На собрании любой левой организации можно убедиться, что девушек в несистемной политике чрезвычайно мало. Те же, что есть, зачастую не принимают активного участия в происходящем: лучшие качества, которые проявляют активистки - это бесконфликтность и исполнительность, но никак не самостоятельность, инициативность и уж тем более речь не идет о лидерских качествах. Почему? - с этого вопроса и началась эта статья, а материалом для неё послужил личный опыт автора, а также рассказы и публикации девушек из разных политических организаций.
Женщина отрабатывает одну смену на работе, а потом вторую - дома у плиты и с детьми. Не удивительно, что в условиях двойной эксплуатации у неё не остаётся ни времени, ни сил для участия в политической работе. Но есть и другая, не менее важная причина: даже в левые организации проникает патриархальная мораль. Женщина, воспитанная в патриархальном духе, главными своими достоинствами мнит покорность, кротость и трогательную беспомощность. Она зависит от мнения окружающих, и не готова отстаивать собственное мнение. Мужчины же оказываются неспособы избавиться от сексистских предрассудков и воспринимать девушку как полноценного политического активиста. Исходя из элементарного математического подсчёта (женщины составляют большую часть населения) активисты теоретически понимают, что привлекать их к работе необходимо. Но при этом отводят девушкам в организации особое место.
Роль активистки в организации (как и работницы на рынке труда) чаще всего сводится к самой "низкоквалифицированной" работе: казначей, распространительница газет, бытовое обслуживание собраний - любое занятие, не требующие высокого политического уровня и особых навыков. Активистка годами может отмалчиваться на собраниях, но добросовестно выполнять свою рутинную работу. Сама она в такой роли чувствует себя спокойно- так она наилучшим образом защищена от жёсткой критики и освобождена от политической ответственности. За бытовое обслуживание (приготовить еду и чай, прибраться после собрания) девушка чаще всего берётся автоматически, как будто кто-то вменил ей это в обязанность. Она чувствует себя при этом на своём месте, ведь именно к такой работе её и готовили с самого детства. Но и активистов такая ситуация полностью устраивает: работа исполнительной и непритязательной активистки снимает с них массу повседневных обязанностей.
Один активист очень много времени уделял работе организации, а его жена (поо совместительству товарищница) в это время обеспечивала быт. Он это объяснял так: "Сейчас надо срочно сделать политическую работу, а я с этим справлюсь быстрее и лучше. А жена поспособствует выполнению работы тем, что в это время приготовит ужин". Но рано или поздно активистки теряют всякий интерес к организации, работа в которой сводится для них к рутине, и неизбежно уходят из движения.
Если же девушка решается поучаствовать в полемике, то ей бывает трудно отстаивать свою точку зрения - воспитанные с дества уступчивость и зависимость дают о себе знать, тем более что споры в преимущественно мужских коллективах ведутся совсем не всегда в дипломатической манере. Но часто позицию активистки просто не рассматривают всеръёз, считают возможным проигнорировать или пропустить мимо ушей, а то и вовсе встречают скептическими смешками. Диалог с девушкой ведётся с позиций превосходтсва, в лучшем случае - наставничества. Дело в том, что активист даже с очень низким политическим уровнем автоматически получает гораздо больший авторитет, нежели женщина. Почему женщина должна постоянно доказывать мужчинам собственную значимость, завоёвывать элементарное уважение? - если активистки вынуждены задаваться таким вопросом, то решением для них, скорее всего, станет выход из организации. Подобное отношение вовсе не всегда выглядит как нарочитое игнорирование - оно вполне может маскироваться за комплиментами. Например, автору этих строк однажды довелось услышать от оппонента: "Ты конечно красивая девушка, но политика...". Активист даже не счел нужным продолжить фразу и перейти собственно к сути возражения - вполне достаточно было указать мне на моё место "красивой девушки" и тем самым дискредитировать как политического активиста и обезоружить. С виду доброжелательная - комплиментарная - форма подобного выпада лишь усложняет противодействие.
Ещё одна распространённая ситуация: двое товарищей - девушка и парень - едут общаться с активистами из другого города. Оба при общении участвуют в дискуссиях, оба отстаивают свои позиции. По возвращении каждый получает по мэйлу: парень - пакет конструктивных предложений, девушка - комплименты и заверения в симпатии. если два товарища разного пола вместе идут на дискуссию или переговоры, то собеседник, несомненно, будет обращаться к парню, а девушке придётся приложить немало усилий, чтобы быть включённой в диалог. Не говоря уж о том, что мужчины не подают женщине руки при встрече, а часто и вовсе не здороваются. Привыкая находиться на особом положении, многие девушки пытаются использовать свои женские преимущества: повлиять на собеседника, используя обаяние и привлекательность. Но подобные методы не могут принести сознательного приятия их позиции, а значит и долгосрочного результата. Кроме того, такое поведение усугубляет сексисткие предрассудки и позволяет относиться к девушке с ещё большим пренебрежением.
Ситуация усугубляется, если девушка завязывает отношения с товарищем. Остальные воспринимают пару за одну политическую единицу, в которой определяет позицию и принимает решения, конечно, мужчина. И действительно, многие девушки предпочитают занять именно такое место - так они чувствуют себя под защитой мужского авторитета. Если же девушка старается всё же сохранять политическую независимость, она зачастую предпочитает или скрывать свои отношения, или вести себя со своим партнёром при товарищах нарочито отстранённо.
Не каждой захочется обсуждать с товарищами их же сексисткие выходки: актвисты, скорее всего, объяснят девушке, что подобные проблемы - это или её капризы, или "женские обиды" - одним словом "личное", а "личное" не стоит ставить выше политического - то есть мирного сосуществования в организации. Другой вариант: ей объяснят, что произошедшее - мелочь, случайность или шутка. Так как парни считаются более ценными кадрами, организация часто предпочитает ущемить девушку, нежели применить какое-либо наказание в отношении её обидчика. Кроме того, если девушка всеръёз захочет бороться за равноправие в своей организации, ей придётся услышать комментарии вроде: "а если я скажу тебе комплимент, ты что, драться полезешь?" и прочие измышления об агрессивных феминистках, лишённых женственности и чувства юмора.
Впрочем, колкости насчёт феминизма приходится выслушивать не только девушкам. Фредрик Дуглас, например, ещё в 19 веке без стеснения носил насмешливое прозвище "мужчина борец за права женщин" и был, конечно, отнюдь не единственным известным феминистом. А наши товарищи слышат даже от девушек: "мужчина организовывает акцию за женское равноправие?", "Мужчина раздаёт листовки на восьмое марта?!" - удивляются прохожие. Хотя намного проще завоевать авторитет и самоутвердиться, продемонстрировав свою власть и превосходство над женщиной, но каждый раз, когда ты играешь по правилам партиархальных ролей, выигрывает всё равно эксплуатирующая тебя система.
Борясь с капиталистической системой, женщина, несомненно, борется за свои права. Но кроме задачи, которую берёт на себя любой активист, женщина выполняет ещё одну - она борется против отстранения от политической и социальной активности, за право бороться и быть услышанной.
ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ ДОБИТЬСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАВЕНСТВА В СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ...
- ... занимайся самообразованием и требуй, чтобы старшие товарищи уделяли внимание твоему образованию;
- ... никогда не давай выполнять за тебя политическую работу, формулироваь за тебя твою позицию или отстаивать её за тебя - ты сама в состоянии это сделать. Ты должна быть уверена, что твои убеждения - это именно твои убеждения;
- ... бери инициативу на себя, бери на себя ответственность. Не позволяй неуместной или бестактной критике повлиять на твою работу;
- ... требуй равномерного разделения бытовых и рутинных обязанностей, как в своей семье, так и в организации;
- ...настаивай на наиболее удобном способе проведения дискуссий - требуй, чтобы все высказались по очереди, не перебивая, чтобы тебе не приходилось перекрикивать оппонентов;
- ... при знакомстве - первой протяни руку для приветствия и громко представься. Скорее всего, тебе придётся встретить удивленный взгляд, зато потом отстаивать свои позиции будет значительно проще;
- ... не оставляй без внимания ни одного сексистского высказывания или "шутки". Раз это оказывается необходимо, каждый раз каждому объясняй, почему такое поведение неверно и какой вред оно наносит движению. В конце концов, пропаганда - часть нашей работы;
- ... находи единомышленников и единомышленниц, выступающих против сексизма. Активистки могли бы встречаться на собственных собраниях, обсуждать положение в организации, делиться опытом. В то же время важно научиться отстаивать своё мнение и на собраниях всей организации, а не только на женских кружках, объяснить суть сексизма всем товарищам, а не только друг другу;
- ... в конце концов, если, несмотря на твои усилия, организация не желает избавляться от сексистких предрассудков - просто уходи из этой организации.
Женя Отто (КРИ- Мск)
Журнал о борьбе потив эксплуатации и дискриминации женщин “Нет значит нет” №1
Комментарии
Нефига, у нас к примеру в
Добавить комментарий