АВТОНОМ №16 |
|
ОЛДОС ХАКСЛИ И АНАРХИЗМ
Олдосу Хаксли (1894 - 1963) довелось пережить Великую
экономическую депрессию,
Словом, в России книги Хаксли не уместились в партийные
доктрины - также,
Нынешние жители России успели "нахлебаться" неприятностей
и от коммунистической Но - и хочется, и колется, и, наверное, дядя Володя не велит. Авторы современных предисловий дружно молчат об анархических взглядах знаменитого сатирика. Хаксли не был революционером, в чем-то он - потомственный интеллигент - навсегда остался слегка старомодным английским джентльменом. Но свобода человека и единство мира стали главными ориентирами его творчества. Книги Хаксли наполнены идейными построениями и спорами, в которых предугаданы проблемы XX века. Резкий антиавторитаризм и антиэтатизм Хаксли, его внимание к общественной инициативе и самоуправлению позволяют отнести его к кругу либертарных мыслителей.
Уже в первых романах "Желтый Кром" (1921) и "Шутовской
хоровод" (1923), уничижительно рисующих жизнь английской аристократии и
богемы, возникает
В основе романа "Контрапункт" (1928) - раздумья о месте
человека в мире,
Один совет - тем, кого заинтересует роман "Контрапункт".
Чтобы его прочесть,
Знаменитая антиутопия "О дивный новый мир" (1932),
созданная в разгар
В 30-х годах Хаксли деятельно участвует в антивоенном
движении, затем - в
В предисловии 1946 г. к "Дивному новому миру" Хаксли
сожалеет, что не отразил в романе разумную альтернативу Мировому Государству
- общество, где "экономика велась бы в духе децентрализма...политика - в
духе Кропоткина и кооперативизма".
Характерно отношение Хаксли к Ганди. Уважая его духовные
идеи и принципы ненасилия, писатель сожалел, что Ганди "дал втянуть себя
в... дьявольское
Уже в 1932 году (да и в последствии) Хаксли писал о
наркотиках как одной из Начало мирового ядерного противостояния побудило Хаксли больше заинтересоваться соотношением науки и морали, технического и нравственного прогресса. Ему принадлежит концепция "неэвклидовой истории", согласно которой общество из каждой временной точки способно развиваться в различных направлениях. Трудно было бы не усмотреть в данном случае влияния некоторых исторических идей Кропоткина. В эссе "О дивный новый мир 27 лет спустя" (1958) Хаксли размышляет о заорганизованности современного общества, в котором Социальная Этика заменила индивидуальную и ключевым стало понятие "адаптации" ("Чума XX века не Черная Смерть, а Серая Жизнь", - напишет он позже). По мнению писателя, единственный путь западной демократии в нынешнем виде - это путь к установлению тирании, основанной на манипулировании подсознанием. Противодействовать такому развитию можно только через местное самоуправление; автор благожелательно отзывается о "синдикалистах с их проектами общества без государства". Свой общественный идеал, основанный на кооперации и буддийской духовности, Хаксли попытался отразить в последнем романе "Остров" (1962). Возможно, кому-то эта книга покажется слишком скучной (особенно в сравнении с предыдущими). Но её социальные идеи не лишены интереса. Такова, например, идея переустройства традиционной закрытой семьи с помощью Клубов Взаимного Усыновления. Значительно увеличив свободу ребенка, такие клубы дали бы ему право время от времени переходить от одних родителей к другим (не разрывая при этом старые семейные связи). Заслуживает внимание и мысль о психологической профилактике преступлений (а их главным источником писатель считал волю к власти). ... Герои Хаксли, раздумывая о бессмертии души, приходят к разным выводам. Но сам писатель - едкий и мудрый, печальный и вдумчивый, вечно неудобный и ни на кого не похожий - остается с нами благодаря своим книгам. Читая "О дивный новый мир" и изумленно узнавая в нем действительность, разве что более отстоявшуюся, глядя на сегодняшнюю Россию, ограбляемую и истребляемую её правителями, - хочется вспомнить слова из трагической концовки романа "Остров": "Труд столетий был уничтожен за одну ночь. Но горестям приходит конец: это столь же непреложно, как то, что они случаются". Александр Малиновский
|
|
|