АВТОНОМ №15 |
|
РЕШЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЖИТ ПО ТУ
СТОРОНУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Мы должны стать такими же радикальными, как сама действительность (ситуационистский лозунг). Читатель, прочитавший заголовок этой статьи, наверняка скептически хмыкнет: "вот, опять эти прожектерские утопические рассуждения анархистов о ликвидации государства! Может, без государства лучше, но такая постановка вопроса сейчас явно неактуальна" Допустим. Согласимся на время с читателем и посмотрим, какие ещё неанархические, неутопические и актуальные пути выхода из новой Кавказской войны предлагаются на сегодняшний день. Если отбросить все промежуточные позиции, половинчатые решения и лицемерные фразы, то можно выделить два основных подхода к решению этого вопроса. При всей кажущейся их противоположности, у них много общего. Первого придерживаются русские державники, и суть его сводится к тому, что Российская Империя (или Федерация неважно!) едина и неделима, государственный суверенитет России превыше всего и в борьбе за его сохранение, как поется в песне, мы за ценой не постоим. На практике это означает следующее. Так как действительно радикальное и окончательное решение чеченского вопроса, предпринятое в 1944 году товарищем Сталиным, - с депортацией всего коренного населения и уничтожением его значительной части, сейчас, к счастью, всё же не под силу дряхлеющему российскому Государству - и мощь армии уже далеко не та, и запредельная степень цинизма и насилия, подобная сталинской невозможна (всё-таки, сейчас мы типа - часть мирового сообщества и правовое государство!), то, следовательно, такой подход реализуем лишь частично. Что сейчас и происходит: выдавливание сотен тысяч беженцев из Чечни в соседние районы, скрытая или явная антикавказская кампания в средствах массовой информации, зачистки сёл в Чечне и вялотекущая, не очень успешная борьба с партизанами, имеющая реальные перспективы растянуться на десятилетия. Так что, не говоря уже о моральной и принципиальной стороне подобного подхода к решению проблемы, этот подход вовсе не эффективен и не конструктивен, а, следовательно, он-то как раз и грешит утопизмом, ведущим в тупик его приверженцев. Вторую, казалось бы, противоположную первой, позицию занимают сторонники чеченской государственной независимости, выхода Чечни из состава России. Однако и этот подход не менее утопичен, чем первый. При нынешнем состоянии дел и соотношении сил, российская армия не может уничтожить чеченских партизан, но и они, разумеется, не могут победить многократно превосходящую их по численности и вооружению российскую армию, и всё, что они могут предложить со своей стороны это также затягивание конфликта по-ольстерскому или баскскому сценарию. Если же каким-то чудом Фортуна (или Аллах) улыбнется чеченскому сопротивлению и подарит им новый Хасавьюрт, то независимое чеченское государство, как стало ясно в 1996-1999 годах, принесет с собой лишь всплеск религиозного фундаментализма, массовые похищения людей, работорговлю и господство полевых командиров (винтовка рождает власть - писал великий Мао). Подытоживая, мы можем заметить, что оба "реалистичных" и "последовательных" подхода (все их производные и промежуточные варианты можно вовсе не принимать в расчёт) к решению проблемы чеченской войны, на самом деле: А)Неэффективны и нереалистичны, затягивают эскалацию конфликта на многие годы, но не разрешают его. Б)Выгодны лишь правителям и их апологетам, и отнюдь не простому населению русским или чеченцам, поскольку они несут людям лишь перспективу героической гибели на войне за чужие интересы, взрывы домов, национальный и конфессиальный фанатизм и т.д. В)Оба эти подхода апеллируют к мифотворческим, искусственно сконструированным идеологическим фетишам в одном случае, это Великая Держава, в другом - Независимая Ичкерия, но оба эти фетиша, подобно мифическому Молоху, требуют вполне реальных и обильных кровавых жертвоприношений. Следовательно, пока люди будут отождествлять себя с подобными фантомами и мыслить в духе подобной логики, имперской или национально-государственной, забывая о своих собственных, отнюдь не надуманных интересах, - до тех пор чеченской войне не будет положен конец. Эти эксплуатируемые властьимущими стереотипы массового сознания, конечно, привычны, но отнюдь не реалистичны: это наезженная колея, ведущая в никуда. Если же магия подобных стереотипов будет преодолена, то будет сделан первый, но очень важный шаг к завершению войны. Ведь тогда люди будут смотреть на себя и на других не через призму имперских или этнических интересов и идеалов, не через прицел автомата, а как на живых, неповторимых и бесконечно ценных личностей, которым нечего делить и незачем отгораживаться государственными границами. Поэтому борьба против чеченской войны неизбежно связана с анархической борьбой против государств, разделяющих людей и народы и сталкивающие их лбами во имя своих корыстных и бесчеловечных интересов.
|
|
|