Хардкор и другие препятствия для анархии

Все ниже написанное есть мое личное мнение, но я уверен, что мое мнение содержит ряд ценных идей, способных существенно утяжелить багаж гуманитарных знаний, накопленный человечеством за все эти века. Когда ты хочешь сделать что-то хорошее, всегда найдутся препятствия на пути реализации замыслов. Вот тоже самое - и с построением анархического коммунизма в мировом масштабе. Но мировой масштаб разбирать – это слишком долго, так что пока поговорим о проблемах, с которыми сталкиваешься в нашей стране.

«Потому что совсем достал уже хардкор, хотя тематика хардкора мне близка до сих пор» (Кирпичи-96).

Последние несколько лет ряды сторонников анархизма, по крайней мере в Москве и Питере, в очень большой степени пополняются за счет субкультуры панк-хардкора. Надо отметить то преимущество панк-хардкора, по сравнению с панком-77 (бывшего кузницей кадров анархизма прошлых лет), что его последователи одеваются не так пугающе для мирных жителей, несколько более спортивны и вообще меньше пьют. Это существенно - я не понимаю, как с вечно пьяной головой можно надеяться разломать такую крутую машину, как государство+капитализм. Но и панк-хардкор далек от идеала.

На самом деле, он не способствует развитию самостоятельного мышления своих адептов. Значительная часть действий хардкорщиков завязана на оценки «круто», «угарно», «драйвово» и т.п. вау-факторы. Если ещё имело бы смысл использовать вау-факторы для первичного привлечения к набору наших идей, то в случае с хардкором дальнейшего развития особо не видно. Формируется череда из акций, в основном сопряженных с хулиганством разной степени противоправности, разбавляемых концертами, тусовками на репетициях и т.п. Очень интересная черта хардкора -с одной стороны, сложно найти субкультуру, больше призывающую своих участников к социальной активности, а с другой - субкультуру, менее интересующуюся жизнью общества.

При этом не то, что не делаются попытки формулировать стратегию по уничтожению Системы, но и большая часть начальных установок харкдорщиков является не результатом умственного брожения, а усваивается из речевок текстов песен. Единственные представляющие литературную ценность тексты, которые мне попадались в российском хардкоре - тексты «Проверочной линейки». Хотя как раз с идеями наших православных «Sex Pistols» я не согласен очень сильно.

Когда идеи превращаются в набор слов, главной целью которых становится совместимость с музыкальными ритмами, не надо себя особо тешить. Да, так получилось, что в этой среде распространился анархизм. Но, параллельно, там же распространяются и очень неправильные телеги – против абортов, за ограничение миграции. К сожалению, во многих случаях анархизм превращается всего только в одну из моделей поведения для хардкорщика. Не вырабатывается понимание, что анархизм - некое самодостаточное, многогранное явление, а не стиль жизни в рамках хардкор-сцены. Соответственно, для многих увлечение анархизмом заканчивается с увлечением хардкором.

Активизм и возраст

Анархисты находятся в ситуации, сильно отличающейся от большинства политических течений. Сегодня обычно проблемой является привлечение молодежи к той или иной идее, а для анархистов наоборот -проблемно удержать в своих рядах сторонников после окончания вуза. Часть «слишком взрослых для анархии» полностью забивает на свои прежние ценности и становится обычными яппи. Такие люди - жалки. Ныне капитализм предполагает, что человек должен «повзрослеть» и «выкинуть из головы всякие глупости» годам так к 16, и дико сильно пахать, если он действительно хочет претендовать на теплую, уютную жердочку. Такие люди просто просирают 2-3 года своей жизни, давая фору своим конкурентам по рыночному стахановству.

Но их - меньшинство. Большая часть в принципе-то не отказывается от анархо-коммунистических идеалов, но не видит путей их достижения, и приходит к тому, что сносно жить можно и сегодня. Происходит это примерно одновременно с нахождением постоянной работы и сожительством с партнером (-шей), не имеющим отношение/ тоже отошедшим от движа. Таким людям хочется задать вопрос -помните ли вы, что анархизм всегда был прежде всего радикальным крылом пролетраского движения, движения против наемного труда? Не странен ли повод ухода из такого движа -нахождение постоянной работы?

Как все это получается: обычно, к анархистам приходит человек с уже сформировавшимися глобальными претензиями к окружающему миру. Активизма, в принципе, сейчас хватает. В Москве каждую неделю проводится по 4-5 тех или иных действий, связанных с анархией. Человек начинает в них участвовать, предполагая, что раз их проводят, их организаторы имеют какой-то план ломки Системы. Далее, человек понимает, что никакого такого плана на самом деле у организаторов нет. Он пытается придумать план самостоятельно, но тоже обламывается. Далее, человек начинает ходить на акции в основном для того, чтобы увидится со своими друзьями. А затем человек понимает, что с друзьями можно вполне видится вне акций.

Как изменить эту грустную практику? Ограничусь общими словами: на самом деле, нужно добиться того, чтобы большая часть людей приходила не участвовать в наших акциях, потому что им не нравится капитализм и государство, а приходила бы к пониманию того, что капитализм и государство вредны, участвуя в разных наших действиях. Вот это будет настоящим показателем, что мы эффективно боремся с Системой, что мы чего-то добиваемся.

И опять вернемся к возрасту. Например, для пятнадцатилетнего скейтера проблема бонхедов очень актуальна. Это может быть даже одна из самых важных его проблем. Но к 22 годам бить бонов остаются обычно те, для кого это становится вопросом вендетты, или те, кто уже слишком втянулся в фа/антифа-зарницу. Проблема фашизма в любом возрасте важна для представителей разных национальных меньшинств, но с ними у нас как раз не очень много связей. Несмотря на все фашистские мифы, валят бонов обычно вполне славянские юноши. Очевидно, что период с 20 до 60 лет -в пять раз длиннее периода с 12 до 20. Было бы логично, чтобы количество проектов, затрагивающих первый возрастной отрезок, было по крайней мере количественно больше затрагивающих второй.

Кроме того, люди любят примеры для подражания. Вернемся опять к субкультурам. В 90-е годы российские футбольные фанаты/хулиганы ничем особо не отличались от других
«молодежных тусовок». А сейчас среди них есть как 17-ти летние, так и 30-ти летние. Причем разменивающие четвертый десяток не спешат отказываться от «нулевых и третьих таймов». Я уверен, что без книжек и фильмов о толстых злобных английских дядьках это не было бы возможным. Что-то вроде этого есть и у байкеров. Следовательно, нам нужен привлекательный образ взрослого анархиста.

Анархия

Так что же такое анархия, за которую мы все так рубимся? На мой взгляд, анархия -это граффити «Свобода, равенство, братство!» на стене Храма Христа-Спасителя. Анархия - это игры в прятки, жмурки и салки в мразотных офисных зданиях, фитнес-клубах и гипермаркетах. Анархия - это street racing на танках по Тверской. Анархия - это нож в кармане, трезвая голова и ненависть в сердце. Анархия - это большая детская площадка на месте Лубянки - с горками, качелями, песочницами, мороженным и сахарной ватой. Анархия - это многомесячный костер из милицейских фуражек на Красной площади. Анархия - это раздача бездомным шмоток «Prada» из разграбленных бутиков. Анархия - это когда ты, стоя посреди Рублевки, в первых рассветных лучах видишь свое отражение на лезвии окровавленного мачете. Анархия срывает трусы и паранжу. Анархия - это грань, по которой ходит и очевидное, и невероятное. Анархия - это быстро бежать с закрытыми глазами, разбрасывая гранаты во всей стороны. Анархия - это когда на р
 ассвете ты выходишь из леса, всю ночь пугавшего тебя шорохами, тресканьями и уханьями. Наступило время отстаивать самое необходимое! Потерять мы можем только свою жизнь, но и найти - только её! Смерть реальности! Да здравствует гуманистическое варварство!

Листьев

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости