Сегодня в Чьяпасе мы можем наблюдать ползучую войну. С одной стороны мексиканское правительство с 60-70 тысячным контингентом войск и «тайные» советники из США. И с другой стороны армия повстанцев, называющих себя САНО (Сапатистская армия национального освобождения) и более сотни мятежных сообществ.
Это могло бы быть похоже на множество других подобных конфликтов. Почему же анархистам следует быть солидарными с сапатистами? Сапатисты не называют себя анархистами. Образованное руководство сапатистов видят основой для своей политики марксизм, а местное политическое образованиескорее берет свое начало с теологии освобождения и опыта крестьянских и индейских организаций.
Военная организация сапатистов также не анархична. Напротив, армия имеет иерархическую структуру. Но решения принимается не руководством, как это могло бы быть в марксистской авангардной организации.
Армия сапатистов не использует оружие с восстания в 1994 году. Некоторые ее сторонникив других местах делают из оружия фетиш, однако на земле штата Чьяпас армия сапатистов воспринимается именно как способ защиты от организованного насилия со стороны мексиканского правительства. С 1994 года движение сапатистов создает систему прямой демократии. И эти структуры должны иметь первоочередное значение при формировании мнения о сапатистах. Это сетевая форма организации и процесс принятия решений вовлекающая сотни тысяч людей. Насчитывается 32 мятежных муниципалитета (самоуправляемые единицы), каждая из которых насчитывает от 50 до 100 сообществ. Наличие 5 языковых групп, горный рельеф, джунгли и плохие дороги усложняют задачу либертарной организации округа, но именно этим сапатисты и занимаются.
Общинные ассамблеи.
Сапатисты занимают сельскую и крайне бедную территорию. Маленькие сообщества (community) от дюжины до 100 семей вынуждены выживать, без благ современного сельскохозяйственного оборудования. Некоторые из них были вынуждены работать в ближайших городах и даже в США. До восстания многие сообщества не имели достаточно плодородной земли и поэтому люди трудились, часто в ужасных условиях, на фермах местных землевладельцев. После восстания многие землевладельцы сбежали, и в большинстве случаев брошенная земля была захвачена, и использована для создания новых сообществ. В описании структуры принятия решений на уровне сообщества я использую собственный опыт нахождения в сообществе «Diez de Abril»и интервью с людьми из ирландского лагеря мира.
«Diez de Abril»это новое сообщество, основанное на земле, захваченной в 1995. Все кто поселились на этой земле, работали на ней до восстания. Они заранее, еще дозахвата, встретились на собрании и решили, как поделить землю. Сообщество было решено назвать«Diez de Abril» (10 апреля), день когда Эмилиа́но Сапата был убит.
Регулярнае еженедельная ассамблея проходит после воскресной мессы, аиногда даже является ее частью. Ассамблея открыта и все, кто старше 12 имеют право на выступление и право голоса, хотя голосования очень редки. Эти встречи могут продолжаться до часа, и обычно на них поднимаются практические вопросы, касающиеся работы или траты средств сообщества.
Ассамблея выбирает делегатов, называемых «ответственными»длякоординации работ в определенных областях. Делегаты исполняют свои обязанностиограниченный период времени (от года до двух), и могут быть переизбраны, если сообщество чувствует, что руководство не происходит через подчинение руководящего ('leading by obeying').
Есть также коллективы, которые выполняют конкретные задачи в рамках сообщества. Они формируются на ассамблее и несут перед ней ответственность, но в остальном они полностью автономны. Коллективы Diezпроизводят: кофе, мед, хлеб, также некоторые шьют, разводят рогатый скот и куриц. Некоторые из продуктов этих коллективов идут самим членам, излишки же отправляются на в центральное хранилище сообщества,которое также контролируется ассамблеей.
«На хорошо продуманном маршруте люди должны согласиться видеть только то, что и должны видеть, чтобы верить в слова лидера» - говорят скептики. Наш непосредственный опыт противоречит мнению о том, что визиты в зону повстанцев контролируются кем-то. Из соображения безопасности мы не допускались на несколько встреч общины. Однако за три года нашего присутствия очень мало событий прошло без нашего внимания.
С переходом от рассмотрения локальной организации к организации общей я не могу больше полагаться на мои персональные наблюдения или мнения людей, которым я доверяю. Я говорил со многими радикально настроенными журналистами и наблюдателями, и не смотря на то, что возможно Diez - одно из наиболее продвинутых сообществ, его структура широко распространена в других сообществах.
CCRI- Clandestine Revolutionary Indigenous Committee.
Тайный революционный индейский комитет (ТРИК) это организация, которая фактически командующая армией. Этот орган (или органы, в действительности, существуют также региональные CCRI's) состоит из делегатов от общин. Это сама по себе не военная структура.
На региональном уровне комитет может принять решение, затрагивающее отдельное сообщество.К примеру, когда жители одно из сообществ хотели захватить Морелию вскоре после восстания, местный тайный революционный индейский комитет обязал членов сообщества ждать земельного урегулирования после переговоров 1994 года.
ТРИК – это не проблема сама по себе, если он основывается на институте делегирования полномочий. Во многих революционных ситуациях имеет смысл придержать наиболее воинственные части движения. Однако очень важно кто на самом деле контролирует процесс: люди или какой-то странный комитет от их имени.
Через месяц после восстания Мексиканская либеральная газета «La Jornada», опубликовала интервью одного их членов ТРИК. Его звали Исак и он прокомментировал работу ТРИК следующим образом:
«Если люди говорят, что члены ТРИК своими действиями теряют уважение людей или не делают того, что они говорят, тогда эти люди могут заменить нас…
Таким образом, если кто-то из членов ТРИК не делает своей работы, если он не уважает людей,тогда, друг, это не твое место, и ты не должен занимать этот пост. Извини нас, но мы поставим другого на твое место.»
«Consulta»
ТРИК, хоть и может принимать некоторые решения за общину, но такие решения, как заключение мира или объявление войны должны приниматься «consulta» - если грубо, то это процесс принятия решений похожий на референдум, сопровождающийся оживленными дискуссиями внутри местных сообществ. Этот процесс занимает месяцы и является сильным источником раздражения для мексиканского правительства, которое всегда хочет ответа на предложение на месте или в течение нескольких дней.
Одно из коммюнике САНО объясняет процесс «consulta»:
«Совещание проходит в каждом сообществе. Изучение, анализ и дискуссия о мирных соглашениях 1994 происходили на демократических собраниях. Голосование было прямым, свободным и демократичным».
После голосования были оглашены официальные результаты. Эти доклады содержали: дату, место собрания, количество людей принявших участие (мужчины, женщины и дети старше 12), мнения и принципиальные позиции, а также число людей непосредственно принявших участие в голосовании.
Многие наблюдатели свидетельствовали, что на консультах принималось решение о восстании 1994 года еще за год до того, как Маркос и командующие армии решили, что они готовы. С тех пор на консультах были приняты решения о вступлении в переговоры с правительством,принятии соглашения Сан-Андреса, а затем и решение о прекращении переговоров до того момента пока правительство не выполнит свои обязательства по соглашению.
Советы
Эти областные структуры созданы для принятия крупных решений, о вопросах войны и мира и.т.д. Очевидно, что всеобщие встречи слишком хаотичны, для решения частных вопросы. Восстание также означает, что сапатистские сообщества отказываются регистрировать рождение и смерть.
Проблемы, требующие координации среди нескольких сообществ вызвали необходимость в создании местных советов. Они называется автономными муниципалитетами. 100 сообществ, к примеру составляют автономный муниципалитет имени мексиканского анархиста Рикрдо Магона. Автономный муниципалитет «Земля и Свобода» на грнанице с Гватемалой включает в общем 120 сообществ.
Одна из мексиканских некоммерческих организация описывает самоуправляемые сообщества следующим образом:
«Сообщества на территории индейцев сами принимают решение о присоединении к муниципалитету на ассамблеях при участии всех членов данного сообщества... Затем сообщества выбирают своих представителей в муниципалитете. Каждый представитель выбирается для отдельного сообщества и может быть отозван, если не будет придерживаться мандата сообщества. Тот, кто занимает место в муниципалитете, не получает за это заработной платы, однако расходы представителя оплачиваются сообществом, которое она или он представляет по средствам кооперации членов сообщества. Иногда члены совета поддерживают представителя в его или ее работе на ферме, так что она или он не отвлекаются от работы в совете».
Эти структуры в действительности похожи на анархические, а точнее революционно - синдикалистские. Система мандатов явно свидетельствует об этом.И тот факт, что эти структуры не сознательно анархистские, а возникли из смеси индейских обычаев, марксизма и теологии освобождения не должен влиять на нашу солидарность с ними.
Чьяпас изолирован и очень беден, и факт того, что либертарные структуры могут существовать там, в пагубных условиях ползучей войны, демонстрирует насколько они действенны.
К сожалению, мы не можем затронуть здесь всех деталей политического устройства САНО, но это уже вторично. Судьба ассамблей сообществ и советовзависит от нашей постоянной поддержки. Но основным вопросом остается то, как женам убедить рабочих в нашем уголке (уголках) мира в том, что подобные структуры - это жизнеспособнаяальтернатива иерархической системе?
Перевод: Nickman, 2011.
Комментарии
Интересная статья, спасибо за
Интересная статья, спасибо за перевод.
Было бы круто если бы существовала вероятность того, что иерархическая структура САНО осознаётся её участниками скорее как "необходимая" для военных действий, но вовсе не желательная и требующая перевода на либертарные рельсы.
Можно, ещё ссылку на источник? Любопытно посмотреть комментарии.
Сапатисты молодцы. Но у них
Добавить комментарий