АВТОНОМ №15

Автономное Действие

 

РЕШЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЖИТ ПО ТУ СТОРОНУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Петр Рябов

 

Мы должны стать такими же радикальными, как сама действительность (ситуационистский лозунг). Читатель, прочитавший заголовок этой статьи, наверняка скептически хмыкнет: "вот, опять эти прожектерские утопические рассуждения анархистов о ликвидации государства! Может, без государства лучше, но такая постановка вопроса сейчас явно неактуальна" Допустим. Согласимся на время с читателем и посмотрим, какие ещё неанархические, неутопические и актуальные пути выхода из новой Кавказской войны предлагаются на сегодняшний день. Если отбросить все промежуточные позиции, половинчатые решения и лицемерные фразы, то можно выделить два основных подхода к решению этого вопроса. При всей кажущейся их противоположности, у них много общего. Первого придерживаются русские державники, и суть его сводится к тому, что Российская Империя (или Федерация неважно!) едина и неделима, государственный суверенитет России превыше всего и в борьбе за его сохранение, как поется в песне, мы за ценой не постоим. На практике это означает следующее.

Так как действительно радикальное и окончательное решение чеченского вопроса, предпринятое в 1944 году товарищем Сталиным, - с депортацией всего коренного населения и уничтожением его значительной части, сейчас, к счастью, всё же не под силу дряхлеющему российскому Государству - и мощь армии уже далеко не та, и запредельная степень цинизма и насилия, подобная сталинской невозможна (всё-таки, сейчас мы типа - часть мирового сообщества и правовое государство!), то, следовательно, такой подход реализуем лишь частично. Что сейчас и происходит: выдавливание сотен тысяч беженцев из Чечни в соседние районы, скрытая или явная антикавказская кампания в средствах массовой информации, зачистки сёл в Чечне и вялотекущая, не очень успешная борьба с партизанами, имеющая реальные перспективы растянуться на десятилетия. Так что, не говоря уже о моральной и принципиальной стороне подобного подхода к решению проблемы, этот подход вовсе не эффективен и не конструктивен, а, следовательно, он-то как раз и грешит утопизмом, ведущим в тупик его приверженцев. Вторую, казалось бы, противоположную первой, позицию занимают сторонники чеченской государственной независимости, выхода Чечни из состава России. Однако и этот подход не менее утопичен, чем первый. При нынешнем состоянии дел и соотношении сил, российская армия не может уничтожить чеченских партизан, но и они, разумеется, не могут победить многократно превосходящую их по численности и вооружению российскую армию, и всё, что они могут предложить со своей стороны это также затягивание конфликта по-ольстерскому или баскскому сценарию. Если же каким-то чудом Фортуна (или Аллах) улыбнется чеченскому сопротивлению и подарит им новый Хасавьюрт, то независимое чеченское государство, как стало ясно в 1996-1999 годах, принесет с собой лишь всплеск религиозного фундаментализма, массовые похищения людей, работорговлю и господство полевых командиров (винтовка рождает власть - писал великий Мао).

Подытоживая, мы можем заметить, что оба "реалистичных" и "последовательных" подхода (все их производные и промежуточные варианты можно вовсе не принимать в расчёт) к решению проблемы чеченской войны, на самом деле: А)Неэффективны и нереалистичны, затягивают эскалацию конфликта на многие годы, но не разрешают его. Б)Выгодны лишь правителям и их апологетам, и отнюдь не простому населению русским или чеченцам, поскольку они несут людям лишь перспективу героической гибели на войне за чужие интересы, взрывы домов, национальный и конфессиальный фанатизм и т.д. В)Оба эти подхода апеллируют к мифотворческим, искусственно сконструированным идеологическим фетишам в одном случае, это Великая Держава, в другом - Независимая Ичкерия, но оба эти фетиша, подобно мифическому Молоху, требуют вполне реальных и обильных кровавых жертвоприношений. Следовательно, пока люди будут отождествлять себя с подобными фантомами и мыслить в духе подобной логики, имперской или национально-государственной, забывая о своих собственных, отнюдь не надуманных интересах, - до тех пор чеченской войне не будет положен конец. Эти эксплуатируемые властьимущими стереотипы массового сознания, конечно, привычны, но отнюдь не реалистичны: это наезженная колея, ведущая в никуда. Если же магия подобных стереотипов будет преодолена, то будет сделан первый, но очень важный шаг к завершению войны. Ведь тогда люди будут смотреть на себя и на других не через призму имперских или этнических интересов и идеалов, не через прицел автомата, а как на живых, неповторимых и бесконечно ценных личностей, которым нечего делить и незачем отгораживаться государственными границами.

Поэтому борьба против чеченской войны неизбежно связана с анархической борьбой против государств, разделяющих людей и народы и сталкивающие их лбами во имя своих корыстных и бесчеловечных интересов.