Одним из требований либертарных коммунистов и анархистов ещё с позапрошлого века является сокращение продолжительности рабочего дня. С ростом производительных сил люди должны отдавать работе всё меньше времени, больше посвящая свободному творчеству. Мы публикуем статью, во многом подтверждающую эту тенденцию в современном мире.
40-часовая рабочая неделя считается нормой в России, а во многих странах Европы — Германии, Франции, Дании, Великобритании, Норвегии — количество рабочих часов постепенно сокращается. Связано ли это только с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, или, сократив рабочие часы, можно добиться большей продуктивности? В шведском городе Гетенборге решили проверить это экспериментальным путем.
Некоторые государственные работники Гетеборга в Швеции этим летом участвуют в интересном эксперименте. Они пробуют работать по 6 часов в день с сохранением стандартного оклада.
Проект, который будет длиться год, начнется 1 июля. Работников разделят на две группы. Одна группа будет работать по более короткому графику — 6 часов в день, а их коллеги из второй группы — как обычно, по 8 часов в день.
Считается, что меньшее количество часов сосредоточенной работы поможет увеличить продуктивность. Неизвестно, из-за чего в точности были сделаны такие предположения, но эксперимент должен доказать или опровергнуть эту точку зрения.
«Мы сравним показатели двух групп и увидим, как именно они отличаются, — рассказывает Мэт Пилхем, заместитель мэра Гетеборга. — Мы надеемся, что персонал, работающий меньше, будет реже уходить на больничный и лучше чувствоваться себя после работы».
В культуре американских трудоголиков, сидящих на кофеине, принято работать много часов подряд и оставаться продуктивными. В странах ОЭСР, зачастую более развитых, с высоким уровнем жизни, наоборот, наблюдается снижение производительности труда сотрудников с ростом количества рабочих часов.
Вот еще два графика, на которых показано, как количество рабочих часов в неделю влияет на ВВП. На первом графике приведено количество рабочих часов в неделю.
На втором — средняя продуктивность рабочих за час труда (если показатель выше 100, ВВП за час больше, чем в среднем по ЕС).
Например, как видите ниже, греки тратят больше времени на работу, но они не самые продуктивные работники.
Эксперимент в XX веке
Шведский эксперимент не первая попытка увеличить продуктивность за счет сокращения рабочих часов. Еще в 1930 году, во время Великой депрессии, зерновой магнат В. К. Келлог решил провести эксперимент. Он заменил три 8-часовые смены на своем заводе в Батл-Крик в штате Мичиган на четыре 6-часовые смены. В результате компания наняла сотни новых людей, производственные издержки упали, а производительность выросла. Такая система действовала вплоть до 1985 года.
Экономист Джон Мейнард Кейнс еще в начале XX века предсказывал, что к 2030 году только самые преданные работе люди будут трудиться более 15 часов в неделю.
Но, как заметили в интернет-журнале Quartz, Кейнс объявил об этом примерно в то же время, когда Форд сделал 40-часовую рабочую неделю стандартом труда.
Может быть, в то время количество рабочих часов еще было важно для производительности. Сейчас ситуация постепенно меняется, и связано это со спецификой современных профессий.
Долго не значит хорошо
Сейчас в экономике больше доминируют профессии, связанные с умственным трудом. А здесь не действует принцип, по которому, работая на 20% дольше, можно сделать на 20% больше. Это же касается и творческих профессий.
Здесь больше важна психология. Например, работник выполняет задачи гораздо быстрее, если определить ему конкретные сроки на задачу.
Еще один минус продолжительного рабочего дня — негативное влияние на здоровье. Напряженная работа по многу часов в день подрывает здоровье, что в дальнейшем грозит потерей трудоспособности и затратами на лечение.
Однако до сих пор не установили оптимальное количество рабочих часов и время работы. Возможно, результаты эксперимента в Швеции покажут, действительно ли стоит уменьшать количество рабочих часов или лучше оставить все как есть.
Добавить комментарий