Армия клоунов против людей с автоматами: Ликбез по современному антимилитаризму

 Война войне!

Люди воевали с незапамятных времен. Но всегда были те, кто драки не любил, воевать не хотел и вообще вел себя, как совершенный пацифист. Всегда и повсюду на пацифистов нападали их драчливые братья по разуму. К движению пацифистов примыкают антимилитаристы. Если первые – противники насилия вообще, готовые, если что, «подставить другую щеку», то вторые – товарищи очень даже решительные и радикальные. Они считают, что идеи «воинской доблести», «защиты отечества» etc., прочно обосновавшиеся в большинстве культур, приводят к непрерывному воспроизводству межэтнических и межгосударственных конфликтов. Анархисты, конечно, тоже являются антимилитаристами. Межэтнические и межгосударственные конфликты с их точки зрения – способ притупить в народе претензии к власти и капиталу. «Никакой войны, кроме классовой!» – лозунг, присутствующий в арсенале большинства анархистских групп. Антимилитаристы демонстративно выступают против любой войны и установки на то, что к ней надо готовиться. Они ломают технику на военных базах, выходят с протестами на улицы в странах с тоталитарными режимами (там пальнуть из автомата в человека военному ничего не стоит), голодают до полусмерти против призыва.

«Альтернативная» служба – альтернативное рабство

Несколько лет назад трое антимилитаристов в Финляндии отбывали срок за отказ от службы в армии. В этой северной стране, как и повсюду в Европе, есть альтернативная служба, но всегда находятся люди, несогласные с самим фактом существования армии. Воинская служба кажется им возмутительной, а рабский труд на альтернативной они считают гнилым компромиссом. Они не прячутся у родственников, не прикидываются больными, а демонстративно заявляют: не буду служить. Уже после парочки судебных заседаний антимилитаристы оказались в тюрьме и решили там голодать. Голодали ребята всерьез – без соков и глюкозы, а потому – когда пошел второй месяц голодовки – врачи констатировали, что их дни сочтены. Только после этого тогдашний президент Мауно Койвисто сдался – подписал помилование и освободил их от несения воинской службы. Вся Финляндия тогда наблюдала за развернувшейся драмой – неужели Койвисто даст мальчикам умереть?

Нет торговле смертью!

Противники войны в Англии много лет устраивают демонстрации во время проведения в Лондоне международных «ярмарок вооружений» – «слетов торговцев смертью» как называют их активисты. До сих пор даже самые демократические страны дают «зеленый свет» компаниям, оптом продающим оружие – автоматы, бомбы, военные самолеты, танки, ракетные установки. Производителям оружия все равно, кому его продавать, и, за редким исключением, никто их в этом праве не ограничивает. «Убивайте друг друга! Это очень полезно для нашего бизнеса!» – если бы торговцы оружием были откровеннее, этот призыв мог бы стать их девизом. Оружие продают правительствам бедных стран, которые вместо того, чтобы развивать экономику и бороться с бедностью, силой подавляют любое недовольство. Его покупают «частные лица», чтобы в дальнейшем перепродать. Где гарантии, что оно не оказывается у террористов, с которыми так «настойчиво борется» весь цивилизованный мир? (О том, что такое «терроризм» и «цивилизованный мир», поговорим в другой раз). Когда в Дарфуре власти безжалостно расстреливают тысячи беженцев, «защитники демократии» из Западной Европы начинают вопить о нарушении прав человека. Как будто это не с их молчаливого согласия за пару месяцев до того были распроданы десятки тысяч автоматов и сотни танков.

Не одно десятилетие антимилитаристы протестовали против ядерных вооружений. Самым активным это движение было во времена Холодной войны, когда до тотального уничтожения целых народов иной раз оставалось меньше полушага. Ракетные установки с ядерными боеголовками в СССР и США постоянно находились в полной боевой готовности. У нас, конечно, никто и пикнуть не смел, а в Европе и Штатах десятки тысяч людей – сначала только хиппи и леваки, а потом и простые обыватели – выходили на демонстрации с цветами и призывами подумать о будущем планеты. Ориентированные на симпатии населения политики не считаться с настроениями масс не могли, и знаменитую «гонку вооружений» приостановили. В Германии на волне этих протестов поднялась Партия зеленых, которая до сих пор занимает видное место в парламенте.

«Дети цветов» против Пентагона

Такое же знаменитое – движение против войны во Вьетнаме. Именно под давлением антимилитаристов пришел конец варварскому уничтожению жителей Вьетнама войсками США. Отказаться воевать для американца в то время означало  отправиться на несколько лет в тюрьму. Тем не менее, число отказников росло, а пришедшие с фронта все чаще вступали в ряды противников войны. Набирали обороты и мирные антимилитаристские акции: 15 апреля 1967 года состоялась одна из самых массовых демонстраций в истории США – 700 тысяч человек прошли мимо здания ООН, требуя немедленно прекратить войну.

Самое необычное действо того времени – осада Пентагона. С помощью магии и волшебства пацифистски настроенные хиппи и йиппи решили очистить Пентагон от духа ненависти и злобы. Несколько тысяч человек окружили живой цепью здание главного военного ведомства. Впереди стоял авангард: индейский шаман из племени шошонов с бубном, буддийские монахи с трещотками, известный писатель Аллен Гинсберг с любимой гармошкой, жрецы неведомых культов с колокольчиками, дудками и погремушками. В заградительный кордон национальных гвардейцев брызгали из водяных пистолетов. К ночи, когда над головами закружили вертолеты, освещавшие странное сборище прожекторами, «дети цветов» уселись на землю и завели священное слово «ом». Участники процесса утверждают, что усилием коллективной воли им удалось приподнять Пентагон над землей. Эбби Хофман впоследствии вспоминал: «Меня удивило, как легко это получилось».

Пацифистская клоунада или прощай, оружие!

Современная реинкарнация «любителей повеселиться» из 1960-х – армия клоунов-бунтарей. В один прекрасный день антимилитаристы из Лондона решили, что однообразно махать плакатами против войны им слишком скучно. С тех пор они наряжаются в клоунские костюмы (часто это камуфляж, расшитый тряпочками), надевают фиолетовые парики и розовые носы, берут в руки разноцветные метелки и водяные пистолеты и отправляются стебать серьезные мероприятия милитаристов. Где-нибудь неподалеку от очередной ярмарки вооружений, прямо на улице или в фойе какого-нибудь торгового центра они устраивают «клоунскую войну», «клоунскую вербовку» в армию, рассказывают о «преимуществах» военной службы и о том, как «замечательно» убивать.

Однажды пятнадцать таких клоунов явилось записываться на службу по контракту в Ираке. Но сотрудники вербовочного пункта в армию их почему-то не записали, а вместо этого вызвали полицию. Полиция еще час пыталась обосновать, почему клоуны не должны находиться на призывном пункте. А когда все-таки вытолкала антимилитаристов за дверь, призывной пункт поспешно закрыли «на учет» – под радостное улюлюканье армии клоунов.

Как известно, в нашей стране армия опасна не столько для противника, сколько для собственных военнослужащих. В ней погибает около тысячи человек в год, получают травмы и ранения еще несколько тысяч. Это статистика второй половины 2000-х, когда в Чечню уже не посылали срочников.

Либеральные антимилитаристы много лет боролись за альтернативную службу и, наконец-то, в 2004 году добились своего. Но условия нынешней «альтернативки» таковы, что за все время ее существования, ей воспользовалось меньше тысячи человек – это 0,2% от всего контингента вооруженных сил. Альтернативно «служить» нужно в 1,75 раза дольше, чем в армии, обычно в другом регионе и работая за зарплату ниже прожиточного уровня. Но за право на «альтернативку» с военкомами можно судиться, что некоторые призывники и делают – до того самого момента, пока не стукнет 27.

«Солдатские матери» уже два десятилетия пытаются добиться человеческого отношения к солдатам и победить дедовщину. Некоторые успехи есть, но служить по призыву в нынешней армии они все-таки не советуют. Если сбежавший солдат добирается до «Солдатских матерей», на службу он больше не идет – раз сбежал, значит, было от чего, считают «матери» и организовывают юридическую поддержку. Они уверены, что если бы генералы захотели, дедовщина прекратилась бы немедленно. Но генералам просто лень. Гораздо проще посадить очередного «деда» за покалеченного призывника и отдать приказ ловить призывников по подъездам, чем реформировать армию.

Дезертир - это звучит гордо!

Анархистски настроенные отечественные антимилитаристы каждый год устраивают на 23 февраля фестиваль «День дезертира». Они считают, что никакого «долга перед отечеством» у молодых людей нет и быть не может, так как растили их собственные матери и отцы, а в любых войнах виноваты исключительно правительства, навязывающие народам свои лживые идеи. Поэтому в армию можно не ходить, подрывая ее своим отказом «изнутри». «Нет военных – нет войны! Простым людям делить нечего! Оставьте небо птицам! Верните море дельфинам! Пусть генералы и президенты занимаются «геополитикой», сидя в окопах! Слава дезертиру – защитнику человечества!», – днем уклонисты раздают листовки на улицах, а вечером радуются своей свободе на концертах, дискутируют о борьбе с милитаризмом и смотрят кино. В Москве одно время даже существовала армия клоунов-бунтарей, которые не только «несанкционированно» танцевали на улицах, но и пытались записаться на прием к министру обороны.

*****

Антимилитаристы любят весело отмечать начало военного призыва, совпадающего с Днем дурака. Например, в Тюмени в один первоапрельский день группа молодых людей пародировала войну и военных прямо около здания военкомата. Они пускали мыльные пузыри, стреляли из водных пистолетов, рисовали мелками на асфальте и маршировали на фоне лозунга «Дуракам призыв не писан». Обитатели «оплота милитаризма» не придумали ничего лучше, как грозить милицией и кидаться снежками. Разбирательство между блюстителями порядка и антимилитаристами ни к чему не привело. Последние доказали, что закон не запрещает рисовать на асфальте, поэтому их действия правонарушением не являются.

В Израиле в армии по призыву служат не только мужчины, но и женщины. Но западные феминистки не спешат радоваться этому факту. Они считают, что обязательная служба ведет только к большему распространению мачистких стереотипов. Феминистки-антимилитаристки сочетают борьбу против войны с отстаиванием женских прав. С их точки зрения, женщины в вооруженных конфликтах страдают больше мужчин – как правило, у них нет оружия для самозащиты, а заботиться им нужно не только о себе, но и о детях и престарелых родственниках.

 

Арина Майхова

 

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости