Анархистская символика

Прошлое и настоящее либертарного движения заключается не только в его идеях, действиях, формах организации, но и в либертарной культуре, в стиле жизни и самовыражении. Ни одно социально-политическое движение, ни одна организация, чем бы она ни занималась, не может обойтись без символов, эмблем, значков, которые являются их неотъемлемой атрибутикой. Либертарному движению необходимо знать свою символику и эмблематику. Данная статья стремится восполнить пробел в этой области.

 

ЗНАМЯ

Если спросить сегодня любого анархиста, какого цвета знамя анархизма, он, не колеблясь, ответит: черного или красно-черного. Но принятие этих цветов было долгим и противоречивым. Черное знамя впервые подняли в марте 1831 г. взбунтовавшиеся землекопы в Реймсе (Франция), написав на нем: «Труд или смерть!». Позднее в Лионе группа землекопов была за то же самое отправлена на гильотину. А 21 ноября 1831 г. в Лионе войска расстреляли манифестацию уволенных ткачей. В ответ вспыхнуло восстание. Мгновенно были сооружены баррикады, и над ними взвилось черное знамя с девизом: «Жить, работая, или умереть, сражаясь!». Это было первое в истории массовое восстание рабочего класса. Во всех этих случаях черное знамя служило символом отчаяния и нищеты рабочих, готовых скорее умереть в борьбе за свои права, чем терпеть несправедливость. Кроме того, черный цвет стал связываться с антимонархической борьбой – ведь традиционным цветом монархии считался белый.
Во время республиканского восстания в Париже 5-6 июня 1832 г. повстанцы подняли уже красное знамя. С тех пор эти два цвета – красный и черный – считаются основными цветами анархического и вообще революционного движения по всему миру. В 1848 г. на баррикадах Парижа развевались оба знамени.
В 19 веке и первой трети 20 века анархисты еще не решили, какое из этих двух знамен считать своим. Это было время, когда марксизм и социал-демократия еще не могли предъявлять исключительные права на красный флаг. Во многих странах он ассоциировался именно с анархистским движением. В 1871 г. французские анархисты сражались за Парижскую Коммуну под красным знаменем. Красным был цвет флагов большинства бакунистских федераций Международной ассоциации трудящихся (1 Интернационала), в том числе, известной Юрской Федерации (Швейцария). В марте 1877 г. члены этой федерации вышли на улицы Берна с красными знаменами, чтобы отметить годовщину Парижской Коммуны. Полиция напала на демонстрантов и стала вырывать знамена; завязался рукопашный бой, и несколько флагов удалось отстоять. Тогда анархист Поль Бруссе написал известную в европейском рабочем движении песню – «Красное знамя», на мотив швейцарской военной песни «La libre Sarine». Под красным флагом чикагские анархисты в 1886 г. начали движение за 8-часовой рабочий день.

Наряду с красными и черными знаменами, в 1871-1872 гг. в Италии появляется и красно-черное знамя, но расположение цветов отличалось от современного диагонального. Поле у этого флага было черным, но со всех сторон его окаймляла узкая красная полоса. По мнению историка анархизма Макса Неттлау, знамя было принято в противовес красному, которое марксисты стремились превратить в партийное. В начале 1870-х гг. красно-черное знамя появилось у мексиканских анархистов; там оно стало официальным символом нарождавшегося рабочего движения. За пределами Мексики оно тогда не распространилось. В годы Мексиканской революции (1910-1917 гг.) красное знамя с черной полосой служило эмблемой анархо-синдикалистского «Дома рабочих мира» (1912-1916 гг.), а после революции красно-черные флаги подняли как проправительственная «Региональная конфедерация рабочих», так и анархо-синдикалистская Всеобщая конфедерация трудящихся (1921-1931 гг.). По-видимому, именно из Мексики заимствовал красно-черное знамя никарагуанский революционер А. Сандино, у которого его переняли, в свою очередь, многие партизанские группировки в Америке и Африке. Но эти движения уже не имели ничего общего с анархизмом.
Интересно, что другое направление мексиканской революции – аграрное во главе с Э. Сапатой – сражалось под национальным трехцветным флагом, что отражало освободительные традиции и представления крестьянства.
Распространение черного знамени в анархистском движении происходит в 1880-е гг. во Франции. Отправной точкой можно считать международный социально-революционный конгресс в Лондоне (14-20 июля 1881 г.), когда формально было провозглашено воссоздание Международного товарищества рабочих ("Черного Интернационала"). В тот период из-за антиорганизационных настроений тогдашних анархо-коммунистов Интернационал распался.
В последующие годы часть анархистов по ряду причин предпочитала именно черное, а не красное знамя. После жесточайшего подавления Парижской Коммуны (было убито до 30 тысяч коммунаров) в Европе воцарилась реакция; в большинстве стран были запрещены секции Интернационала и красное знамя. Реакция сопровождалась усилением эксплуатации трудящихся, распространением голода, нищеты, безработицы, болезней. Для загнанных в подполье анархистского и рабочего движения Франции черное знамя стало символом, который лучше всего выражал настроения рабочего класса: нам нечего терять, кроме наших цепей. Это было антипартийное знамя, выражавшее смесь отчаяния и борьбы, полное отрицание власти и бескомпромиссность рабочего класса. «Это эмблема безработных», – говорила известная анархистка, участница Парижской Коммуны Луиза Мишель.
Вопрос о цвете знамени приобрел и некоторый организационный подтекст. Черный флаг приняла часть пропагандистских и боевых групп анархистов, которые работали как внутри, так и вне структур рабочего движения. Некоторые из них прибегали к тактике отчаяния – «пропаганде действием» (покушениям, бросанию бомб и т.д.) – вроде полумифической группы «Черная рука» в Испании. Повсеместного распространения черное знамя в конце 19 – начале 20 вв. не получило. Вероятнее всего, оно стало частью мировой атрибутики анархизма после окончательного размежевания между социал-демократией и анархизмом на международном социалистическом конгрессе в Лондоне в 1896 т. Черное знамя пользовалось популярностью во Франции, в России, Польше, Германии, Италии и ряде других стран. В Северной Америке до конца 19 века было распространено красное знамя; черное стало употребляться только в начале 20 в. – с прибытием иммигрантов из Европы.
Анархистское красное знамя сохраняло популярность в романских странах Европы, в Латинской Америке, в Скандинавии, на Дальнем Востоке... Абсолютно все анархо-синдикалистские и революционно-синдикалистские профсоюзы мира, а также часть анархистских групп («Фридом» и Социалистическая лига в Британии, младосоциалистические клубы в Швеции, Норвегии, Дании и др.) предпочитали красные флаги.
Изменения произошли постепенно после российской революции 1917 г. По мере укрепления позиций «СССР» в мире красное знамя все чаще стало связываться с большевизмом и «Советской» Россией. Ему все чаще противопоставлялось черное. В 1922 г. французом Луи Лореалем был написан анархистский гимн – «Песня черного знамени». Но до начала 1930-х гг. красное знамя (наряду с черным) все еще оставалось символом анархистского движения. Повстанческая армия Махно на Украине сражалась под обоими флагами. В 1922-1931 гг. на эмблеме Международной ассоциации трудящихся (М.А.Т.) знамя с девизом «Освобождение трудящихся есть дело самих трудящихся» было еще красным. Многие местные анархо-синдикалистские организации имели свои собственные флаги. Так, в Германии у некоторых групп Свободного рабочего союза и Синдикалистско-анархистской молодежи были черные знамена с пятиконечной красной звездой в центре, у локальной федерации Центральной организации шведских рабочих в Гетеборге – черное знамя с красной диагональной полосой слева направо снизу вверх.
Современное диагональное красно-черное знамя появилось только в начале 1930-х гг. в Испании и во Франции. В Испании спор о флаге шел с 1919 г. и имел теоретическую подоплеку о роли профсоюзной работы. В центре дискуссии оказались две анархистские группы из Барселоны – «Красное знамя» и «Черное знамя». Первая из них издавала одноименный журнал и в 1919 г. стала инициатором создания Иберийской анархистской коммунистической федерации, имевшей также секции во Франции. Эта группа подчеркивала важность профсоюзной организации. Вторая группа держалась в стороне от профсоюзной борьбы и занималась радикальной пропагандой. Противоречия между ними сохранялись до 1930 г. С падением монархии в Испании для анархо-синдикалистской работы открылись новые перспективы; прежний спор устарел.
В понедельник, 27 апреля 1931 г. в помещении профсоюза строителей в Барселоне собрались представители Национальной конфедерации труда (СНТ) и Иберийской анархистской федерации (ФАЙ), чтобы обсудить подготовку к первомайской демонстрации и, в частности, решить, под каким же знаменем выступать. Представитель группы «Черное знамя» Гарсия Оливер предложил объединить черное («анархистское») и красное («синдикалистское») знамена в одно. Так и было решено. 1 мая 1931 г. – спустя сто лет после поднятия черного знамени – сто тысяч анархо-синдикалистов вышли на улицы Барселоны под красно-черным флагом; на площади Каталонии «гражданская гвардия» напала на рабочих, и между ними произошла перестрелка. После зажигательной речи Дуррути на помощь рабочим пришли солдаты...
Под влиянием испанской революции красно-черное знамя к середине 1930-х гг. распространилось во всех странах, где имелись анархисты, и заменил собой прежнее, красное знамя анархо-синдикалистов. В 1936 г. в Каталонии одно из соединений анархо-синдикалистской милиции называлось «Красно-черная колонна». В феврале 1937 г. Давид Лушнат из немецкой центурии им. Эриха Мюзама, сражавшейся в составе интернациональной группы «Колонны Дуррути», написал марш «Черно-красное – это наше знамя». Тогда же немецкие анархо-синдикалисты в Испании опубликовали «Черно-красную книгу», разоблачавшую преступления Гитлера.
Даже Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), традиционно выступавшая под красными знаменами, приняла новый флаг. Анархо-синдикалисты сохранили черное знамя только на Дальнем Востоке, где это было связано с собственными традициями. Красный флаг сохранили синдикалисты из «Индустриальных рабочих мира» (ИРМ), которые с 1970-1980-х гг. стали помещать на него эмблему черной кошки – синдикалистского символа нелегальной стачки. Некоторые группы ИРМ имели и черные знамена, поскольку официального флага в ИРМ нет.
Уже до второй мировой войны эмблема М.А.Т. также претерпела изменения: знамя стало красно-черным, с него исчез девиз, из эмблемы были удалены лишние детали, а изображение рабочего приобрело более четкие стилизованные очертания.
Классическое ныне красно-черное знамя представляет собой полотнище, разделенное по диагонали на две половины. Чаще всего, верхняя половина красная, нижняя черная; иногда встречается и обратное расположение полос. Активный, энергичный, агрессивный красный цвет символизирует решимость анархо-синдикалистов бороться за социальную революцию. Черный цвет – символ свободы, отрицания всего, что ограничивает ее или мешает ее осуществлению через осуществление идеалов анархизма.
Несиндикалистские анархисты продолжали поднимать по преимуществу черные флаги. С появлением в 1964 г. эмблемы в виде буквы «А» в круге, она стала помещаться и на черных знаменах анархистов. Ее изображают либо в верхнем углу у древка, либо в центре полотнища. Эмблема обычно красного или белого цвета.
В 1970-90-х гг. в разных странах мира появились анархистские группы, которые не придерживаются анархо-синдикалистской ориентации, но, тем не менее, используют красно-черное знамя. Это свидетельствует о том, что мало-помалу разница между анархистским черным и анархо-синдикалистским красно-черным флагами стирается.

 

ЧЁРНАЯ КОШКА

Символ чёрной взъерошенной кошки появился в США в конце 19 – начале 20 века, когда в стране были запрещены забастовки и революционные профсоюзы. На американском жаргоне Wildcat Strike означало «дикую» (запрещенную властями) забастовку, которая зачастую сопровождалась акциями саботажа против капиталистической промышленности. Том Скрайбнер, активист Индустриальных рабочих мира с Запада, рассказывал: «В ИРМ была группа, которую мы окрестили «саботажные кошки» и «чёрные кошки» (...). Они верили в разрушение машин. Мы ссорились с ними и говорили: «Вы, ребята, сумасшедшие. Вы подрываете и разрушаете материал, который нам придется восстанавливать, когда мы всё возьмём в свои руки. Мы хотим организовать рабочего и взять средства производства в свои руки, а не уничтожить их». Таким образом, символ чёрной кошки, активно используемый «Уоббли» (членами ИРМ), стал ассоциироваться в американском рабочем движении с забастовкой и саботажем. Впоследствии образ черной кошки был взят на вооружение прочими анархо-синдикалистскими профсоюзами: СНТ Испании и Франции, УСИ Италии, ФАУ Германии и др. Кроме того, в 1975 г. родился комикс Дональда Роума «Wildcat», продолжающий выходить до сих пор.

СИМВОЛЫ АВТОНОМНОГО ДВИЖЕНИЯ

Красный и черный цвета служат символами и нового левого «автономного движения», появившегося в Европе в 1970-е гг. Его участники считают себя стихийными анархистами. Среди них распространены красное знамя с черной звездой, черное знамя с черепом и костями и красное либо черное знамена с эмблемой движения за захват пустующих домов («сквоттеров») – молнией в круге. Происхождение этого последнего значка не установлено; предполагают, что он появился в 1970-е гг. в Нидерландах, в разгар сквоттерского движения. Для революционеров молния была знаком борьбы света с тьмой, революционной бури. В революционной символике она обычно изображалась в ее естественном виде, бьющая сверху вниз. «Автономисты» перевернули ее: теперь это удар низов, бунтующих масс, по власть предержащим. «Автономистское» изображение молнии представляет собой стилизацию разряда в виде зигзагообразной, стреловидной линии, напоминающей букву «Н», заключенную в круг. Возможно, сочетание «N» в виде молнии с кругом обозначает также «NO» – «Нет выселению из захваченных домов!».

К. Лиманов

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости