Антон
Чернышев. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ГИПНОЗ. |
Телевидение
стало одним из важных явлений
современной культуры. Оно
определяет досуг, является безусловным
лидером в информационно-новостном
поле, самым эффективным каналом для
рекламы товаров и влияния на настроения в
массовом сознании со стороны
привилегированных классов. При этом оно
совершенно неподконтрольно обществу.
Сочетание таких тем как телевидение и
гипноз кажется странным только на
первый взгляд, в действительности они
стоят рядом - как книга и навык
чтения.
1.Принцип блестящих предметов. Гипноз -
это среднее
состояние между сном и бодрствованием,
которое не является чем-то
мистическим, и в которое может ввести сам
себя или с помощью гипнотизера
любой человек. Особенностью этого
состояния является то, что
загипнотизированному человеку с помощью
слов можно внушить какие-либо образы
или даже побудить к действиям. Одним из
способов введения в гипнотическое
состояние является долгое
сосредоточенное рассматривание
блестящего
предмета. Например, некоторые
гипнотизеры заставляли своих пациентов
не
отрываясь смотреть на медицинские
инструменты, поддерживая ровное дыхание
и
таким образом вводили их в состояние
гипноза. Большинство сеансов
телевидения представляют собой
записанные на пленку и прокрученные с
определенной скоростью неподвижные "картинки".
Экран телевизора - это яркая,
излучающая свет поверхность, на которой
человек(при просмотре, допустим,
кинофильмов) может сосредотачивать
внимание в течении часа! При повседневном
восприятии окружающие предметы
воспринимаются органами зрения ни как
непрерывный поток, поскольку человек
поворачивает голову, глаз непрерывно
"перебегает" с одного предмета на
другой и, соответственно, переключается
внимание. Что касается телевизора, то,
хотя камера оператора постоянно
меняет угол зрения, фактически глаз
телезрителя остается постоянно
фиксированным на одной и той же точке.
Таким образом, видеокартинки с экрана
телевизора "неотсортированными"
проникают в психику и внушаемость
человека
значительно повышается. Даже в состоянии
глубокого гипнотического сна без
применения соответствующих препаратов
человеку невозможно внушить, чтобы он
убил свою мать или отца, или совершил
нечто противоестественное - в
человеческой личности включаются, видимо,
"защитные механизмы", зато, даже в
состоянии неглубокого гипноза можно
внушить мнение о каком-либо событии или
его трактовке.
2. Принцип перемешивания. Если с точки
зрения структурной формы подачи
информации внимательно посмотреть любой
выпуск новостей, то первое что
броситься в глаза это то, как сумбурно
перемешана событийная информация
самого разного характера. Попытайтесь,
например, с ручкой и листом бумаги в
руках посмотреть вечерний выпуск
новостей телеканала ОРТ, после каждого
сюжета помечая себе, о чем он и о какой
сфере общественной жизни
повествует, и вы заметите, что вся
информация очень сильно перемешана. Если
не отслеживать поток сюжетов, то на
третьем сюжете вы, как правило,
забываете о чем шла речь в первом, а это
ослабляет внимание и
соответственно повышает внушаемость.
Телезрителю, который, ужиная на кухне,
смотрит в девять вечера новости, очень
легко внушить какое-либо мнение,
когда после нескольких бесцветных
сюжетов, ему показывают яркие, четко
отредактированные кадры. Или когда хотя
бы два раза в неделю он слышит
плоские каламбуры первых лиц государства,
сказанные на очередном совещании.
У телезрителя, недовольного своей жизнью
недоверие к этим лицам, как бы
изящно они ни вышучивались, конечно,
может все равно оставаться, однако, при
соответсвующей организации сюжетного
потока и видеоряда на экране, в
сознании легко может быть создан самый
что ни на есть положительный образ.
3.Приницип симпатии. Перед гипнотическим
сеансом гипнотезер должен
расположить к себе пациента, с помощью
беседы. С помощь определенного набора
слов он, во-первых, должен выйти на
позитивный эмоциональный контакт с
пациентом и показаться ему приятным как
человек, во-вторых, объяснить ему,
что желает ему только блага. Для введения
в гипнотическое состояние
взрослого человека, он должен быть как
минимум не против этого,
и доверять гипнотизеру.
Для развлекательных передач,
рассчитанных на определенную аудиторию,
всегда
конечно же подбирается тот ведущий,
который мог бы быть ей наиболее приятен
ни только внешне и по форме одежды, но и по
манере речи. Например, ведущие
MTV употребляют молодежный сленг и
активную жестикуляцию и таким образом с
помощью определенного набора слов,
сказанных с определенным настроением,
располагают к себе молодых людей,
предпочитающих этот телеканал. Одной из
главной особенностей телевидения
является фигура человека, вписанная в
четырехугольный экран, который выступает
односторонним посредником между
адресатом информации и самой информацией,
в то время как при восприятии
текста какая-либо фигура человека
отсутствует - читатель имеет контакт с
предназначенной для него информацией
непосредственно.
4.Принцип эффективности. Горячая новость,
сказанная с экрана телевизора,
которую сказал диктор, воспринимается
значительно эффективнее, чем та же
самая новость, прочитанная в газете или в
интернет-СМИ. Информация поданная
через теленовости проникает в мозг сразу
по двум каналам - через органы
зрения и органы слуха. Видеоряд подает
определенный набор кадров,
отредактированный исходя из
определенной концепции и идеологии, а
голос
ведущего или репортера передает слова с
определенной эмоциональной окраской.
Текстовая информация лишена этих
преимуществ.
Допустим, вы проживаете в городе
Петропавсловск-Камчатский. Купив в
киоске
газету вы находите на первой полосе
материал о том, что московская область
покрыта дымом из-за резко ухудшившейся
экологической обстановки за счет
скопившихся угарных газов от машин и
горящих торфяниках. Какой бы яркой ни
была фотография, сопровождающая текст -
через несколько минут вы забудете об
этом. Вы можете прочитать материал еще
раз, повнимательнее рассмотреть
фотоснимок, купить другую газету, но ни
одна из публикаций, пусть бы ее
писал Чехов или Достоевский, ни окажет
такое воздействие как хорошо
сделанный сюжет в выпуске новостей.
Сначала во время обеденного перерыва вам
рассказывают о дыме, показывая кашляющих
москвичей и московские аптеки и
проспекты. Потом через два часа в другом
выпуске показывают тот же видеоряд,
но с добавлением новых подробностей.
Потом, придя домой, переодеваясь, краем
уха вы слышите интервью с московскими
чиновниками, которые объясняют что
такое торфяники и как трудно их потушить,
а потом, наконец, в главном
выпуске новостей в девять вечера, перед
сном, вам показывают все заново уже
как бы в очерченном виде: и проспекты, и
москвичей, и аптеки, и чиновников,
и Шойгу и проблема москвичей становится
вашей проблемой - за счет частого
повторения вы запоминаете ее.
5.Приницип забывания. Испытуемый,
которому во время гипнотического сеанса
было сделано внушение совершить то или
иное действие через несколько дней
после или даже месяцев после пробуждения
забывает об этом внушении, но
внушенное действие все равно неосознанно
совершает(или не совершает, когда
внушено не совершать действие в
определенной ситуации). Умело сделанное
рекламным роликом внушение может
забыться, но прорекламированный товар
будет
все равно куплен.
При этом, принцип забывания двойственен.
Он имеет отношение ни только к
зрителю, но и к авторам телепрограмм с той
только разницей, что телеканалы в
действительности ничего не забывают из
того, что говорят, а только делают
вид, что забыли - когда им это нужно. Один и
тот же телеканал может менять
свою позицию по одному и тому же вопросу
совершенно противоположным образом.
Формально сменив редактора или ведущего,
а также пользуясь тем, что выпуски
теленовостей никогда не повторяются на
следующие сутки(при том, что их очень
не просто просмотреть вновь, в отличии от
газет, сохраняющихся в
библиотеках), можно легко манипулировать
общественным мнением. Выпуски
новостей быстро "забывают" то, о чем
они говорили в прошлый раз, и их
редакции несут ответственность только за
фактологию, но ни за свои оценки
мнения и суждения, по сути высказанные
публично, которые они могут, быстро
меняться на одно и то же событие.
Не хотелось бы пугать читателей или
выставлять телевидение неким абсолютным
злом, однако, включая телевизор, не
забывайте, что телевидение это еще очень
молодое и малоизученное явление культуры.
Старайтесь критично относиться к
любой информации и ни в коем случаи не
думайте, что телевидение - это
источник информации. Сила телевидения в
том, что оно ни просто явление
культуры - оно явление повседневной жизни,
поскольку телевизор работает
почти всегда и, нажав кнопку, вы будто бы
входите в контакт с реальностью
как таковой, которую конструирует перед
вами экран телевизора. На самом
деле, конструкция реальности,
построенная телевизором - убога! Над
телевидением необходим жесткий
общественный контроль, а одномерная,
одноадресная концепция телевидения
должна быть изменена. Необходим контроль
над формами подачи материалов,
необходимо изменение телевидения с
развлекательной концепции на
образовательную. Необходимо больше
доступных
образовательных циклов и программ,
свободный отзыв зрителями редакторов.
Структура передач и способов их
подачи с экрана должна быть предельно
прозрачной. Необходима полная
независимость передач от власти
спонсоров.
Наконец, на наш взгляд, необходимо
прекращать негативную практику вещания -
когда на одном канале круглые сутки
вещает только одна телекомпания. По
настоящему демократичное телевидение
должно быть децентрализованным - то
есть, чем-то похожим на Интернет, когда
имея всего один канал связи вы
имеете возможность просмотреть
миллиарды сайтов с совершенно
противоположными точками зрения. Либо
каналов должно быть больше, либо
необходимо делать так, чтобы на одном
канале вещало минимум десять небольших
компаний с разными концепциями, а способы
создания телекомпаний должны быть
максимально упрощены для людей, желающих
заниматься телевидением. Необходимо
изменить позицию с <Не нравиться - не
смотри>, на - <НЕ НРАВИТЬСЯ - НЕ
МОЛЧИ!>.
|