Армия: вчера, сегодня... завтра?
Как сказал китайский путин-ленин Мао, винтовка рождает власть. Отсутствие винтовки власть убивает. Это одна из анархических аксиом. Власть, как насилие человека над человеком, или, если шире, насилие институтов власти над обществом, образует взаимодополняемую, всеохватывающую систему. Капитал, популизм-авторитет и винтовка (армия, милиция, ФСБ и т.п.) – этим держится любая власть. И как причина и следствие у власть неимущих - страх, апатия, тысячелетняя привычка раболепствовать, подчинятся, жить чужим умом, телевизором, как все, отсутствие альтернатив сложившимся условиям. Люди хотят и могут жить в мире – другая аксиома, к сожалению являющаяся гипотезой. Был ли золотой век, когда человек жил в гармонии с природой и себе подобным или это лишь возвышенная мечта по прошлому и надежда на будущее? Это науке неизвестно. Достоверно можно сказать, что война непрерывной кровавой нитью проходит через всю известную нам историю человечества. Люди воевали всегда, многие как бы и с охотой и даже сделали это профессией. «Есть такая профессия - родину защищать» – фраза, вставленная в к/ф «офицеры» по просьбе и настоянию тогдашнего министра обороны. Может показаться, а иные уверены в том, что это естественное положение вещей, и всегда будет враг и всегда нужна будет армия. Становлению государства предшествует период «военной демократии», когда всеобщая мобилизация племени в случае угрозы переходит в ведение обособленной группы профессиональных военных. Происходит разделение статусов и сфер деятельности. Мы тебя будем защищать, ты нас кормить. Похожую ситуацию можно было наблюдать в 90-х годах на стадии очень дикого капитализма в родном отечестве. В ходе истории армия и государство претерпели множество изменений, связанных и со сменами социальных моделей, и с развитием техники и с другими факторами. Но ряд черт, определенных родом занятия можно заметить во все времена. Во-первых, это пренебрежительное отношение к жизни, отрицание ее абсолютной ценности. Принцип «убий» камуфлируется двойными стандартами: врага можно, своего нельзя, мы не за войну, а на страже мира, как это в песне десанта – «а береты голубые мы надели, потому что это самый мирный цвет». Второе. Военная каста во все времена играла очень важную роль в государственной машине. И статус человека с мечом или ружьем возвышался над гражданским. В армии не был – не мужик. Третье, наиболее существенное. Армия всегда иерархична, в процессе развития, чем дальше, тем больше. Я начальник – ты дурак. Многие военные объясняют свой выбор такими «привлекательными» особенностями армии, как дисциплина, порядок, понятность и простота. Есть устав, есть казарма, строй, начальник, приказ. Четкий и отлаженный механизм, где от тебя мало что зависит и требуется. Ты винтик, вертись, как вертят. Ты себе не принадлежишь, ты часть большого и грандиозного. Там уже прописана твоя судьба – либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Тем самым убивается свобода, снимается ответственность. Налицо и перемены. Исчез принцип добровольности. В княжескую банду-задругу желающих было больше, чем брали. Но когда до князя стало очень далеко, а пушечного мяса перестало хватать, армия стала принудиловкой. В российской империи срок службы был четверть века, в армию провожали, как хоронили. Потом срок снизили, и появилась всеобщая воинская и продолжается по сей день. Для власти армия важна и нужна не только и не столько для поддержания обороноспособности и защиты режима от «пятых колонн». Помимо этой, очевидной задачи, служба в армии играет и другую, очень важную для государства роль. Там тебя научат родину любить! Молодой человек с только формирующимся еще мировоззрением и жизненными принципами попадает в чуждую для себя среду. Смена привычного образа жизни, обстановки делают его беззащитным и уязвимым для влияния и манипуляций. И на этом полигоне новобранцу вбиваются грубыми и нехитрыми способами столь нужные власти понятия: жить по написанным другими уставам, точно и безропотно исполнять приказы командира, проникнуться уважением к мощи казармы и государства и осознать собственную ничтожность. Если новоиспеченный солдат не находит в себе большой силы воли сопротивляться этому влиянию, на выходе получается нормальная вменяемая единица электората. Наша армия остается рабоче-крестьянской по социальному составу – более-менее обеспеченные семьи разными путями избавляют своих чад от этой напасти. Промывка мозгов социально нестабильной, а стало быть, потенциально опасной части общества является, таким образом, другой важной функцией, которую играет призыв. Служба в армии является грубым нарушением основополагающих прав и свобод человека – права на жизнь, на самоопределение в этой жизни, на человеческое достоинство. Отказ от этой службы – наше право и моральный долг, борьба за это право – главный залог возможности иной, более достойной и человечной жизни. Нет, Жизнь!
Бриз "Дезертир", №1 (февраль '2005)
|
|
|