Олимпиада – это слово, смысл которого постоянно меняется. Когда-то она означала, в том числе, бег, сегодня она означает соревнование спортивных технологий. Когда-то это были просто прыжки, теперь это прыжки политических и статусных конъюнктур, а может быть даже и биржевых индексов. Когда-то Олимпиада задумывалась как воплощение представлений о гармоничном человеке, в котором одинаково прекрасны тело и дух, теперь в ней не осталось ничего человеческого: профессиональные спортсмены превратились в машины, в инвестированный капитал, на дорожки, корты, поля выходят не люди, а бренды, нации и государства. Нет ни искренности, ни человечности. Только найки, адидасы, кола и макдональдс, банки, первые лица государств, и все это венчают установленные возле лондонского стадиона ракетные установки, снайперы, охрана и бесконечная реклама.
Олимпийский дух стал духом неолиберализма, духом несвободы, погоней за прибылью и «завинчивания гаек». На этом фоне Олимпиада Сочи 2014 будет смотреться более чем уместно, на фоне вырубленных заповедных лесов, искореженного города и местных жителей, взирающих на происходящие с полнейшим отчуждением.
Это все и есть контекст последних работ Бэнкси. На одном из его граффити изображен легкоатлет, метающий ракету, а на другой — прыгун с шестом через колючую проволоку. Около граффити «Прыгун с шестом» лежит самый настоящий грязный матрас.
Добавить комментарий