Во время просмотра фильма мне казалось, будто автор ставит перед собой цель снять фильм про "среднестатистического" американца, в жизни которого случился необычный для его обывательской жизни перелом. Уолтер - центральная фигура фильма, профессор экономики, имеет все то, что следует иметь – работу, дом (Даже два! Один в Коннектикуте – где он работает преподавателем в университете, а другой в Нью-Йорке, где он жил раньше, когда еще жива была его жена, талантливая пианистка).
А еще Уолтер имеет уйму свободного времени. Внимание специально обостряется на этом, и невольно начинаешь сравнивать привольную жизнь Уолтера с жизнью, вынужденных работать, для удовлетворения своих потребностей, нелегалов. Будто автор хотел показать этим, что человеку (из среднего класса) не нужно ничего делать, только помалкивать и ни во что "такое" не встревать, и тогда у него будет все, что нужно для безопасной и комфортной жизни. Возможно такой вывод посетил мой мозг после неоднократных намеков и упоминаний в фильме о событиях 11 сентября 2001 года и "святой инквизиции " (борьба с терроризмом) в США.
Зачастую, человек, который живет в капиталистическом обществе и не имеет потребности заботится о завтрашнем дне, часто склонен считать себя свободным и счастливым, а приступы хандры откапывать вместе со своим психоаналитиком в недрах своего сознания. Но, увы, ребята – не там копаете! Весь мир у ваших ног… И Уолтер наверняка обратился бы в скором будущем к психоаналитику, он был уже близок к этому, когда замарочился по поводу уроков игры на пианино в память о покойной жене, но, неожиданная командировка в Нью-Йорк и… Ладно, ладно, не буду больше ходить вокруг да около и приоткрою занавес, но только чуть-чуть…
Профессиональная деятельность Уолтера, гражданин свободной капиталистической страны, сводится к изучению процессов глобализации в так называемых странах «третьего мира», но искренне он не интересуется самим «третьим миром», вряд ли это его страсть, просто работа. Однажды он едет на конференцию в Нью-Йорк, к счастью у него есть, где там остановится (собственная многокомнатная хорошо обставленная квартира).
Однако, как он удивился, когда в день своего приезда, застал у себя в ванной «абсолютно черную» девушку (цитата из фильма – так охарактеризовала девушку мать ее избранника, когда впервые увидела ее)! Видимо и наш Уолтер также увидел в ванной «черную», а не человека. Но далее с ним случилась еще более неожиданная ситуация, из темноты мелькнула рука араба и незнакомец схватил этой самой рукой его за шею. Немного возни, смесь ревности молодого араба с недоумением хозяина квартиры… и «нелегалы» понимают, что Иван, который сдал им квартиру, попросту надул их. Два месяца они прожили в квартире этого интеллигентного американского профессора. Что же, пора убираться отсюда и спасибо, что он не позвонил в полицию и денег не взял. Уолтер молча сидел на СВОЕМ диване и ждал пока они соберут все свои вещи и исчезнут из ЕГО жизни.
Сердце Уолтера йокнуло лишь тогда, когда он нашел в квартире семейное фото этих непрошеных квартирантов и видимо догадался, что они тоже люди! Видимо наш Уолтер не такой уже заблудший и ему повезло остаться человеком в этих бетонных джунглях «свободного мира». Он глянул в окно, увидав, что нелегальная чета еще под подъездом, догнал их и позволил погостить у себя, пока они не найдут какую-то другую квартиру.
Девушку звать Зайнаб. Зайнаб приехала из Сенегала и уже испробовала вкус тюрьмы для нелегалов, из которой ей повезло выйти, и она больше не хочет туда попадать, она умудрена опытом. Чего нельзя сказать об очень любимом ею Тареке, парне из Сирии, хорошем, веселом, однако легкомысленном человека и талантливого музыканта. Терак играет на африканском барабане. Подрабатывает игрой в кафе. Зайнаб плетет экзотические украшения из разноцветных нитей и продает их на рынке.
Они прожили у Уолтера несколько дней. Держались весьма почтительно и благодарно, до тех пор, пока Уолтер не обнаружил свою страсть к барабану Тарека. Я уже упоминала выше, что жена Уолтера была хорошей пианисткой, но у него самого не получалось приручить этот инструмент, а тут барабаны, ритм. Уолтер начинает страстно учится играть и делает видимые успехи. Тарек доволен своим учеником. Вот как сюжет развернулся! - Профессор стал учеником. Но самое главное – он стал счастлив. Он обрел друзей. Но не надолго…
Однажды возвращаясь домой с удачной репетиции на барабанах Тарека арестовали, потому что он нелегал, Тарек, вопреки опасением Зайнаб вел себя очень привольно и забыл, что США свободная страна, но только не для арабов, а уж тем более после того, что случилось в 2001 года. Каждый араб – потенциальный террорист и не нужно притворятся музыкантом.
Тут события начинают накручиваться, но я не стану описывать все, жанр рецензии меня к этому не обязывает. Важнее другое – этот фильм описывает безысходность жизни нелегалов, их тяготы, но также их надежду, любовь, страсти, все то, что присуще каждому из нас. Но то, что с легкостью может отобрать государство, если посчитает вас неугодным, будь ты нелегал или бунтарь. Государство отберет у вас свободу и даже не сообщит вашим близким людям, что с вами и где вы. Так случилось в конце концов и с Тареком, которого депортировали, не взирая на то ,что Уолтер нанял для него адвоката.
На одном из форумов я прочла, что фильм не настолько крут, как бы хотелось тому, кто это утверждает. Хочу заметить от себя – что фильм этот правдивый. И я знаю это не понаслышке, так как уже несколько лет плотно общаюсь с узбекскими нелегалами. И я много раз слышала от них жуткие истории о случаях депортации и преследованиях со стороны органов. И я знаю, что это вполне реальная ситуация, когда к тебе могут прийти, а потом увезут туда, где для тебя все может быть кончено раз и навсегда – в тюрьму, на родину. Ведь если вы внимательно будете смотреть фильм, то от вас не укроется тот факт, что Тарек и его мать – политические беженцы, его отец неугодный сирийский журналист, скончавшийся после отсидки. И если вы все же не упустили этой детали, то не посчитаете слова Уолтера (о том, что ведь она больше никогда не вернется) сентиментальными.
И вот снова человек остается один среди пустынных бетонных джунглей самой свободной страны. Где людей сметают с улицы, словно мусор с асфальта – вот ты их видел, чувствовал, а в другую минуту их уже нет и что еще хуже, больше не будет. И только бой барабана не дает сойти с ума…
И самое главное - скачать фильм можно здесь:
http://gnwp.ru/films/8796-posetitel-the-visitor-2007.html
Robin A bobiN