Из истории анархизма в Одессе: к годовщине Январского восстания 1918 года

Одесса – один из центров анархистского движения Российской империи наряду с Белостоком и Екатеринославом. И не удивительно – вольный, независимый и озорной характер жителей этого города был всегда очень близок анархистам разных направлений.

Особо крупной и самостоятельной силой анархисты Одессы стали в период двоевластия 1917 г. В Совет рабочих депутатов города (СРД) входили пятеро анархистов, два анархо-коммуниста и два анархо-синдикалиста. Накануне Январского вооруженного восстания 1918-го власть в Одессе принадлежала "Совету десяти" – коалиционному правительству, состоявшему из 5 представителей Украинской Центральной Рады и 5 представителей СРД. Соответственно по сферам влияния город делился на две части. Южная часть от улицы Полицейской до Большефонтанской дороги, а также Александровский парк (ныне – парк Шевченко) была занята гайдамаками и юнкерами. Под контролем СРД находились порт, часть города от него до ул. Полицейской, а также Пересыпь, Молдаванка, Слободка, Ближние и Дальние Мельницы. СРД имел в городе три центра: на Пересыпи – большевистский Союз металлистов, в Железнодорожном районе – большевистско-левоэсеровский Железнодорожный комитет и, наконец, в Портовом районе – анархистский Союз моряков.

Союз моряков представлял собой многочисленный профсоюз, контролировавший торговый флот и порт. По мнению авторов газеты "Набат", как они  в 2002-м, Союз являлся если не прямым наследником, то продолжателем традиции анархических морских профсоюзов и дружин, созданных Дмитрием Новомирским, который в 1907 г. попытался объединить всех одесских анархистов и отделить их от налетчиков и воров, прикрывавших свои экспроприации анархистскими лозунгами. Председателем Союза был анархист Владимир Чернявский – видный политический деятель, бывший делегатом от СРД на съезде Румынского фронта в декабре 1917 г. Часть анархистских вооруженных формирований (в том числе сотня Союза моряков) входила в состав Красной гвардии при СРД. Впоследствии эта сотня выделилась в самостоятельный отряд Союза моряков, вокруг которого группировались все вооруженные силы Союза. Кроме того, внушительной силой в городе была Одесская федерация анархистов во главе с членом Верховной комиссии Советской республики по русско-румынским делам Анатолием Железняковым (всем известный "матрос Железняк") и секретарем Исполкома СРД Александром Фельдманом. "Секретарем был известный анархист Саша Фельдман. Он был одним из тех анархистов, которые всё время работали с нами. Мы ему, безусловно, доверяли. Это был небольшого роста худенький человек с измученным лицом… Когда немцы стали наступать, он бросил своё секретарство, взялся за винт и пошел сражаться против немцев. В 1918 году он снова был секретарем Исполкома и, когда Деникин взял власть, остался работать в подполье", – вспоминал член коллегии Совета большевик Владимир Деготь.

1 декабря 1917 г. на улицах Одессы разгорелся бой между анархистами и гайдамаками Центральной Рады. Двадцать анархистов на Греческой площади напали на гайдамацкий патруль, после чего гайдамаки попытались штурмовать один из штабов анархистов, анархисты в отместку бросили бомбу в районный комиссариат. В течение декабря продолжались перестрелки гайдамаков с красногвардейцами, унесшие 23 жизни. Восстание началось 13 января 1918 г. (26 января по новому стилю) с изгнания гайдамацких караулов от почты, телефонной станции и банков, а также захвата красногвардейцами военных складов Румынского фронта. Оружием со складов были снабжены железнодорожники и моряки-анархисты. Два первых дня боев анархисты Союза моряков вели наступление по Александровскому парку, оттеснив оборонявших его юнкеров за главную аллею. В ночь с 16 на 17 января, под угрозой расстрела революционными кораблями "Синоп" и "Ростислав", крейсер националистов "Память Меркурия" спустил флаг, и оружием из его арсеналов были вооружены свежие формирования Союза моряков. В ту же ночь новые дружины моряков-анархистов начали массированное наступление по Александровскому парку. Сражение длилось всю ночь, и к утру ценой больших потерь парк был полностью очищен от юнкеров. В то же время Красная гвардия теснила гайдамаков к вокзалу, а крейсер "Алмаз" расстреливал гайдамацкие курени на Большом Фонтане.

В результате трех дней боев было заключено перемирие. Состоялись похороны огромного количества павших. Одесса еще не видела такой траурной процессии (на титульном фото). Бесконечные колонны моряков, рабочих и солдат под черными и красными знаменами несли сотни гробов по улице Пушкинской, от Дерибасовской до Куликова поля, в огромные братские могилы.

Большой проблемой для СРД и Одесского Совнаркома в период организации Советской власти весной 1918 г. стал конфликт с т.н. Союзом безработных, который возглавлял Хаим Рыт – учитель по профессии и анархо-синдикалист по взглядам. По разным данным Союз насчитывал примерно 20-25 тыс. человек. Как можно узнать из этого , он был создан в июле 1917-го инициативной группой из около 100 человек, а Рыт входил в независимую группу анархистов вместе со знаменитым впоследствии Самуилом Шварцем, которая располагалась в особняке на улице Петра Великого. Анархисты-безработные претендовали на самостоятельную роль в организации общественного управления в городе. Для этого их Союз настаивал на создании высшего органа в форме общего собрания из представителей Совета безработных и Советской власти. Кроме того, Совет пытался навязать делегатов от своих секций (по видам деятельности) к соответствующим комиссарам Советской власти для создания смешанных комиссариатов! Этот конфликт смогла погасить лишь эвакуация Совнаркома из Одессы.

Современный одесский историк Виктор Савченко  в очерке о Мишке Япончике, что идейные анархисты в этом Союзе соседствовали с бандитско-босяцкой стихией:

"Около 130 человек, с обеих сторон, погибли, а более 300 были ранены. Каждая из сторон защищала "светлое будущее народа". Дружина Япончика приняла участие в уличных боях за Молдаванку, вокзал, Штаб округа вместе с подобными формированиями большевиков, анархистов, левых эсеров.

Пока шли бои, продолжалась и послевоенная неразбериха; оказавшиеся на свободе арестанты десять дней держали в страхе город. Закончилась "одесская революция" нападением уголовников на Регистрационное бюро милиции. Во дворе милиции было сожжено 16 тысяч карточек на уголовников Одессы. Погибли и все сведения о Мишке Япончике и его дружках, собранные за много лет их "карьеры". Сейчас сведения о жизни Япончика до 1918 года пришлось собирать по крупицам, используя подшивки дореволюционных газет, воспоминания, обрывочные документы гражданского архива.

После победы над "украинцами" в Одессе была провозглашена Одесская советская республика со своим правительством Совнаркомом. Еврейская боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание. М. Винницкий после "одесского Октября" стал известным и "славным" революционером. Он был "вхож" к руководству "красной" Одессы  к Муравьеву, Юдовскому, Мизикевичу.

В дни Одесской республики Япончик продолжал реквизиции "для нужд армии и революции". Так, были реквизированы товары в магазине Блажевского. Через анархиста Рыта Япончик пытался контролировать одесский "Союз безработных". Тогда был выдвинут оригинальный лозунг: "Все дома  безработным! Вся власть  безработным!" Среди 25 тысяч членов союза безработных добрую половину составляли босяки и уголовные элементы, которые и не стремились честно трудиться.

В газете "Одесская почта" за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание "группы воров Одессы". Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе "уважения". Они писали: "Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!"

В феврале комиссар Дома Советов Одессы, что расположился в бывшем Воронцовском дворце, матрос Чередниченко убил вора на "месте работы", у здания Советов. Возмущенные бандиты и безработные взяли в осаду здание Одесского Совета и потребовали суда над убийцей. Только военные части смогли успокоить толпу, которая выступала и против принятого решения об объявлении всех бандитов вне закона и расстреле их на месте преступления.

В феврале в Одессу прибывает "красный диктатор" Муравьев. Он пытается ликвидировать местную преступность, однако очень скоро находит общий язык с Япончиком и атаманом Яшкой Зайдлером – командиром 1-го отряда анархистов-террористов. Однако удержать Одессу компании авантюристов, прикрывавшейся революционной фразой, не удалось".

В результате победы Советской власти из Одессы бежали не только гайдамаки и юнкера, но и все офицеры Одесской военной транспортной флотилии. Работа флотилии и порта оказались практически парализована. В этих условиях анархисты из Союза моряков взяли морской транспорт и порт в свои руки. Фактически это была первая столь масштабная попытка производственного самоуправления в Одессе. Когда австро-германские войска вплотную подошли к городу, Совнарком стал готовить эвакуацию, в основном силами анархистского флота. В состоянии аврала Союз моряков работал много дней и ночей, обеспечив своевременное отступление.

Среди частей, отступавших из Одессы сушей, было много анархистских дружин. Об их боевых качествах говорит один интересный эпизод из воспоминаний Нестора Махно. Под напором германских войск революционные части отступали с боями через всю Украину к Таганрогу и далее в Поволжье. В Саратове местные чекисты пытались разоружить отступавший отряд одесских анархистов в 250 бойцов во главе с неким Мишей. В ответ одесситы захватили город и удерживали его 17-19 мая 1918 г., пока из Тамбова не подошли красные полки.

Следующая фотоподборка от одесского историка Вячеслава Азарова, подписи его же:

 "Практически единственное известное фото участников Январского восстания в Одессе 1918 г. В одних источниках подписано, как группа красногвардейцев завода РОПиТ (в советский период СРЗ № 1) на Приморской улице. В других – как комсомольцы Одессы 1918 г., но комсомола тогда еще не было, значит, речь идет про членов Союза социалистической рабочей молодежи (ССРМ), что базировался на Старопортофранковской. Дружина завода РОПиТ была создана и возглавлялась анархистом Александром Лаврушиным, имела ядро из анархистов. В дружине ССРМ было много молодых анархистов, включая известных по делу ГПУ 1920-х гг. Айзика Тарасюка и Бетю Тубесман. Таким образом, с большой вероятностью на фото присутствуют одесские анархисты – участники установления Советской власти в городе"

"Тюремное фото знаковой фигуры анархического движения в Одессе – Григория Гальберштадта (Красного), лидера пересыпских анархистов с 1908 г. По данным судебного дела 1910 г. – настоящее имя Георгий Григорьевич Гальберштадт 24.12.1888 г.р., сын аптекарского помощника. Осужден на 5 лет и 4 мес. каторги за попытку свержения строя в империи и хранение бомб для покушений на чиновников. 

После Февральской революции 1917 г. Красный создал группу анархистов на заводе Гена, организатор мероприятий по анархической социализации производства на заводах Одессы. Один из лидеров Одесской федерации анархистов. Вместе с Рытом создал Союз безработных Одессы, крупнейшую организацию города, насчитывавшую 20 тыс. чел. Один из организаторов и член штаба Одесской Красной гвардии. Член Исполкома Одесского СРД, делегат 2-го съезда Румчерода*. По одному из мемуарных источников, после победы Январского восстания 1918 г. вошел в Совнарком Одесской советской республики комиссаром продовольствия.

При эвакуации Одесской республики ушел с отрядом анархистов в Крым, дальше через Москву на Дон, где был начальником политотдела штаба Донского фронта. Во второй период Советской власти в Одессе 1919 г. член Исполкома СРД и начальник Социалистической инспекции. В период белогвардейского мятежа немцев-колонистов под Одессой в июле 1919 г. создал отряд в 150 добровольцев, в основном, с родного завода Гена, с которым ушел на фронт. По свидетельству очевидца, из-за близорукости попал под пулеметный огонь. Скончался от ран, похоронен на Куликовом поле. В 1920-30 гг. имя Красного носила улица Московская на Пересыпи (теперь Черноморского казачества)"

"Неожиданная находка – анархист Яшка Блюмкин. Мне известны два деятеля революционного движения в Одессе, которые фигурировали в первый период Соввласти как анархисты, а после ГВ не упоминали об этом, объявляя себя эсдеком (Ушерович) и левым эсером (Ярошевский). Вот теперь указание, что среди одесских анархистов действовал впоследствии знаменитый левый эсер и чекист Яков Блюмкин. Конечно, это свидетельство можно списать на политическую безграмотность номерного. Но социализация гостиниц была в Одессе темой исключительно анархистов и, наряду с аналогичным опытом на торговом флоте, стала в феврале 1918 г. наиболее удачным примером передачи предприятий во владение их трудовых коллективов. Так что, учитывая брата Льва, состоявшего в анархистах, и авантюристичный характер самого Якова, вполне вероятно, что в период Одесской республики Блюмкин был среди анархистов"

"Белым пятном в истории анархизма периода революции 1917 г. остается работа в войсках Румынского фронта. Советская историография рассказывала о большевистских ячейках Фронтотдела Румчерода*, упоминая лишь про их конфликты с эсерами. Тем ценнее это свидетельство о посещении летом 1917 г. армейского комитета 6-й армии в Болграде, где работала целая фракция анархистов. Кстати, в начале 1918 г. там же формировался т.н. "Болградский отряд" - сводное подразделение, которое пришло на помощь Январскому восстанию в Одессе и определило исход боев, заслугу чего большевики традиционно приписывали себе. Так что политический состав этого отряда требует дальнейшего выяснения"

*Румчерод Центральный исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесского военного округа

Кроме того, вас может еще заинтересовать .

А также исторический детектив об анархистах подполья, пытавшихся .

С.К.

Комментарии

было бы мило, если бы к таким статьям прикрепляли пдф файл для скачивания

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад