Cиндром пятницы

"Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет" (О. Уайльд )

Наверное, мало кто задумывался над тем, почему один из героев романа Д. Дефо "Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза, описанные им самим" носит имя Пятница. Для 17 века фетиш данного дня конечно же не имел такого значения, какое он имеет сейчас, но все же сравнение с дикарем, которого пытаются обучить и сделать своим рабом, представляется довольно уместным.

Общество потребления сегодня навязывает человеку определенную модель поведения, которое в рамках капитализма имеет упрощенную и уточненную форму в виде лозунга: "потребляй, работой, сдохни". Обывателю же это представляется в виде полноценной пятидневной рабочей недели с 9 до 18. И среднестатистического человека это положение вроде как вполне устраивает. Как говорил сам Дефо: "Человек - создание по меньше мере недальновидное, особенно когда берется утверждать, что он счастлив, или полагает, что может жить своим умом".  Многочисленные революции выбили у капиталистов 8-ми часовой рабочий день. Еще в начале прошлого века рабочий день вполне мог достигать 11-14.5 часов и это считалось нормой. Но совершенно непонятно, почему освобождение человека не пошло дальше. Казалось бы, стремительное развитие науки и техники вполне позволяло разгрузить рабочий день. Эффективность труда возросла бы многократно, если бы применялось его разнообразие и индивидуализация под каждого трудящегося, в зависимости от его интересов и творческих возможностей. Но этого не произошло, потому что состоялась реставрация капитализма в его самых грубых формах. Марксисты были абсолютно правы, говоря, что эффективность социалистического производства выше, чем эффективность капиталистического. Эта эффективность в странах с государственным социализмом не в малой степени обеспечивалась феноменом гештальта рабочего ("целого больше, чем сумма его частей"), получившего свое теоретическое обоснование в работе Эрнста Юнгера "Рабочий. Господство и гештальт". Работа в социалистических государствах переставала восприниматься инструментом к получению прибыли, а становилась смыслом жизни. Осознанная, (но все-таки не до конца, поскольку инициатива исходила не от самих творческих масс, а от государства) мобилизация на конкретное производство давала фантастические успехи. Но в своей правоте в плане производительности многим социалистам, к сожалению, не удалось избежать серьезной ошибки - фетишизации труда.

Капитализм в целом не рассматривает человека как личность. Капитализм рассматривает человека через его функцию, направленную на получение прибыли капиталистом-нанимателем. В свою очередь "экономика капитализма", а можно сказать и идеология капитализма, переносится и на отношения между людьми опять-таки через функции к удовлетворению потребностей. Но эта модель не вполне эффективна на обоих уровнях. Человек это не машина и не пристройка к ней. Об этом два века назад напоминали капиталистам луддиты, разрушающие ненавистные машины, обрекающие их  на нищету и безработицу.

Человек это индивидуум, которому изначально присуще чувство справедливости, которое только в процессе воспитания и многочисленных несоответствий получаемого в детстве  с действительностью начинает искажаться.  Справедливость можно понимать предвзято, однобоко, но очевидно, что ее хотят все хотя бы в отношении  себя самого.  Бесконечные штуки в ожидании рабочими гражданами пятницы лично на меня наводят ужас. Как говорил Ницше: "Человек, не имеющий 2/3 времени на себя, должен именоваться рабом". И хоть, по словам самого Ницше, "философия это удел праздных людей", пятничный сигнал может свидетельствовать только о том, что миллионы людей глубоко несчастны. Они не вполне являются хозяевами своего времени, своей жизни. Анархисты с 19 в. выступают за постепенное сокращение рабочего времени до 6-5-4 часов, упирая на творчество в труде. Остальные 3-4 часа они выделяют на творческое развитие, переквалификацию и т.д.  Очевидно, что этимология самого слова "работа" восходит к слову "раб". А раб это существо подчиненное воли господина. Хороший раб для господина не должен понимать своего рабства. Собственно, с целью попытки объяснения положения большинства наемных работников, смеющихся над ужасными шутками про пятницу, и писалась данная заметка. В свою очередь я бы порекомендовал не вполне осознанному понятию работа  эво/революционировать в осознанный труд над производством чего-то конкретного, приносящего пользу обществу. Только осознанный труд может достичь максимальной степени эффективности. Только осознанный труд может позволить человеку ощутить подлинное счастье от труда.

Заметку подготовил propheto

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости