, образованной для защиты
священных (для индейцев) земель. Свободная Страна подвергалась жестоким
атакам и была уничтожена в прошлом году.
Анархистская "сцена" Америки - это небольшие группы активистов в каждом
крупном городе. Есть и просветительские группы в совсем маленьких городках.
Например, сейчас я работаю с анархистской группой студентов колледжа и
старшеклассников шеститысячного городка в Калифорнии. За последние
несколько лет среди студентов, старшеклассников и учеников колледжей возрос
интерес ко всем направлением анархистской деятельности. Практически все
направления рассматриваются их участниками как часть общей борьбы, а имя
этой борьбы чаще всего "анархизм". В то же время люди говорят о растущем
"антикапиталистическом" или "антиглобалистском" движении, объединяющем
анархистов, либералов, просто прогрессивных людей, профсоюзных активистов
ради борьбы против новой формы организации всемирной элиты.
После Сиэттла всё большее количество людей говорит о строительстве
либертарных федераций. На северо-востоке Соединенных Штатов существует
Северо-восточная Анархо-Коммунистическая Федерация. В разных частях страны
существует "Сеть Прямого Действия" - коалиция всевозможных радикальных и
прогрессивных групп, которые может и не называют себя анархистскими, но
используют методы прямого действия. Мне известно, что некое подобие
анархической федерации существует на Среднем Западе. На Западном побережье
в Сан-Франциско будет большая региональная встреча анархистов как
подготовка к общеамериканскому съезду. Цель всех этих встреч - попытка
построить крепкую федерацию анархистов США с широкой платформой идей и
разнообразной стратегией. Существуют противоречия между
"анархо-примитивистами" и всеми остальными по вопросу о техническом
прогрессе. "Зеленые анархисты" (или "анархо-примитивисты") думают, что раз
большинство технологий было создано в интересах войны и капитализма, а
безудержный тезнический прогресс может привести к экологическому коллапсу и
гибели жизни на Земле, то в анархистском обществе должны быть уничтожены
всякие технологии, и уничтожение техники - важнейшая миссия анархистов.

Мертвый Листьев: Что ты знаешь о Лоренцо Комба и его группе "Черная
Автономия"?
Дэниел:
Лоренцо был активен в 60-е годы, когда входил в Студенческий
Координационный Комитет Ненасильственных Действий (SNCC). Это была большая
организация, использовавшая митинги, ненасильственные акции прямого
действия и т.п., пытаясь прекратить сегрегацию афроамериканце. Позже, в
конце 60-х и начале 70-х Лоренцо входил в Партию Самообороны "Черные
Пантеры". "Черные Пантеры" вели работу в черных районах, чтобы организовать
альтернативные самоуправляющиеся группы, которые могли бы противостоять
полицейскому произволу. "Пантерам" удалось по всей стране организовать то,
что я, как анархист, назвал бы сетями взаимопомощи. Самой противоречивой
социальной программой "пантер" были, возможно, "общественные патрули": люди
из черных кварталов разъезжали, вооруженные пистолетами, вместе с полицией
и следили, чтобы копы не оскорбляли/убивали людей в их районах. "Черные
пантеры" не только призывали людей устанавливать контроль над ментами, они
добивались того, чтобы каждый чернокожий имел собственное оружие, умел им
пользоваться для защиты себя, своей семьи и сообщества от вооруженных атак
полиции. Многие активисты оказывались в тюрьме на годы или на всю жизнь. Я
знаю, что Лоренцо много лет провел в тюрьме, один раз оттуда сбегал, но был
пойман или сдался сам. Сегодня власти пытаюся снова засадить его в тюрьму.
Лоренцо живет в городе Чатануга, штат Теннеси, на юге Соединенных Штатов. В
Теннеси был принят новый закон, называемый "Актом Запрещения", цель
которого - сделать все обычные формы политического активизма - митинги,
собрания, марши - незаконными. Лоренцо грозит примерно год тюрьмы за то,
что он участвовал в двух протестных акциях, целью которых было привлечь
внимание к убийствам, совершенных полицейскими. Более подробную информацию
можно получить через Международную Коалицию Против Расизма и Жестокости
Полицейских: PO Box 19962, Kalamazoo, MI 49019, USA. Email:
komboa@yahoo.com

Основываясь на опыте своей деятельности в SNCC, "Черных Пантерах" и своем
тюремном опыте, Лоренцо стал анархистом. Он призывает построить общество,
состоящее из автономных хорошо организованных общин, объединенных в более
крупные федерации без иерархии и принуждения. Сейчас он пытается
организовать в масштабах США группу "Черная Автономия: Сеть Организаторов
Общин". Эта группа объединит афроамериканцев, которые хотят видеть свои
сообщества автономными, экологически стабильными, где можно будет спокойно
растить детей без угроз и давления со стороны правительства, капиталистов,
полиции и армии.

Мертвый Листьев:
Твои впечатления от событий в Сиэттле и других бунтов с участием анархов.
Дэниел: Во время протестов против Всемирной Торговой Организации в Сиэттле
в ноябре 1999 года 50.000 радикалов собралось в одном маленьком районе
одного города. Наверное, около половины из них участвовали лишь в огромном
марше, организованном реформистскими профсоюзами, которые выдвигают
про-националистические требования против ВТО (которая сокращает рабочие
места и доходы американцев, создавая новые рабочие места в других странах).
Но другая половина протестантов участвовала в акциях с явно радикальной
антикапиталистической и антиправительственной направленностью. Была
проделана серьезная работа по срыву конференции, проходили street parties,
концерты, митинги, демонстрировались спектакли посреди делового центра
Сиэттла, было много заранее организованных или спонтанных маршей, собраний.
Люди делали граффити на окнах зданий и магазинов корпораций с
антикапиталистическими, антиправительственными и др. революционными
лозунгами. Активисты крушили витрины магазинов транснациональных
корпораций, набирали там пищу, бытовую технику и другие вещи. Размах,
интенсивность и диверсионность Дня Акций сделали полицию, СМИ и
международные финансовые структуры временно беспомощными. Полиция Сиэтла не
знала, что ей делать, так как протестанты постоянно меняли свою стратегию.
В общем, этот опыт вдохновил массу радикальных и прогрессивных активистов.
В США ничего подобного не было со времен войны во Вьетнаме. Давно Америка
не видела такого события, когда столь разные люди собрались в таком
количестве, так энергично и солидарно, чтобы выразить ярость против власти,
элиты и экономического империализма. С 70-х гг. ещё не случалось, чтобы
такая большая группа, в основном, белых людей из среднего класса пережила
атаки слезоточивым и перцовым газами, резиновые пули, избиения и аресты,
проводимые тяжело вооруженной полицией и солдатами Национальной Гвардии
(специальное армейское подразделение для подавление бунтов в США и контролю
за населением).
Одним словом, в Сиэтле тысячи людей, получили заряд революционной энергии,
благодаря солидарной борьбе и коснувшихся всех репрессий. Совсем по-другому
обстояли дела на акциях протеста в Филадельфии на съезде Республиканской
партии. Там четыре дня проходили массовые легальные и нелегальные акции
протеста. С каждым днем они становились всё радикальней до того момента,
когда, наконец, 1-го августа анархисты (и сочувствующие) предприняли
попытку парализовать все автомобильное движение в городе, устраивая марши и
митинги для привлечения внимания к "комплексу тюремной индустрии". Имеется
в виду то, что в США всё больше бедноты и "цветных" проводят значительную
часть жизни в тюрьмах, где работают за бесплатно, т.е. находятся на
положении рабов.
Подводя итоги событий в Филадельфии, можно сказать, что эти события
отличались от сиэтловских большей подготовленностью полиции и своим меньшим
масштабом. В них принимало участие пять, от силы десять тысяч молодых
людей: анархистов и радикалов. В Филадельфии я понял, что теперь полиция в
бешенстве от наших действий, и мы уже не можем делать то, что делали в
Сиэттле: ставить с ног на голову реальность мегаполиса, большой толпой
перекрывать улицы, нарушая работу буржуйской сходки. Капиталистические
газеты и телевидение уже привыкли к таким формам сопротивления.
Считаю, что американским анархистам надо сконцентрировать усилия не только
на гигантских акциях протеста и бунтах, атакующих существующие социальные
структуры. Необходимо показывать людям, как должна выглядеть наша
альтернатива: надо создавать радикальные социальные центры,
сельхоз-коммуны, свободные школы, больницы, группы контроля действий
полиции... Также каждая крупная акция должна отличаться от предшествующей.
Протест должен быть по-прежнему остроумен и не банален, чтобы ментам и СМИ
было бы сложно их репрессировать и оболгать.

Мертвый Листьев: Что обычные люди в США думают об анархистах и других
радикалах-революционерах?
Дэниел: Я не думаю, что большинство понимает, что действительно означает
слово "анархизм" и чего хотят анархисты. Теже кто понимают, часто говорят,
что, мол, это всё звучит привлекательно, но на практике потребует
невозможной самодисциплины от каждого, мол, невозможно, чтобы каждый
человек участвовал в решении всех вопросов его касающихся... Конечно, такая
обывательская точка зрения глупа: "демократическая система", которую
боготворят большинство американцев, предусматривает, что кучка людей, менты
и политики, представляют и охраняют интересы всех остальных. Естественно,
такая система всегда будет пронизана коррупцией, ведь политики и менты
должны быть просто ангелами, чтобы это было не так, ведь контроль за ними
на деле невозможен.

Мертвый Листьев: Существенна ли в твоей стране проблема расизма? Что
скажешь об общей социальной и экономической ситуации в США?
Дэниел: Власть имущие пытаются объяснить наличие большого количества
полицейских в районах, где живут бедняки и национальные меньшинства, тем,
что бедность порождает преступность. Настоящая причина такого "непорядка"
связана со страхом богатых и власть имущих перед революционным потенциалом
наиболее угнетенных. Система расового и классового подавления есть основной
механизм установления "мира и спокойствия" внутри Системы. Масса белых,
материально обеспеченных наемных работников, составляющих большую часть
населения США, конечно, тоже не довольна своей жизнью. Они остаются
наемными тружениками и страдают от произвола начальства. В большинстве
своём они работают на скучной, рутинной работе, которую не любят. Кроме
того, американцы находятся в ненормальных социальных структурах: в основном
это одинокие, изолированные, "атомизированные" семьи, состоящие из одного
родителя с детьми (от одного до трех), постоянно находящиеся вместе в
пригородном коттедже. Идеал такой семьи - максимальная отстраненность от
внешнего мира, а телевизор - основной канал связи с обществом. Сегодня даже
внутри такой "атомизированной" семьи её члены мало контактируют и друг с
другом. Итак, вот что имеет обыватель: у него неинтересная работа, он
самоизолирован от других человеческих существ, от социальных контактов; он
принципиально не может стать таким богатым, красивым, счастливым и
сексуальным суперменом, образ которого тиражируется масс-медиа. Для многих
это трагедия. Некоторые так от этого парятся, что кончают жизнь
самоубийством. Или идут в школу или на работу с пистолетом и перед
самоубийством убивают ещё много людей. Но основная масса просто остаются
неудовлетворенными и несчастливыми: т.е. продолжают ходить на ненавистную
работу, содержать дом и семью ради того, чтобы просто убить время в
бессмысленном потреблении вещей. Именно для контроля за этой категорией
граждан, составляющими большую часть населения, система классовой и расовой
иерархии просто необходима. Правители должны дать изолированным,
несчастливым, но обеспеченным людям козла отпущения, который якобы и есть
источник всех их проблем, объект, который разрешено ненавидеть и тем самым
компенсировать свою личностную и психологическую нищету. Правительство
старается держать людей в повиновении, создавая буфер из белой бедноты,
афроамериканцев и индейцев, которые живут в нищете и антисанитарии,
лишенные возможности найти нормальную работу и получить образование,
подвергаясь перманентным атакам полиции, всё более и более "переселяясь" в
гигантские тюрьмы, где тратят жизнь, как рабы, на бесплатную работу.
Независимо от того, считают ли белые черных виновными в своем положении или
нет, всякий старается приложить максимум усилий, чтобы не "докатиться" до
их участи. То же самое и с восприятием людьми войн и беспредела в других
странах: вместо роста ярости и недоверия к американским капиталистам и
политикам, американцы лишь смотрят на всё это и стараются избежать участи
жителей других стран, страдающих от этих капиталистов и политиков.
Американцы или стараются поменьше думать о международной политике U$A, или
же расистски обвиняют во всех бедах самих жертв политики "своего"
правительства. Это заставляет их или присоединяться к Ку Клукс Клану, или
делает из них навязчивых либералов и филантропов, которые хотят нести добро
"всем несчастливым людям".
В Америке, как и повсюду, расовые чувства используются для того, чтобы
разделять и контролировать людей, не дать им осознать то, какие структуры,
группы и социальные механизмы их угнетают. Независимые движения чернокожих
и индейцев жестоко подавляются правительством, т.к. оно понимает, что если
белый средний класс увидит, что наиболее бесправные люди чего-то смогли
реально добиться, он тоже попытается что-то изменить в своей жизни.