Мало кто слышал это имя. Все, кто хоть немного интересуются историей политики знают, кто такой Кропоткин, но не слышали кто такой Алексей Боровой. Так и с Вентцелем - его имя было вычеркнуто из советской педагогики, хотя он стоял у ее истоков. Почему?Вентцель придерживался либертарных воззрений. Конечно, в каком-то смысле идеалист. В политике активно не участвовал. Но взгляды свои выражал ясно при любой власти.
Вентцель Константин Николаевич родился в 1857 году в Петербурге в дворянской семье. Его отец служил чиновником в канцелярии Петербургского генерал-губернатора. Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе, Варшаве, Вильне. После гимназии Вентцель поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. Но его больше интересовали гуманитарные науки и поэтому он вскоре перешел на юридический факультет в университет.
Во время обучения в университете стал участвовать в революционном движении. Примкнул к радикальным народникам. В 1885—1887 годы отбыл тюремное заключение за свою политическую деятельность. Вентцель написал воззвание к рабочим, которое и нашли при обыске у его товарищей. Через месяц после его ареста арестовали и его жену. Поводом для привлечения ее к дознанию послужила переписка с мужем. В этой переписке «было видно ее знание о его участии в революционной деятельности», то есть - не донос.
После заключения - ссылка, после ссылки - запрет работать в образовательных или в любых административных учреждениях. Он зарабатывает уроками музыки и затем журналистикой. С 1890-ых годов Вентцель увлекся педагогикой и в 1896 году написал свою первую самостоятельную работу - "Основные задачи нравственного воспитания". Константин Николаевич обратил внимание на то, что современная система воспитания молодежи содержит слишком много респрессивных элементов. «Принцип абсолютной власти нашего поколения над будущим должен быть поколеблен», - заявлял он в одной из своих публикаций этого периода. В этой работе он предложил свою методику воспитания. Она была оформлена в совершенно конкретную программу, которую он представил Педагогическому обществу при Московском Университете. На Западе и, особенно, в США и сейчас есть детские сады и школы, следующие их методам. Основной ее принцип был в том, что воспитывать людей нужно исходя не из потребностей общества, а - из потребностей личности. Вентцель выдвинул также принцип отделения школы от религии и от политической идеологии.
После работы "Борьба за свободную школу" Вентцель стал осуществлять свои идеи на практике. Его теория стала важной составляющей так называемого "коммунарского воспитания". Ее смысл в том, что родители, педагоги и дети это не раздельные сферы иерархической воспитательной системы, а одно целое. Вентцель создал в начале 20 века "Дом свободного ребенка". Это была своеобразная община, которая была противопоставлена министерской школе. При этом доме Вентцель стал издавать журнал "Правда". Говорят, позже это название использовали большевики. В журнале печатались как "ренегат" и "ревизиоист" (в интерпретации В.И.Ленина) А.Богданов, так и будущий первый нарком просвещения советской республики А.Луначарский.
В 1905 году в статье "Революция и требования нравственности" Вентцель выдвинул своебразные три ступени освобождения. Первая - освобождение личности ребенка (это задача педагогики). Вторая - освобождение самого себя (это задача этики и каждого человека в отдельности). Третья - освобождение общества (это задача политики).
Как и все русские интеллигенты с оппозиционными взглядами он, конечно, не мог пройти мимо Маркса. Вентцель считал, что отсуствие у Маркса "психологических компанентов" является серьезным недостатком его теории. Мало экономического освобождения - "люди мыслят чужими мыслями, чувствуют чужими чувствами". В своих воззрениях Вентцель очень близко подошел к либертарным идеям. Государство он считал препятствием для достижения к высшей формы общества.
В 1913 году на Всероссийском съезде по семейному воспитанию Вентцель прочел доклад "Свободное воспитание и семья". В нем он в десяти пунктах коротко изложил свою концепцию воспитания. Изначальный мотив этой теории заключался в том, что официальное общепринятое воспитание подавляет психическую активность и волю ребенка. По этой причине в том числе мы часто видим в обществе очень много людей консервативных, мало на что способных самоятельно. Поэтому главная задача воспитания должна быть: не формирование ребенка в соответствие с образцом, а развитие его индивидуальных способностей. Причем эти слова не были пустыми пожеланиями отвлеченного идеалиста, приукрашающего мир. Главной базой такого воспитания должен был стать "свободный творческий производительный труд". На словах современная система воспитания вроде бы придерживается такого принципа. На деле до сих пор и сегодня это всего лишь пустые фразы.
В 1917 в догонку революционным событиям Вентцель выпустил "Декларацию прав ребенка". Напомним, что документ с таким же названием был принят в ООН лишь в 1959 году. Расхождение взглядов Вентцеля с новой - большевисткой властью было ясное и легко уловимое. Вентцель заявил, что в социалистическом обществе школа не должна носить классового характера и вообще не должна быть проводником политики буржуазного или пролетарского класса. Из Москвы с семьей он был вынужден перехать в Воронеж. Там он спокойно смог жить и работать лишь до начала двадцатых годов.
В нескольких строчках, которые посвящены Вентцелю в Большой Советской Энцеклопедии, было записано, что Вентцель не понял завоеваний Октябрьской революции и что автономия школы после революции явление теперь крайне вредное. После 1917 года Вентцель активно участвовал в создании новой формы образования и при этом всегда и везде отстаивал свою концепцию воспитания молодежи. Советские чиновники крайне одобрительно принимали его тезис о роли производительного труда в воспитании. С другой стороны, его идеи автономии школы, выведения образования за рамки политической идеологии никак не могли быть приняты.
В конце концов Вентцелю стали намекать, что ему не место в большевистской России, но он, на зло своим оппонентам и не думал покидать родину. Касательно большевизма в своем личном дневнике он записал следующее: "большевизм не есть последнее слово ни русской, ни всемирной истории, что самое большее, он есть последний урок того, какими методами социализм не следует строить, какие приемы осуществления социалистического строя на Земле ведут только к дискредитированию этого строя, отсрочивают и замедляют его осуществление".
Постепенно Вентцель с 1930-ых годов начинает жалеть, что не покинул СССР. Его дети начинают считать его опасным родственником, воспитывают своих внуков по советской методике. «В сфере политических отношений, - пишет Вентцель в это время, - идеализация является одной из тех точек опоры, на которых держится режим политической опеки. Идеализация правительственной власти, вера в ее силу, могущество, непогрешимость обусловливает пассивность граждан в политическом отношении, делает из них вместо свободных граждан рабов правительства. Нет ничего опаснее того заблуждения, в силу которого мы надеемся всецело на мудрое правительство и ждем от него всяких изменений к лучшему».
Вентцель умер в 1947 - немного не дожив до девяносто лет. Последние годы жизни он писал без какой либо надежды на публикацию. Для себя и будущих потомков. Его имя было вычеркнуто из советской педагогики, и хотя он оставил после себя около десятка работ, их не переиздавали.
Мишин
Ситуация, № 19