Шифу - первый стрэйтэйджер

Настоящее имя Шифу было Лю Шаобинь. Родившись в 1884 году в городке Сяншань близ Кантона, он стал прекрасным классическим студентом, но черты революционера проявились в его характере еще до того, как он покинул Китай. В 1904 г. он отправился в Японию продолжать образование и в следующем году принял активное участие в организации суньятсеновского Объединенного союза. Однако Лю изучал не только академические науки. Он также постигал искусство изготовления взрывчатки, но, судя по дальнейшим событиям, не столь успешно.
В 1906 г., узнав, что Сунь Ятсен готовит восстание в Квантуне, Лю вместе со многими другими студентами покинул Японию. Однако, достигнув Гонконга, Лю остался там и стал редактором местного журнала. В следующем году было решено, что успешному восстанию в Квантуне может способствовать убийство губернатора или командующего флотом. Последний, Ли Чжунь, был выбран мишенью, и Лю вызвался быть палачом. Однако по халатности Лю бомба взорвалась преждевременно. Он был серьезно ранен и потерял все пальцы на левой руке. Этот инцидент привел к его аресту, и, хотя полиция не смогла точно доказать его вину, Лю провел почти три года в сяншаньской тюрьме. Он был отпущен только благодаря тому, что местные власти настолько восхищались его литературными трудами, что послали петицию с просьбой об его освобождении в вышестоящие инстанции.
В 1909 г., после выхода из тюрьмы, Лю вернулся в Гонконг. Во время заключения и после его взгляды постепенно смещались в сторону анархизма. В Гонконге Лю организовал тайное революционное общество «Китайский террористический союз». Церемония принятия новых членов выглядела крайне серьезно. Она проходила в полночь в зале, стены которой были увешены черной тканью. Посреди залы находился стол, покрытый белой тканью, На столе лежал череп, рядом с ним стояла белая свеча. Кандидата оставляли на какое-то время наедине с черепом и лишь потом посвящали в планы организации. Все члены союза делились на две группы – исполнителей и тех, кто помогал деньгами.
Союз осуществил убийство маньчжурского генерала Фэншаня, но потерпел неудачу в двух других попытках терактов, потеряв двух своих членов. Союз также планировал ликвидацию принца-регента Цзай Фэна, но помешала революция 1911 года.
После объявления о независимости провинции Гуандун, союз добровольно распался. Будто гнушаясь мирской славы, его члены решили сохранить историю союза в тайне. Они сожгли все документы общества, но не смогли уничтожить некоторые подробности прошлого, хранившиеся в их памяти. Деятельность общества была покрыта мраком в течение нескольких десятилетий, пока двое выживших не решились нарушить свое молчание.
В 1912 году Лю основал в Кантоне «Общество кричащих во тьме». Целью нового общества была пропаганда анархизма на массовом уровне, двигаясь от «деструктивной» к «конструктивной» работе.
В статье, призывавшей продвигать идеи анархизма среди простых людей, Лю излагает свою цель: «Все люди мира – братья. По своей природе мы любим друг друга. Но правительства изобрели патриотизм. Солдаты натренированы убивать… Законы устанавливают обычаи, как сказано великим анархистом Кропоткиным… Беспорядки происходят от раздора, а раздоры от порочного общества, и когда общество порочно, законы не способны сделать что-то хорошее…
Для жизни необходимы одежда, еда и дом. Одежда, еда и дом происходят от вещей, а вещи – это продукт земли и труда… Анархия разрушает систему частной собственности и приводит к коммунизму. Каждый работает как может и получает, что хочет… Больше нет раздоров из-за денег… Все живут равной жизнью и свободны в работе. Общество грызни превращается в общество любви. Если мы сможем избавиться от борьбы из-за собственности и похоти, уничтожив институты частной собственности и женитьбы, то убийств станет на 80-90% меньше».
Это будет бесклассовое общество, где все будут работать. Не будет правительства, армий, полиции и тюрем, не будет законов и постановлений, только свободно организованные группы, распределяющие работу и производство для того, чтобы удовлетворять нужды людей. Не будет института женитьбы. О матерях и детях будут заботиться в общественных больницах. Все люди от шести до двадцати или двадцати пяти будут получать бесплатное образование. После окончания учебы они могут работать до сорока пяти или пятидесяти лет, а затем о них будут заботиться в общественных домах престарелых. Религия всех видов будет отменена, и вместо нее распространится «обычная мораль взаимопомощи». Каждый человек будет работать не более трех-четырех часов ежедневно. Образование будет даваться на эсперанто, «местные языки» медленно отомрут.
Лю объясняет, как достичь этого идеалистического общества Великой Гармонии: «Принцип анархизма не может быть легко понят невежественными людьми. Ответственность за то, чтобы пробиться к ним, лежит на интеллектуалах. Проповедуя анархизм, нужно сделать его принципы доступными. Когда большинство людей поверят в анархизм, правительство будет упразднено. В это время меньшинство населения может быть не сведущим в принципах, но не будет никакой сложности в том, чтобы добиться их понимания. Все средства массовой коммуникации должны распространять эти идеи среди людей – «газеты, книги, речи и школы». В период пропаганды несколько дополнительных методов должны быть использованы: сопротивление налоговым сборам и военной обязанности, и также забастовки. Когда назреет время, произойдет народная революция, которая свергнет правительство и капитализм».
Лю проповедовал пассивное приближение путем убеждения и примера. Он был уверен, что для преобразования общества необходимо личное возрождение. В то же время сам Лю и его последователи были людьми действия. Кроме издания журналов и памфлетов они руководили школами по изучению эсперанто и даже попытались создать деревню Великой Гармонии.
Все три года активной деятельности общества вплоть до своей преждевременной смерти от туберкулеза в марте 1915 года, Лю оставался одним из столпов нарастающего движения.
В 1913 году вдобавок к «Обществу кричащих во тьме» Лю основал «Общество совести», которое было предназначено стать подготовительной организацией для полноценного анархистского движения. Он сформулировал двенадцать условий для членства в обществе. Вот эти знаменитые условия:
1. Не есть мясо
2. Не пить алкоголь
3. Не курить
4. Не иметь слуг
5. Не жениться
6. Не пользоваться фамильным именем (поэтому Лю поменял свое имя на Шифу)
7. Не поступать на государственную службу
8. Не ездить в паланкинах и на рикшах
9. Не участвовать в парламентской деятельности
10. Не вступать в политические партии
11. Не служить в армии или флоте
12. Не иметь религии

Смерть Шифу сильно ударила по китайскому анархистскому движению. Лишившись идейного лидера, его участники некоторое время как будто пребывали в растерянности. Однако анархистские принципы была по-прежнему популярны в среде молодой китайской интеллигенции. Анархистские общества продолжали функционировать или были сформированы в Пекине, Нанкине, Шэньси и Шанхае. Постепенно идеи анархизма проникли с студенческую среду Пекинского университета и других вузов. Студенческие журналы наполнились причудливой смесью анархизма, социализма и демократических идей. Новым бесспорным центром интеллектуальной жизни стал Пекин. К концу Первой мировой войны анархизм обрел вес и сделался, наверное, доминирующей силой радикального авангарда.

 

Подготовил Ильяс Фалькаев (по материалам статей Р. Скалапино с исправлениями, Л. Чена и китайским источникам)

 

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Haukuin huhtikuussa vasemmistopopulismia, ja tein samalla kaksi ennustusta. Näistä ensimmäinen, eli ennustus Vasemmistoliiton vaalivoitosta meni pieleen. Puolustuksekseni voin sanoa, että jotkut lukemani gallupit ennakoivat Vasemmistoliitolle lisäpaikkoja....

9 years ago
Антти Раутиайнен

Ukrainan poliittinen tilanne on monimutkainen. Tilannetta mutkistavat entisestään uskonnolliset jakolinjat maan sisällä. Millainen asema uskonnoilla on Ukrainan kriisissä? Ukrainan kirkko on historian kuluessa jakaantunut moniin osiin, koska ortodoksikirkon suhde...

9 years ago
1