Современная журналистика возникла с развитием торговли. Информация перетекала из города в город, прокладывая дорогу луидорам и гасетам - венецианским монетам, от которых и пошло название самого известного печатного издания. Газеты и журналы основывали те, у кого были на это средства. Они и же и задавали тон своим изданиям. Интернет сегодня позволил каждому попробовать себя в роли СМИ. Нынче потоком новостей управляют не составители сетки вещания, не редколлегия, а читатели посредством rss-reader`ов. Создать свой сайт можно с помощью Google и Wordpress. Социальную сеть «Вконтакте» заполонили всевозможные «подписки».
В эпоху капитализма зарабатывать можно на всем, поэтому неудивительно, что Руперт Мердок поспешил ввести платную подписку на газеты «The Times» и «The Wall Street Jornal», так же поступила и «New York Times». Примеру западных коллег последовала наша газета «Ведомости», телеканал «Вести» запустил сайт «Мобильный репортёр», на странице газеты «Мой район» открылся раздел «Я - репортер». Самым успешным проектом, нацеленным на извлечение прибыли от пользовательского контента можно назвать «Ридус» - новостной сайт, направленный на развитие гражданской журналистики, как утверждают его создатели.
Те, кого причисляют к интеллектуальной элите нашего общества, в массе своей исповедуют либеральные ценности. Им не по нраву все ещё ощутимое вмешательство государства в экономику и жизнь граждан. Располагая финансовыми ресурсами, такие люди развивают и поддерживают проекты, связанные с гражданской журналистикой: ведь та, как правило, критикуют нынешнюю власть, демонстрируя сидящей у мониторов аудитории то, что не покажут по телевизору. Ответным ходом власти можно считать возникновение сайтов типа «Мобильного репортера». Один из способов усмирить протест — взять его под контроль.
Налицо борьба бизнеса и государства. В таком случае, что такое гражданская журналистика? Свободное перемещение информации и возможность выбора между новостями или эффективное оружие в борьбе с бюрократией? Думается, второе. Время, когда новости перестанут цензурироваться так или иначе, а читатель сможет выбирать среди них то, что ему интересно, возможно в другой экономической формации, где не будет ни государства, ни товарно-денежных отношений.
Предпринимателей можно понять. Они думают, что вкалывают, как рабы на галерах (хотя настоящей работой заняты их подчиненные), и им досадно, что с помощью тех или иных рычагов влияния, те или иные чиновники могут отобрать их бизнес, как случилось с Михаилом Ходорковским. Гражданскую журналистику можно назвать информационной войной нынешнего времени. Самые грамотные дельцы понимают, что с государством лучше заключать контракты, тогда оно поделится с тобой властью. На баррикадах остается мелкий бизнес и иже с ними. Что остается потребителям медиа-продукта? Они могут выпустить пар, выложив видео о том, как чиновник или нелюбимый режиссёр нарушает ПДД, сфотографировать и рассказать, как разваливаются дома, потому что государство недобросовестно выполняет свои обязанности. Народ поддержит Алексея Навального, Бориса Немцова, а может и Эдуарда Лимонова, кого угодно. Лишь бы не «Единую Россию», добавят некоторые. Как только власть сменится, появится новая оппозиция, и история продолжит движение по спирали.
Капитализм не может уничтожить государство. Научная критика рыночных отношений пасует перед внушениями о патриотизме, о врагах, «которые грозятся уничтожить нашу Родину» и прочих бреднях, что обозляют людей друг против друга, а не против тех, кто живет за их счет. Государство не может уничтожить капитализм, будучи плоть от плоти его, опыт СССР и Северной Кореи показал нам, как социалистическое правительство становится единственным собственником и хозяином над людьми.
Таким образом, будущее гражданской журналистики на одном фронте — создавать иллюзию демократии, на другом — стать служанкой некого стартапа, предтечей века свободного информационного общества.
Добавить комментарий