В чём суть агитации и как её правильно вести

Сразу оговорюсь: несмотря на интригующее заглавие, статья не будет содержать большого количества нетривиальных советов, следуя которым вы легко сможете убедить кого угодно в преимуществах анархизма. В ней окажутся разобранными всего лишь базовые принципы. Но не впадайте и в противоположную крайность – зацикленности на тупых банальностях вида «надо агитировать качественно и стараться изо всех сил» тоже не будет. То, что вы найдёте ниже, хотя и довольно очевидно для людей, приучивших себя к размышлениям, но, тем не менее, неясно для большинства анархистов. В подтверждение своих слов сошлюсь на комментарий человека, присутствовавшего на массовом общеоппозиционном митинге, где анархи отгородились от всех баннерами с «вечнозелёными» лозунгами и самозабвенно орали в мегафон не менее «вечнозелёные» хиты ВИА «Пурген», надеясь склонить этим кого-нибудь на свою сторону (ссылка: http://avtonom.org/author_columns/pora-bivat-liberalov-v-sebe - упомянутое замечание почти в самом конце обсуждения).

Итак, первое, что мне хотелось бы сказать, так это то, что агитация и реклама – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Реклама строится на определённых принципах, не все из которых пригодны для агитации. Почему? Потому что задача агитации состоит в побуждении кого-либо к совершению каких-либо действий, в то время как задача рекламы гораздо уже: она сводится лишь к побуждению нужным рекламодателю образом тратить деньги, которые человек и так собирался потратить. Например, что реклама «Тайда», что реклама «Мифа» предназначаются для тех, кто хочет приобрести стиральный порошок. А реклама того, что никому даром не нужно, здесь не исключение – она предназначается для тех, кто просто хочет приобрести что угодно и не знает, куда деть лишние деньги. В большинстве роликов, как правило, вам внушают не то, что вы должны купить товар некоторой категории (скажем, купить автомобиль), а то, что вы должны купить товар рекламируемого бренда (скажем, купить Mercedes S600). Если речь идёт не о «лазерном исцелителе аденомы простаты», то вам не объясняют, зачем вообще нужны товары соответствующего типа. Все, и так, знают, зачем нужна еда и зачем нужен стиральный порошок, а впаривается только то, что всё это надо брать лишь в определённых супермаркетах и у определённых корпораций. Для современного общества как данность воспринимается, что существуют товарно-денежные отношения и что необходимое в повседневной жизни нужно непременно покупать, а не пытаться произвести самостоятельно. И реклама основывается на вышеописанной данности, пользуясь тем, что никого не волнует, что магазинные помидоры напичканы химикатами и заведомо хуже тех помидор, которые было бы можно вырастить у себя на огороде. Поэтому, если провести сравнение, то реклама в каком-то смысле аналогична следующему: и без вас человек уже решил стать анархистом, а теперь вы пытаетесь лишь склонить его к нужному вам течению – например, сделать его анархо-индивидуалистом, или анархо-хаотом, или сторонником повстанческого анархизма. Вы заранее знаете, что он будет ходить на чьи-то анархистские акции или заниматься развитием альтернативных общественных отношений, и поэтому ваша задача – просто привлечь внимание к себе, показать, что вы существуете и что у вас есть своя теоретическая база и свои ресурсы для практической борьбы. Однако в том-то и проблема, что методы, относящиеся сугубо к рекламе, всегда предполагают, что с родовым понятием человек определился и речь идёт только о видовом.

Это был теоретический экскурс. Какие советы, пригодные для применения на деле, можно извлечь из него? А вот какие. Во-первых, агитация либо должна содержать посыл, побуждающий не только выбрать частность (стать анархистом), но и заинтересоваться общей тематикой (т.е. собственным освобождением, политикой, изменением мира к лучшему или еще чем-нибудь), либо же должна быть адресно обращена к тем, для кого широкая проблема сама по себе является актуальной. В последнем случае следует детально подготовиться и учесть особенности соответствующего круга лиц: очевидно же, что студентов агитируют не в тех же выражениях, что и взрослых людей. Естественно, если целевая аудитория такова, что у неё есть свой жаргон, то небольшое его использование явно пойдёт на пользу. Вроде бы, всё перечисленное очень просто. И поэтому я упорно не понимаю, как можно это не осознавать. Удручают граффити вида: «Бей бонов! GNWP» или «Сопротивляйся! avtonom.org». В первом случае дело даже не в субкультурных выражениях, которые кроме субкультурщиков никто не поймёт, а в том, что наивно предполагается, будто всем очень интересны разборки «фа-антифа». В другом же примере отсутствует то, что мотивировало бы заинтересоваться, чему именно предлагалось сопротивляться, равно как отсутствуют и стимулы заглянуть на упомянутый сайт.

Во-вторых, «Тайд» от «Мифа», по большому счёту, ничем не отличается, а поэтому реклама ограничивается нахваливанием бренда. Фразы «новая супер-чистящая формула» или «мощный двигатель в 350 лошадиных сил» - это не столько подробная информация о товаре, сколько приманки для покупателей. Однако в случае с агитацией приходится объяснять, почему предложенное решение сработает и почему вообще необходимо принять хоть какое-то решение по соответствующей проблеме. Потоком дифирамбов тут не отделаться. С тщательным обоснованием преимуществ тесно связан один важный момент. Товарные знаки и содержимое рекламных роликов защищены копирайтом, но анархисты-то его отрицают, из-за чего появляется уязвимость. Например, примитивисты придумали неплохой, на мой взгляд, агитационный пассаж. Звучит он примерно так:
«Вы должны привыкнуть, что слова «анархо-примитивизм» и «зашибись» значат одно и то же. Вас не должны удивлять такие диалоги: - Ты что делал? – Книжку читал – А про что? – Про зашибись, или: – Смотри какая девка! – Да, ножки у неё просто анархо-примитивизм».

Увы, есть здесь один глобальный недостаток. Заменяем везде «анархо-примитивизм» на «технофашизм» и получаем агитацию за прямо противоположное. Хорошая и яркая идея испорчена отсутствием частностей, из-за которых все нахваливания становятся обратимыми и пригодными к использованию в любых целях. Чтобы такого не было, всегда вносите в лозунги и в агитационные статьи пояснения и детали, такие как то, что вы против национализма и других ассоциирований с надуманными общностями или что вы за деглобализацию и внедрение локальных экологически-чистых производств. Даже если это не спасёт от плагиата, то, по крайней мере, вы не будете самоупоённо расписывать прелести анархизма, ничего не поясняя и не доказывая. Пояснения же должны отражать суть ваших взглядов. Простите за тавтологию, но анархистские лозунги обязаны быть анархистскими. И, поэтому, вдвойне глупо выглядели горе-агитаторы, во славу онархеи на массовых митингах чуть ли не повторявшие: «Россия без Путина! РНЕ без Баркашева!».

В-третьих, из относительной идентичности товаров, продаваемых под различными брендами, вытекает, что рекламщики обязаны делать упор на не имеющих отношение к этим товарам стимулах. В их качестве выступают навязчивая музыка, смены голосов и интонаций, запоминающиеся слоганы, шутки, а также то, что воздействует на сексуальные инстинкты. Надо понимать, что даже для целей рекламы это не самый подходящий инструмент, но просто менеджеры по пиару ничего лучше в условиях одинаковости продукции придумать не могут. Так, например, была когда-то реклама со словами: «–Чё, айс? –Не, не айс». Никак не оценивая качество задумки, просто отмечу, что в умах людей ролик засел настолько, что до сих пор в обиходе употребляется выражение «не айс». Однако лично я не в состоянии вспомнить не только то, какой бренд рекламировался, но и что вообще рекламировалось – освежающая газировка или жевательная резинка? Это всё было к тому, что не стоит путать достаточное с желательным. Когда в агитматериалах есть остроумие или красочные, запоминающиеся и нетривиальные моменты, то это, как таковое, хорошо. Но очень плохо, когда кроме них ничего нет. Шутки приедаются, эмоции утихают и те, у кого прежде загорались глаза, отвернутся, если больше ничего не обнаружат. Удачной мыслью было назвать нациста, подорвавшегося на собственной гранате, «кандидатом на премию Дарвина», однако опрометчиво постоянно и огульно изображать всех нацистов тупыми алко-дегенератами. Как только ругань и насмешки успеют надоесть агитируемому, он тут же обнаружит, что кроме них ничего ему не сообщали. В этом же абзаце логично упомянуть, что и с воздействием на инстинкты всё крайне неоднозначно. Во время уличных акций часто скандируют хором, поскольку это звучит эффектнее, особенно при наличии незамысловатого ритма в кричалке. К несчастью, игнорируется, что иногда гораздо лучше не орать, обращаясь вникуда, а пытаться заводить беседы с прохожими или вести между собой показные ролевые «псевдо-дискуссии», соотносящиеся с темой акции. Прокол происходит и с потугами посредством «крутой» символики направить в нужное русло вызванную биологическими причинами подростковую тягу к идентификации себя с «запрещёнными» социальными группами или субкультурами. Для большинства тех, кто стал считать себя анархистом именно из-за этого, анархия – это когда слушаешь хардкор и ходишь в фуфайке Lonsdale.

Тем самым, мы разобрали ошибки, совершаемые из-за непонимания разницы между агитацией и рекламой. И давайте еще поймём вот что: 99,9% населения что-то слышали про анархию и знают, что существуют анархисты. Из этого следует, что в надписях «Анархия – мать порядка!» нет особого смысла. Те, кто увидит их, в лучшем случае, отметят, что анархисты намалевали свой лозунг, и пройдут мимо, так как ничего из ряда вон выходящего в кондовой цитате не найдут. Как же тогда агитировать, чтобы затраченные усилия приносили результат? Лично я считаю, что незатейливые кричалки и картинки формата «сделал доклад @ по Бакунину» могут лишь играть роль дополнения, но упор лучше делать на комплексных наработках. Они не обязательно должны быть долгими или громоздкими – возможно, что-то удастся уместить в граффити, как, в частности, получалось в Париже в 1968-м (однако составление лаконичных посланий гораздо сложнее написания небольших статей). И они не обязательно должны быть в формате текстов, изображений, музыки или видео – об этом речь еще зайдёт.

Так или иначе, но я могу предложить следующий механизм успешного осуществления агитации. У Максимилиана Волошина в главе «Бунтовщик» поэмы «Путями Каина» есть строки: «Но не мечи им истин, а взрывай пласты оцепенелых равновесий». Это и есть то, что нам нужно. В мире, где никакой AdBlock Plus не помогает очистить Интернет от рекламы, где теле- и радиоволны регулярно приносят порции внушений по покупке товаров и где на улицах городов повсюду торчат биллборды и расклеены объявления, у людей вырабатывается иммунитет по отношению к призывам и просьбам/требованиям/советам что-либо сделать. Но ведь необязательно приравнивать агитацию к отдаче команд: «Пойди туда-то, соверши то-то и будет тебе анархия в награду за это». Можно раздвигать горизонты, открывать новые русла и сокрушать границы. Да вот и этого тоже мало. Проиллюстрирую данное замечание примером, который заодно и дорисует до конца предлагаемые мною пути. Живёт обыватель, ходит на бестолковую работу, на которой скучает, по выходным пьёт с друзьями пиво и смотрит футбол, а будними вечерами глазеет на однотипные комедии, вяло веселясь над плоским юмором. Если просто сказать ему, что можно бороться, наслаждаясь опасностью, пытаться постигать тайны мироздания и воспринимать себя как бунтующую волю во плоти, то обыватель отмахнётся от всех этих пафосных фраз. Подобные методы уничтожения границ ни к чему не приведут, так как границы прочнее и включают в себя вакцину, заключающуюся в том, что обыватель знает, что «был какой-то Пушкин, который всякую поэзию писал, и были какие-то анархисты, которые всё крушили». Если из тюрьмы смотреть на внешний мир, то он из-за решётки будет весь в клеточку и поделен на квадратики так же, как тюрьма поделена на камеры. Необходимо сделать так, чтобы на новые русла обыватель смотрел не изнутри своего каземата, а уже плывя по ним. Например, скачивает он какую-то песню, включает, а оттуда на него неожиданно обрушивается экзистенциальное безумие. И человек испытывает не те чувства, с которыми сталкивался до этого всю свою жизнь, а нечто кардинально иное. После этого полнота свободного бытия станет для него не фантазией из высокопарных книжек, а тем, что он сам ощущал в реальности.

Второй пример, иллюстрирующий то же самое. Ходят анархо-митингасты и орут везде про самоорганизацию и мир без правительств, но никто особо не внемлет их призывам, которые они, кстати, и сами не спешат претворять в жизнь. Новые перспективы показаны, но извне, а поэтому никого они не волнуют. Теперь же представим, что некий анархист решил создать кооператив, куда пригласил своих аполитичных знакомых и просто людей, как-то узнавших про задумку и захотевших принять в ней участие. Объясняя принципы функционирования, анархист рассказал про методики достижения консенсуса, а произведённые вещи все договорились делить примерно поровну и обязанности распределили тоже примерно поровну. Когда консенсус не достигался, меньшинству разрешали воплощать собственные идеи отдельно. А деньги использовались только для закупки некоторых орудий производства и минимального количества материалов, которые самим не получить. Со временем анархист рассказал, что у них децентрализация, равноправие и отсутствие капиталистических общественных отношений. Люди согласились, что это так. И если потом им кто-нибудь скажет, что анархия – это бардак или что она невозможна, то они вспомнят про собственный опыт. Данный пример показателен и в другом отношении. Возможно, кто-то проникнется рассказами о преимуществах безвластия и свободы. Тогда возникнет ситуация, описанная в поговорке: «И рад бы в рай, да дверь-то где?». На молочных реках да киселевых берегах тоже не упадок и разруха, а счастье и процветание, однако существуют они лишь в сказке. В связи с этим, агитация обязана освещать не только вопросы «как хорошо будет при анархии?», но и вопросы «как прийти к анархии?» и «что по силам сделать прямо сейчас?». Это означает, что нужно выпускать пособия (текстовые и видео) по децентрализованным способам производства, распределения и решения насущных проблем. Они – если уж на то пошло, самое главное во всём процессе агитации.

Таким образом, агитацию следует вести так, чтобы сначала внутрь агитируемых проникали аспекты анархистского мировоззрения, а уже потом они бы осознавали, что их новые убеждения называются анархизмом. На самом деле, если разграничить агитацию и пропаганду (т.е. дуболомное навязывание собственных взглядов), то тогда агитация, осуществляемая по только что изложенной схеме, окажется двусторонним процессом, при котором обе стороны могут что-то получить или узнать друг от друга. И это хорошо, потому что уверенность в обладании окончательной истиной всегда чревата ошибками.

Midchaosfire

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Вскоре после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года Путин обозначил цели своей войны – к ним относятся неприсоединение Украины к НАТО, смена правительства, сильное ограничение обороны Украины, захват территории (с международным признанием) и снятие западных санкций. Послушать на Spotify...

2 месяца назад
6
Антти Раутиайнен

11 июня — Международный день солидарности с Мариусом Мэйсоном и всеми заключенными-анархистами, отбывающими длительный срок. Этот день имеет давнюю историю, впервые он был организован 20 лет назад, в 2004 году. В первый же год нам удалось нарисовать граффити на стене одного из самых охраняемых...

2 месяца назад