Арестованного по делу «Сети» инструктора по стрельбе антифашиста Дмитрия Пчелинцева 29 ноября поместили в карцер с требованием написать заявление о признании вины за нарушение – за разговоры с другими заключенными на прогулке. Дмитрий вину признавать отказался и объявил голодовку, о чем написал заявление на имя начальника СИЗО Исханова и прокурора в связи с необоснованным помещением в карцер. На следующий день сотрудники УФСИН вновь пришли с уговорами признать вину, как передает адвокат Пчелинцева. В знак поддержки и солидарности Чернов также объявил голодовку 29 ноября.
Это не первый акт давления на арестованных, применяемый им в ходе ознакомления с материалами дела. Как передают родители задержанных, организовавшиеся в комитет «Родительская сеть», по информации адвоката Ильи Шакурского – Вахтерова, 20 ноября на прогулке Шакурскому сделали замечание за ответ на приветствие заключенного. Был составлен рапорт о нарушении, рассматривается мера дисциплинарнорго взыскания – помещение в карцер.
20 ноября Шакурский подготовился к карцеру, получил специальную робу. В этот день был запланирован визит адвоката. Шакурский рассказал адвокату о давлении, и они написали по этому поводу заявление на имя прокурора Пензенской области Канцеровой. По окончанию визита адвоката, администрация СИЗО отменила решение по помещению Ильи в карцер. Как передает Вахтеров, перед 20 ноября к Шакурскому с личным визитом пришел начальник СИЗО Исханов и поинтересовался о том, «с какой скоростью» Илья знакомится с материалами дела, а после этого последовал инцидент на прогулке.
Ранее 5 суток в карцере провел еще один арестованный по делу «Сети» Максим Иванкин. Перед этим нему аналогично приходил начальник СИЗО Исханов и интересовался скоростью ознакомления с материалами.
Как передают адвокаты фигурантов, ознакомление с материалами дела проходило как в ФСБ, в котором по заявлениям фигурантов их пытали электрическим током после задержания, так и в СИЗО. В здании ФСБ всех фигурантов пристегивали наручниками к батареям, лестничным перилам; Василия Куксова и Армана Сагынбаева пристегивали между собой. Подобные действия являются необоснованным физическим насилием; помехой в виде физических неудобств для ознакомления с материалами дела, лишающей возможности свободно изучать материалы и делать записи, а также создает пыточные условия и ограничения в ознакомлении. В условиях длительности процесса ознакомления – порядка 8 часов в день – это делает невозможным подготовку арестованных к защите своих прав в суде.
Шакурский и Пчелинцев отказались проходить процедуру ознакомления с материалами дела в таких условиях и с пристегнутыми к горячей батарее руками. В связи с этим на ознакомлении появился оперативник, по сообщениям Пчелинцева и Шакурского, принимавший участие в пытках – некий А. Пятачков. Весь процесс ознакомления он присутствовал в одном помещении с фигурантами и вместе со своими коллегами угрожал насилием.
По сообщению «Родительской сети» Михаила Кулькова сотрудники ФСБ снимали на видео, приковав того наручниками под лестницей. Ему выдали тома дела и по ходу записи отпускали комментарии «вот, посмотрите, так террористы из «сети» знакомятся с материалами дела».
Для того, чтобы обезопасить себя от насильственных действий сотрудников ФСИН и ФСБ, фигуранты написали заявление о том, чтобы ознакомление проходило только в присутствии адвокатов. Теперь материалы для ознакомления привозят и рассматривают только в СИЗО.
«Очевидно, что все эти меры — метод психологического и физического насилия. Налицо признаки давления следственной группы во главе со старшим следователем Валерием Токаревым на фигурантов. Какая цель? Ускорить процесс ознакомления, чтобы проверки не успели расследовать заявления фигурантов о пытках. Они хотят запугать ребят. А те борются, как могут в этих условиях», – передает адвокат Ильи Шакурского – Вахтеров.
В связи с этими фактами комитет родителей фигурантов «Родительская сеть» подготовил обращение
«Мы – родители фигурантов пензенского дела – «Родительская Сеть» заявляем о многочисленных нарушений, применяемых в сторону наших детей в ходе проведения процедур по ознакомлению с материалами дела.
Во избежание соблюдения сроков всех мероприятий, необходимых для правильного рассмотрения дела о пытках в отношении наших сыновей, имевших место в процессе задержания и содержания под стражей, следственная группа во главе с Валерием Токаревым всячески пытается ускорить процесс ознакомления с материалами дела «Сети». С этой целью ежедневно оказывается моральное и физическое насилие на фигурантов, выражающееся в следующих фактах:
-
Нашим сыновьям препятствуют знакомиться с делом в присутствии адвокатов. При попытке заявить законный отказ от ознакомления с материалами дела, к ним применяются превентивные меры физического воздействия – пристегивание наручниками к любым металлическим конструкциям и друг к другу. В ходе ознакомления с делом как минимум одна рука каждого из них пристегнута наручниками. Подобные действия мешают сосредоточенно читать, продуманно готовиться к защите своих прав в суде и свидетельствуют о неуверенности следствия в своей правоте, желании поскорее передать процессуальную ответственность на суд.
-
В ходе ознакомления с материалами дела, в число лиц, допускаемых до данной процедуры включаются оперативники ФСБ, присутствовавшие и участвовавшие в пытках. Их присутствие организовано с целью оказания давления на наших детей. Данные представители ФСБ угрожают им физическим насилием в случае отказа от ознакомления с материалами дела, пристегнутыми. Цели данных действий – ускорить процесс ознакомления, запугать и помешать возможному расследованию пыток в отношении нескольких фигурантов дела.
-
Наши требования допустить адвоката до ознакомления, не препятствовать ознакомлению путем физического пристегивания рук фигурантов наручниками к столам, стульям, батареям, лестничным маршам вызывают помещение наших детей в карцер. Куда вновь приходят сотрудники ФСБ, следователи и продолжают под угрозами пытаться ускорить процесс ознакомления.
Мы постоянно говорим о пытках. Здравомыслящим людям очевидны три детали:
-
Говорят, дыма без огня не бывает. Заключение наших сыновей – отражение реалий современной России в исторической связи с ее прошлым в точке их жизней. Мы не знаем материалов дела, в связи с подпиской о неразглашении, взятой у всех адвокатов. Если наши дети нарушили закон, они ответят перед обществом по всей строгости закона за любые деяния, доказательства которых будут проведены в соответствии с действующим законодательством и без нарушения прав человека. В данной ситуации они лишены возможность нести ответственность перед обществом – они несут ответственность перед людьми, считающими нормой физическое насилие, побои, пытки электрическим током с целью подгонки чужих жизней под каноны и фабулы, выгодные для новых назначений и должностей.
-
В текущей ситуации невозможно отстоят права наших сыновей. Мы не можем доказать то, что их пытали. Наши правовые резервы внутри страны исчерпаны. Но мы должны и будем стараться ради одной большой цели – мы, наши сыновья, ОНК, журналисты, правозащитники, политические деятели – гуманизация социальных процессов в России. Ради того, чтобы юридические и правовые аспекты превалировали над методом грубого физического принуждения к даче показаний в отношении себя, своих близких. Мы стали ближе с нашими сыновьями и всеми, кто нам помогает. И мы хотим, чтобы граждане нашей страны стали ближе друг к другу в отношении любых вопросов, касающихся нашего общего благополучия. «Да любите друг друга».
-
Мы не можем доказать, что наших сыновей пытали. Но может ли кто-то с уверенностью доказать, что их не пытали? Может ли кто-то доказать, что дважды два это пять? Наверное, нет. Если только данное явление не понесет характер аксиомы. Аксиома ли пытки?
У нас нет иных инструментов влиять на ситуацию, кроме нас самих. Потому мы ждем и надеемся на восстановление прав наших сыновей. Мы призываем посетить пензенских фигурантов с визитом наших последних надежд – Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой, Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Советника Президента Российской Федерации Михаила Александровича Федотова, Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России, Евгения Николаевича Мысловского.
Вы – наша последняя надежда на содействие в работе по борьбе с пытками в России. Эта совместная работа и есть наша главная ответственность перед обществом.
Вы – наш последний шанс доказать то, что никто не пытается доказать – что наших сыновей пытали.
Вы – наш последний шанс опровергнуть то, что пытаются своим бездействием и формальным подходом доказать другие – что никого не пытали.
Пройдут десятилетия, прежде чем сознание внутри нас всех сделает реальным невозможность пыток в отношении задержанных. И только ваш визит к фигурантам может помочь нам в соблюдении наших прав, как минимум, при ознакомлении с материалами дела и борьбе с пытками в России.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
В условиях неизбежных сроков с двузначным числом лет для наших сыновей, мы уповаем, что нам всем будет с кого брать пример. И это не будут те, кто их пытал. Тогда все это совсем не имеет смысла.
На сегодняшний день двое из наших сыновей объявили голодовку в ответ на применение к ним мер запугивания. Докажите, что никого из фигурантов не пытали! Докажите, что это нормально и естественно для цивилизованного общества – вывозить людей в лес, избивать электрическим током, подвешивать, калечить и убивать ради получения нужных доказательств.»
По словам адвокатов пензенских фигурантов, ранее их подзащитные уже обращались с личными обращениями к Т.Н. Москальковой и М.А. Федотову с просьбой о личной встрече и содействии в расследовании пыток. Пока ответа не последовало. Тем не менее в ноябре члены Совета по Правам Человека посетили в Санкт-Петербурге фигурантов данного дела, заключенных в СИЗО№3 г. СПб.
Добавить комментарий