Анархистская символика

Прошлое и настоящее либертарного движения заключается не только в его идеях, действиях, формах организации, но и в либертарной культуре, в стиле жизни и самовыражении. Ни одно социально-политическое движение, ни одна организация, чем бы она ни занималась, не может обойтись без символов, эмблем, значков, которые являются их неотъемлемой атрибутикой. Либертарному движению необходимо знать свою символику и эмблематику. Данная статья стремится восполнить пробел в этой области.

 

ЗНАМЯ

Если спросить сегодня любого анархиста, какого цвета знамя анархизма, он, не колеблясь, ответит: черного или красно-черного. Но принятие этих цветов было долгим и противоречивым. Черное знамя впервые подняли в марте 1831 г. взбунтовавшиеся землекопы в Реймсе (Франция), написав на нем: «Труд или смерть!». Позднее в Лионе группа землекопов была за то же самое отправлена на гильотину. А 21 ноября 1831 г. в Лионе войска расстреляли манифестацию уволенных ткачей. В ответ вспыхнуло восстание. Мгновенно были сооружены баррикады, и над ними взвилось черное знамя с девизом: «Жить, работая, или умереть, сражаясь!». Это было первое в истории массовое восстание рабочего класса. Во всех этих случаях черное знамя служило символом отчаяния и нищеты рабочих, готовых скорее умереть в борьбе за свои права, чем терпеть несправедливость. Кроме того, черный цвет стал связываться с антимонархической борьбой – ведь традиционным цветом монархии считался белый.
Во время республиканского восстания в Париже 5-6 июня 1832 г. повстанцы подняли уже красное знамя. С тех пор эти два цвета – красный и черный – считаются основными цветами анархического и вообще революционного движения по всему миру. В 1848 г. на баррикадах Парижа развевались оба знамени.
В 19 веке и первой трети 20 века анархисты еще не решили, какое из этих двух знамен считать своим. Это было время, когда марксизм и социал-демократия еще не могли предъявлять исключительные права на красный флаг. Во многих странах он ассоциировался именно с анархистским движением. В 1871 г. французские анархисты сражались за Парижскую Коммуну под красным знаменем. Красным был цвет флагов большинства бакунистских федераций Международной ассоциации трудящихся (1 Интернационала), в том числе, известной Юрской Федерации (Швейцария). В марте 1877 г. члены этой федерации вышли на улицы Берна с красными знаменами, чтобы отметить годовщину Парижской Коммуны. Полиция напала на демонстрантов и стала вырывать знамена; завязался рукопашный бой, и несколько флагов удалось отстоять. Тогда анархист Поль Бруссе написал известную в европейском рабочем движении песню – «Красное знамя», на мотив швейцарской военной песни «La libre Sarine». Под красным флагом чикагские анархисты в 1886 г. начали движение за 8-часовой рабочий день.

Наряду с красными и черными знаменами, в 1871-1872 гг. в Италии появляется и красно-черное знамя, но расположение цветов отличалось от современного диагонального. Поле у этого флага было черным, но со всех сторон его окаймляла узкая красная полоса. По мнению историка анархизма Макса Неттлау, знамя было принято в противовес красному, которое марксисты стремились превратить в партийное. В начале 1870-х гг. красно-черное знамя появилось у мексиканских анархистов; там оно стало официальным символом нарождавшегося рабочего движения. За пределами Мексики оно тогда не распространилось. В годы Мексиканской революции (1910-1917 гг.) красное знамя с черной полосой служило эмблемой анархо-синдикалистского «Дома рабочих мира» (1912-1916 гг.), а после революции красно-черные флаги подняли как проправительственная «Региональная конфедерация рабочих», так и анархо-синдикалистская Всеобщая конфедерация трудящихся (1921-1931 гг.). По-видимому, именно из Мексики заимствовал красно-черное знамя никарагуанский революционер А. Сандино, у которого его переняли, в свою очередь, многие партизанские группировки в Америке и Африке. Но эти движения уже не имели ничего общего с анархизмом.
Интересно, что другое направление мексиканской революции – аграрное во главе с Э. Сапатой – сражалось под национальным трехцветным флагом, что отражало освободительные традиции и представления крестьянства.
Распространение черного знамени в анархистском движении происходит в 1880-е гг. во Франции. Отправной точкой можно считать международный социально-революционный конгресс в Лондоне (14-20 июля 1881 г.), когда формально было провозглашено воссоздание Международного товарищества рабочих ("Черного Интернационала"). В тот период из-за антиорганизационных настроений тогдашних анархо-коммунистов Интернационал распался.
В последующие годы часть анархистов по ряду причин предпочитала именно черное, а не красное знамя. После жесточайшего подавления Парижской Коммуны (было убито до 30 тысяч коммунаров) в Европе воцарилась реакция; в большинстве стран были запрещены секции Интернационала и красное знамя. Реакция сопровождалась усилением эксплуатации трудящихся, распространением голода, нищеты, безработицы, болезней. Для загнанных в подполье анархистского и рабочего движения Франции черное знамя стало символом, который лучше всего выражал настроения рабочего класса: нам нечего терять, кроме наших цепей. Это было антипартийное знамя, выражавшее смесь отчаяния и борьбы, полное отрицание власти и бескомпромиссность рабочего класса. «Это эмблема безработных», – говорила известная анархистка, участница Парижской Коммуны Луиза Мишель.
Вопрос о цвете знамени приобрел и некоторый организационный подтекст. Черный флаг приняла часть пропагандистских и боевых групп анархистов, которые работали как внутри, так и вне структур рабочего движения. Некоторые из них прибегали к тактике отчаяния – «пропаганде действием» (покушениям, бросанию бомб и т.д.) – вроде полумифической группы «Черная рука» в Испании. Повсеместного распространения черное знамя в конце 19 – начале 20 вв. не получило. Вероятнее всего, оно стало частью мировой атрибутики анархизма после окончательного размежевания между социал-демократией и анархизмом на международном социалистическом конгрессе в Лондоне в 1896 т. Черное знамя пользовалось популярностью во Франции, в России, Польше, Германии, Италии и ряде других стран. В Северной Америке до конца 19 века было распространено красное знамя; черное стало употребляться только в начале 20 в. – с прибытием иммигрантов из Европы.
Анархистское красное знамя сохраняло популярность в романских странах Европы, в Латинской Америке, в Скандинавии, на Дальнем Востоке... Абсолютно все анархо-синдикалистские и революционно-синдикалистские профсоюзы мира, а также часть анархистских групп («Фридом» и Социалистическая лига в Британии, младосоциалистические клубы в Швеции, Норвегии, Дании и др.) предпочитали красные флаги.
Изменения произошли постепенно после российской революции 1917 г. По мере укрепления позиций «СССР» в мире красное знамя все чаще стало связываться с большевизмом и «Советской» Россией. Ему все чаще противопоставлялось черное. В 1922 г. французом Луи Лореалем был написан анархистский гимн – «Песня черного знамени». Но до начала 1930-х гг. красное знамя (наряду с черным) все еще оставалось символом анархистского движения. Повстанческая армия Махно на Украине сражалась под обоими флагами. В 1922-1931 гг. на эмблеме Международной ассоциации трудящихся (М.А.Т.) знамя с девизом «Освобождение трудящихся есть дело самих трудящихся» было еще красным. Многие местные анархо-синдикалистские организации имели свои собственные флаги. Так, в Германии у некоторых групп Свободного рабочего союза и Синдикалистско-анархистской молодежи были черные знамена с пятиконечной красной звездой в центре, у локальной федерации Центральной организации шведских рабочих в Гетеборге – черное знамя с красной диагональной полосой слева направо снизу вверх.
Современное диагональное красно-черное знамя появилось только в начале 1930-х гг. в Испании и во Франции. В Испании спор о флаге шел с 1919 г. и имел теоретическую подоплеку о роли профсоюзной работы. В центре дискуссии оказались две анархистские группы из Барселоны – «Красное знамя» и «Черное знамя». Первая из них издавала одноименный журнал и в 1919 г. стала инициатором создания Иберийской анархистской коммунистической федерации, имевшей также секции во Франции. Эта группа подчеркивала важность профсоюзной организации. Вторая группа держалась в стороне от профсоюзной борьбы и занималась радикальной пропагандой. Противоречия между ними сохранялись до 1930 г. С падением монархии в Испании для анархо-синдикалистской работы открылись новые перспективы; прежний спор устарел.
В понедельник, 27 апреля 1931 г. в помещении профсоюза строителей в Барселоне собрались представители Национальной конфедерации труда (СНТ) и Иберийской анархистской федерации (ФАЙ), чтобы обсудить подготовку к первомайской демонстрации и, в частности, решить, под каким же знаменем выступать. Представитель группы «Черное знамя» Гарсия Оливер предложил объединить черное («анархистское») и красное («синдикалистское») знамена в одно. Так и было решено. 1 мая 1931 г. – спустя сто лет после поднятия черного знамени – сто тысяч анархо-синдикалистов вышли на улицы Барселоны под красно-черным флагом; на площади Каталонии «гражданская гвардия» напала на рабочих, и между ними произошла перестрелка. После зажигательной речи Дуррути на помощь рабочим пришли солдаты...
Под влиянием испанской революции красно-черное знамя к середине 1930-х гг. распространилось во всех странах, где имелись анархисты, и заменил собой прежнее, красное знамя анархо-синдикалистов. В 1936 г. в Каталонии одно из соединений анархо-синдикалистской милиции называлось «Красно-черная колонна». В феврале 1937 г. Давид Лушнат из немецкой центурии им. Эриха Мюзама, сражавшейся в составе интернациональной группы «Колонны Дуррути», написал марш «Черно-красное – это наше знамя». Тогда же немецкие анархо-синдикалисты в Испании опубликовали «Черно-красную книгу», разоблачавшую преступления Гитлера.
Даже Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), традиционно выступавшая под красными знаменами, приняла новый флаг. Анархо-синдикалисты сохранили черное знамя только на Дальнем Востоке, где это было связано с собственными традициями. Красный флаг сохранили синдикалисты из «Индустриальных рабочих мира» (ИРМ), которые с 1970-1980-х гг. стали помещать на него эмблему черной кошки – синдикалистского символа нелегальной стачки. Некоторые группы ИРМ имели и черные знамена, поскольку официального флага в ИРМ нет.
Уже до второй мировой войны эмблема М.А.Т. также претерпела изменения: знамя стало красно-черным, с него исчез девиз, из эмблемы были удалены лишние детали, а изображение рабочего приобрело более четкие стилизованные очертания.
Классическое ныне красно-черное знамя представляет собой полотнище, разделенное по диагонали на две половины. Чаще всего, верхняя половина красная, нижняя черная; иногда встречается и обратное расположение полос. Активный, энергичный, агрессивный красный цвет символизирует решимость анархо-синдикалистов бороться за социальную революцию. Черный цвет – символ свободы, отрицания всего, что ограничивает ее или мешает ее осуществлению через осуществление идеалов анархизма.
Несиндикалистские анархисты продолжали поднимать по преимуществу черные флаги. С появлением в 1964 г. эмблемы в виде буквы «А» в круге, она стала помещаться и на черных знаменах анархистов. Ее изображают либо в верхнем углу у древка, либо в центре полотнища. Эмблема обычно красного или белого цвета.
В 1970-90-х гг. в разных странах мира появились анархистские группы, которые не придерживаются анархо-синдикалистской ориентации, но, тем не менее, используют красно-черное знамя. Это свидетельствует о том, что мало-помалу разница между анархистским черным и анархо-синдикалистским красно-черным флагами стирается.

 

ЧЁРНАЯ КОШКА

Символ чёрной взъерошенной кошки появился в США в конце 19 – начале 20 века, когда в стране были запрещены забастовки и революционные профсоюзы. На американском жаргоне Wildcat Strike означало «дикую» (запрещенную властями) забастовку, которая зачастую сопровождалась акциями саботажа против капиталистической промышленности. Том Скрайбнер, активист Индустриальных рабочих мира с Запада, рассказывал: «В ИРМ была группа, которую мы окрестили «саботажные кошки» и «чёрные кошки» (...). Они верили в разрушение машин. Мы ссорились с ними и говорили: «Вы, ребята, сумасшедшие. Вы подрываете и разрушаете материал, который нам придется восстанавливать, когда мы всё возьмём в свои руки. Мы хотим организовать рабочего и взять средства производства в свои руки, а не уничтожить их». Таким образом, символ чёрной кошки, активно используемый «Уоббли» (членами ИРМ), стал ассоциироваться в американском рабочем движении с забастовкой и саботажем. Впоследствии образ черной кошки был взят на вооружение прочими анархо-синдикалистскими профсоюзами: СНТ Испании и Франции, УСИ Италии, ФАУ Германии и др. Кроме того, в 1975 г. родился комикс Дональда Роума «Wildcat», продолжающий выходить до сих пор.

СИМВОЛЫ АВТОНОМНОГО ДВИЖЕНИЯ

Красный и черный цвета служат символами и нового левого «автономного движения», появившегося в Европе в 1970-е гг. Его участники считают себя стихийными анархистами. Среди них распространены красное знамя с черной звездой, черное знамя с черепом и костями и красное либо черное знамена с эмблемой движения за захват пустующих домов («сквоттеров») – молнией в круге. Происхождение этого последнего значка не установлено; предполагают, что он появился в 1970-е гг. в Нидерландах, в разгар сквоттерского движения. Для революционеров молния была знаком борьбы света с тьмой, революционной бури. В революционной символике она обычно изображалась в ее естественном виде, бьющая сверху вниз. «Автономисты» перевернули ее: теперь это удар низов, бунтующих масс, по власть предержащим. «Автономистское» изображение молнии представляет собой стилизацию разряда в виде зигзагообразной, стреловидной линии, напоминающей букву «Н», заключенную в круг. Возможно, сочетание «N» в виде молнии с кругом обозначает также «NO» – «Нет выселению из захваченных домов!».

К. Лиманов

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Haukuin huhtikuussa vasemmistopopulismia, ja tein samalla kaksi ennustusta. Näistä ensimmäinen, eli ennustus Vasemmistoliiton vaalivoitosta meni pieleen. Puolustuksekseni voin sanoa, että jotkut lukemani gallupit ennakoivat Vasemmistoliitolle lisäpaikkoja....

9 years ago
Антти Раутиайнен

Ukrainan poliittinen tilanne on monimutkainen. Tilannetta mutkistavat entisestään uskonnolliset jakolinjat maan sisällä. Millainen asema uskonnoilla on Ukrainan kriisissä? Ukrainan kirkko on historian kuluessa jakaantunut moniin osiin, koska ortodoksikirkon suhde...

9 years ago
1