13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера сошел с рельс поезд №166 "Невский экспресс" сообщением Москва-Петербург. В результате аварии пострадали 60 пассажиров, более 30 были госпитализированы в ближайшие больницы. По факту крушения было возбуждено уголовное дело по статье «терроризм». Основной версией генпрокуратура выбрала "чеченский след".
16 августа в Малой Вишере Новгородской области по подозрению в причастности к подрыву поезда были задержаны участники «Питерской лиги анархистов» Андрей Калёнов и Денис Зеленюк. 18 августа суд Маловишерского района по ходатайству генпрокуратуры санкционировал их арест на срок до 30 суток вплоть до предъявления обвинения.
А.Калёнов и Д.Зеленюк никак не были причастны к подрыву поезда. Анархические убеждения, не предполагают насилия в отношении невинных людей. 13 августа они находились в Петербурге и это могли подтвердить свидетели. В районе Малой Вишеры они оказались потому, что направлялись на электричках на съезд «Ассоциации движений анархистов» в Ярославль. Поводом для задержания послужила «террористическая внешность» Андрея Калёнова: борода, камуфляж и «арафатка». После установления личностей следствие выяснило, что они принадлежат к анархической организации, занимаются антивоенной, антирасистской деятельностью. Это послужило поводом для ареста. Следствие попыталось связать анархистов с «чеченскими» террористами, считая что, задержанный в Чудово уроженец Чечни Хасан Дидигов, входил в одну террористическую группу с активистами.
Андрей Калёнов считает, что дело «Невского экспресса» в значительной степени было предлогом для ареста и то, что их удерживали почти целый месяц – отчасти результат того, что они считаются политически неблагонадёжными. Большинство вопросов следователей были наводящими, они угрожали физическим давлением в случае отказа от явки с повинной. Уже на третий день ни у кого из следственной группы не оставалось иллюзий по поводу того, что А.Каленов и Д.Зеленюк каким-либо образом причастны к этому делу. А дальше задержание, видимо, было продиктовано какими-то другими мотивами. После этого с ними ещё встречались несколько раз, но уже ни одного вопроса по поводу железной дороги им не задавалось. Позднее было несколько «бесед» по поводу политической деятельности, товарищей арестованных.
Во время обыска на квартире А.Калёнова, сопровождавшегося выламыванием дверей, ментами были украдены некоторые вещи. Также ментами после задержания был присвоен кошелек Андрея с тысячей рублей.
В течение первых девяти дней с момента задержания А. Калёнов держал сухую голодовку, считая арест безосновательным и требуя освобождения, и прекратил ее после ухудшения состояния здоровья и появления адвоката.
Протестуя против ареста товарищей, анархисты провели множество уличных акций в Петербурге и Москве, а также в Казани и Киеве. В частности, 3 сентября одна из активисток в знак протеста приковала себя к воротам ограды генеральной прокуратуры. Серьезную поддержку анархистам оказали правозащитники и участники движения против войны в Чечне.
13 сентября, на 29-й день ареста, А.Калёнов и Д.Зеленюк были освобождены из СИЗО под подписку о невыезде. 19 сентября подписка была снята, уголовное преследование в их отношении прекращено.
Можно предположить, что именно активная протестная кампания анархистов, стойкое поведение Андрея и Дениса на допросах и работа адвокатов оказали значительное влияние на освобождение ребят. В противном случае, на А.Калёнова и Д.Зеленюка могли бы действительно повесить это громкое дело, с успехом повысить таким образом процент раскрываемости и заслужить благосклонность начальстсва. А виновные наказаны или нет, «правоохранительной» машине зачастую не важно.
Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...