ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД:
Современная философия анархизма
Если вы зайдёте на сайт Анархив (
http://anarchive.virtuale.net/
) то даже там не увидите ни одного упоминания о Фейерабенде. Почему? Тут две
причины. Во-первых, Фейерабенд философ слишком интеллектуальный. Во-вторых,
к политическим анархистам всегда относящийся скептически.
Родился он в 1924 году, умер в 1994, почти всю жизнь проработал
преподавателем в ВУЗе, а себя называл эпистемологическим анархистом .
Основное обвинение, которое он кидал анархистам в том заключалось, что
слишком глубоко они уходят в практику прямого действия, в ущерб построения
какой-то общей концепции действия. Что, мол, в социальном плане люди-то они
продвинутые, но вот в плане философского мировоззрения грубо говоря лохи .
Основная работа Фейерабенда называется мудрёно: Против методологического
принуждения. Очерк анархистской теории познания . Чтобы её прочесть, нужно,
конечно, сделать над собой усилие, а под рукой все время держать философский
словарь. Основная мысль её тяжела для восприятия классического анархиста,
воспитанного на Кропоткине и Бакунине. В четырёх положениях она такова:
1.наука ни есть мерило истины 2.наука это лишь одна из форм знания, таких же
как философия или искусство 3.наука сегодня есть государственная идеология,
а потому должна быть как и в своё время религия отделена от образования 4.
наука нуждается в координальном обновлении.
Всем известно знаменитое высказывание: вы не правы, но я готов умереть за
ваше право выражать своё мнение . У Фейерабенда же совсем иной подход: вы не
можете быть не правы, просто мы с вами придерживаемся разных способов
мышления, а если ещё при этом лупим друг друга кулаками так это нормально,
потому что всё живое и новое может появляться только в результате очень
резкого неприятия старого.
Сближает с анархизмом философию Фейерабенда прежде всего предельный
антиавторитаризм. Последнее более менее четко оформленное революционное
мировоззрение диалектический материализм по сравнению с мировоззрением
Фейерабенда просто сборник правил, которые нужно учить, а ни какая ни
революционная философия. Антиавторитаризм состоит в том, что: 1.нет никакого
абсолютно объективного мерила истины в познании, а есть лишь разные традиции,
а потому личность предельно свободна 2.скептицизм, потребность критиковать
всегда есть ни просто глупая позиция всеотритцания, а позиция которая
способна давать реальные положительные результаты 3.антропоцентризм и
гуманизм есть единственное из чего только и может исходить мировоззрение.
Есть ,правда, у Фейерабенда один недостаток, которого не было у тех западных
анархистов, которых он критиковал за философскую несостоятельность
отсутствие должного внимания к обществу как к образованию познающему мир.
Ведь мир-то познается ни только каждым отдельным исследователем, но и
обществом в целом, которое хранит информацию о предыдущих исследованиях,
иначе каждому новому Эйнштейну приходилось бы заново открывать теорему
Пифагора. Да и потом, гуманизм у Фейерабенда временами слишком абстрактен
просто так искусственно привнесен в его теорию и непонятно откуда он вообще
взялся. Вот если бы этот момент он попдробнее продумал то есть момент,
связанный с этикой (взял бы хотя бы Этику Кропоткина) и обществом и его
ролью как субъекта познания, работа бы его звучала бы почетче и ни была бы
кое-где так размыта.
Анархисткая теория познания была напечатана ещё в 1975 году, но актуальность
мыслей в ней изложенных несомненна. Философия Фейерабенда это либертарная
философия ироничного борца. Нельзя её изложить в одной краткой статье. Я
призываю читателя прочесть эту его книгу, которая обладает живым
мыслительным зарядом. По радикализму мысли и правильному осознанному бунту с
ней может сравниться только Штирнер. Более того либертаристы современной
России многие действительно по мировоззрению находятся на отсталых позициях.
А мы , должны быть продвинутыми ни только в плане социальных, но и
философских идей, потому что, как ни странно и как бы нам это ни хотелось
замечать все равно в мире появляются иногда принципиально новые мысли!
Б.Д.
|