Мордобой в защиту прав: как становятся преступниками

Общеизвестно, что в России высок уровень насилия. «Мордобой» используется повсеместно как «аргумент», способ снятия психологического напряжения, средство «общения» и, безусловно, способ решения наболевшей проблемы. Чаще всего к нему прибегают молодые люди и лица мужского пола. Ученые отмечают, что в нашей стране насилие носит постоянный, систематический характер. Россия занимает одно из первых мест (среди стран, где статистика ведется и открыта для общественности) по числу самоубийств, убийств, преступлений на почве ненависти. Если анализировать публикации в СМИ, то в глаза бросается огромное число избиений, связанных с превышением должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, а то и просто произвол или пытки с их стороны. Вторая заметная категория – насилие со стороны лиц, пребывающих в нетрезвом состоянии. Но есть еще одна категория конфликтов – между работниками и работодателями.

 

Причина физического противостояния, как правило, проста и очевидна: отсутствие понятных и действенных конструктивных механизмов регулирования отношений. Милиция работает сама на себя (занимается раскрытием выгодных – тяжких – преступлений, на которых делает план), профсоюзы отсутствуют либо ничего не делают, в суд обращаться практически бесполезно – у простого человека нет ни денег на адвоката, ни образования писать жалобу самому. На подавляющем большинстве предприятий, фирм огромную роль играют устные договоренности, «серые зарплаты» и прочие «неформальные отношения». При этом работник чаще всего чувствует себя совершенно бесправным, понимая, что у работодателя есть деньги, влияние, власть.

 

Физическое насилие работодателей это обычное дело. Начальники считают себя вправе оскорблять своих сотрудников, и нередко доходит до рукоприкладства. А если случай «сложный», а начальство высокопоставленное, тогда «черную работу» выполняет охрана».

 

Неудивительно, что время от времени чаша терпения работников тоже переполняется. Насколько часто случаи физического насилия в отношении работодателей имеют место, сказать трудно – статистики такой никем не ведется. Скорее всего, если дело не решается в конце концов миром, «покусившийся на святое» - начальство – работник проходит на следствии как простой хулиган. Но все же есть случаи, ставшие известными широкой общественности.

 

Самая скандальная история – Романа Камынина, украинского рабочего, около двух лет назад убившего одного из руководителей своего завода - ОАО «Лисичанская сода». Роман много месяцев не получал зарплату, его дочь выгнали из детского сада, в квартире отключили телефон. Доведенный до отчаяния рабочий пришел в квартиру директора завода, чтобы потребовать свои кровные и решения проблем завода, а в ответ получил оскорбление - «заводское быдло». Вернувшись на квартиру с ружьем, выстрелил в закрытую дверь, и убил одного из гостей – заместителя директора – В.Ковалева. Роман Камынин был приговорен к 10 годам лишения свободы.

 

Еще один случай произошел в карельской Сегеже. Там работникам ОАО "Сегежский ЦБК" не выплачивалась зарплата под предлогом кризиса предприятия, в то время как его директор скупал на «сэкономленные деньги» другие заводы. Как рассказывают местные жители, в конце концов, один из работников встретил генерального директора ЦБК Василия Преминина в местном кафе и избил его. Рабочий спросил: «Когда же будет зарплата?», Преминин ответил: «Да вы у меня за миску супа работать будете». Такого снести рабочий уже не мог.

 

Третья история произошла совсем недавно – в Старом Осколе Белгородской области. В конце марта 2007 года 19-летний Павел Делидон был помещен в СИЗО за избиение своей работодательницы – матери директора местного гипермаркета «Линия» Дмитрия Сбитнева. Павел был обвинен по статье 162., ч.3 (разбой с незаконным проникновением в жилище, от 7 до 12 лет заключения) за попытку вернуть себе невыплаченную зарплату.

 

В декабре 2006 года обвиняемый вместе с отцом работал на ремонте частного дома семьи Сбитневых. За отделочные работы им не доплатили 1,5 тысячи рублей. После многочисленных звонков с просьбами вернуть деньги, стало понятно, что платить оставшееся хозяева не собираются. Как это часто бывает, работы выполнялись без письменного договора. В конце марта Павел решил забрать каких-нибудь вещей из дома заказчиков на невыплаченную сумму. Случайно хозяйка оказалась дома, между ней и Павлом завязалась драка, затем неожиданно вернулся ее зять, и Паша был задержан ментами. В июне 2007 года суд приговорил его к 4,5 годам в колонии строгого режима.

 

Павел всегда отличался дружелюбием, занимался многими интересными и полезными вещами: кормил бездомных, организовывал уборку мусора в парках, проводил концерты, писал стихи. Очевидно, что драка в доме Сбитневой произошла под влиянием эмоционального шока. Мать Павла работала кассиром в «Линии» и была уволена на следующий день после происшествия «по собственному желанию».

 

Вряд ли можно делать какие-либо обобщения на трех примерах. Но очевидно, что бесправные российские «трудяги» оказываются безоружными перед произволом работодателя и идут на насилие прежде всего под влиянием эмоций - не в силах больше выносить оскорблений. Ведь что может быть обиднее для человека, чем отказ в элементарной справедливости – праве получить честно заработанные деньги. А брошенные презирающими их руководителями унижающие слова становятся последней каплей, переполнившей чашу терпения.

 

А.К.