Критика справедливости как предтечи государственности

Ahoj, братья! Моя речь будет поднимать вопросы нравственности, такие важные для анархической культуры. Сегодня мне бы хотелось вспомнить, что анархизм - это, в самой грубой форме, крыло социализма, идеи социальной справедливости. Я вынужден утверждать, склоняясь перед множественными фактами, приведёнными мною ниже, что справедливость - это зло, порождённое долгим агосударствованием общества. А, значит, анархисты должны выступать и распространять противоположную справедливости (и несправедливости, как части первого понятия) анти-справедливость.

Что такое справедливость? Это мера воздаяния за поступок человека. Когда рабочий, отработав долгий день на предприятии, получает хлеб - это справедливо. Когда преступник находит наказание перед обществом - это справедливо. Если вы согласны со мной в том, что все эти поступки справедливы, то я попрошу заметить моего слушателя: каждый участник приведённых ситуаций корыстен.

Если рабочий считает свою работу лишь платой за хлеб пекаря, то этот рабочий неизбежно скатится к системе, отупляющей его сознание. Он будет понимать, что труд - это не прекрасная и поучающая часть человеческой жизни, а условие сложной борьбы за существование. В таком случае, если пекарь заболеет, то хлеб рабочий не получит. Что он сделает тогда? Следуя предыдущей логике, он справедливо не будет работать. И тогда все общество, нуждавшееся в его труде, будет остановлено из-за того, что он не получил свой хлеб! Это ли тот строй, что хотят принести анархисты?

Перейдём дальше к примеру с преступником. Представим, что его проступок был в насильственном убийства маленького мальчика. Тогда общество, выносящие ему приговор, должно, по справедливости, лишить его жизни. Верно? Цена, равносильная жизни мальчика. Или если такое общество гуманно, то оно отнимет у него жизнь, заперев его в бетонную коробку. Тогда вес чаш Фемиды будет равновелик. Но если этот преступник был рабочим? Тогда опять всё приходит к тому, что предприятия встанут и труд будет потерян. Этой ли цели мы добиваемся, прося установления полной социальной справедливости?

Систему, представленную мной, можно назвать системой «кнута и пряника». Ведь тут работает поощрение блага - труда, и наказание вреда - преступления. Вспомните, как обращались с вами ваши родители. Если вы баловались или громко кричали, то вас наказывали, пусть будет ремнём, чтобы быть ближе к понятию «кнута». Если вы сидели тихо и не проявляли активности, то вас поощряли, например, и что удачно, пряником. Тогда ребёнок, то есть вы, начнёте запоминать, что быть пассивным и не совершенствовать свои навыки - это правильно, а кричать, баловаться (ведь что такое баловство, как не попытка придумать что-то новое через неосознаваемое) - это неправильно.

Такая система действует и в сфере образования. Если ребёнок прилежен и идет строго по программе, то он получит «пять». Напротив, если ребёнок выбивается из установленной программы, пытается вместо неинтересного или ненужного ему сейчас найти требуемое, то он будет слыть двоечником и неумехой.

Таким образом, система «кнута и пряника» поощряет тех, кто ей приятен, кто приятен обществу. Справедливость также является основным стержнем любого государства. Подумайте, зачем только существуют суды, законы и власть, как не для установления одной, единичной и неоспоримой правды? Ещё древние греки в своих трудах по политике, я говорю о Платоне, пытались установить, как добиться справедливости для того, чтобы понять, как основать лучший полис.

Несправедливость – общепринятая противоположность справедливости, на деле же такая же часть её. Ведь что для одного человека правда, для другого ложь. «Нет Истины, есть истины». Принуждая человека к догматизму, мы приходим к тирании.

Итак, справедливость — это взыскивающая сила. Кто ищет справедливости, тот в корне своём корыстный и честолюбивый человек.

Что же тогда противоположно ей? Я называю это анти-справедливостью, или, по-простому - смирение. Если мы простим пекарю булку хлеба и пойдём работать, то завтра с большей вероятностью мы увидим две булки. Если мы простим преступника и больше будем думать о детях, то на завтра в мире не останется преступных судей. В устранении поисков справедливости находится решение вопроса о надобности государства.

Общество без истин и есть анархия. И мы должны признать, что мы - дети, которые ещё не скоро найдут правильный ответ. Ahoj, братья! Не вершите справедливость и будьте беспритязательны!

пн, 19 июн 2023

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23