Рецензия на художественный фильм «Джанго Освобождённый» (2012, США)

«Джанго Освобождённый» («Django Unchained») – фильм 2012 года, снятый известным американским режиссёром Квентином Тарантино. Я не являюсь любителем ни фильмов Тарантино, ни вестернов, даже, кажется, ничего такого рода раньше я целенаправленно и не смотрела. Но после прочтения рецензии об этом фильме, как о первом антирасистском вестерне, я заинтересовалась. Ниже попробую изложить свои впечатления и размышления на этот счёт.

Фильм скорее понравился. В процессе просмотра даже были опасения, что главный герой, Джанго, запачкав руки, превратится в такого же негодяя, как тот негр-дворецкий, что играемая им роль заменит его подлинную сущность – но сущность не раба, конечно, а борца, готового на всё, ради достижения своей цели. Но этого не случилось. Слишком была велика цена, и слишком мелко было то, что можно получить, отказавшись от своей цели. Более того, Джанго мстит, мстит всем, кого встречает из тех, кто систематично занимался унижением и уничтожением людей. Кажется, Джанго воплощает собой образ всегда актуального нового человека – человека, готового бороться, последовательно идти к своей цели, уничтожая все преграды, пусть это и находится в противоречии с его представлениями о том, что делать можно, а что нельзя. Но иначе и не получается – истинный боец должен быть готов к такому повороту событий, иначе грош цена его стремлениям и его борьбе. "Свобода или смерть!", словом.

Но все действия Джанго направлены лишь на достижение личного освобождения и сведения счётов с тем, что его коснулось напрямую. Он не думает об организации масштабного сопротивления, не думает, как бы объединить всех рабов, поднять их на восстание. К своим чёрным собратьям, бывшим товарищам по несчастью он смотрит не иначе как свысока, проводит резкую черту между ними и собой, даже презирает их, несмотря на то, что и свою свободу он заполучил, лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Другим просто не так повезло, не выпало такого шанса. Но именно этот фактор служит основой для разделения, утверждения разницы между ним и другими рабами. Он не против подарить свободу встретившимся на его пути рабам, но на большее он не претендует, к большему он не стремится. Джанго – герой-одиночка, герой в себе и для себя, судьбы многих его не особо интересуют, у него нет связи с широкими массами. Не Спартак он, словом, хотя вполне и мог бы им стать, и именно это ему можно поставить в вину – отказ стать народным героем при имеющихся для этого предпосылках.

Помимо того, не стоит забывать, кем был его напарник и кем сам он стал. Ведь кем, в сущности, являются охотники за головами? Охотники за головами – это не кто иные, как слуги правительства, защитники преступного законодательства, наёмные убийцы и полицейские своего времени. Поэтому, на мой взгляд, совершенно нет смысла романтизировать их образ, к ним надо относиться также как и ко всяким представителям организованной преступности, главной целью которых является лишь набивание денежных мешков. Возможно, им и не чужды некоторые понятия о справедливости, чести и достоинстве – как, к примеру, понимание, что рабство это отвратительное явление, а унижению перед лукавыми дельцами лучше предпочесть смерть. Они говорят, что занимаются убийством отъявленных негодяев, промышляющих грабёжами, убийствами или просто скрывающихся в силу каких-либо причин от закона. Другими словами, они просто убивают одних (не всегда даже преступников, ведь не обязательно им быть, чтобы скрываться от закона) в угоду преступникам другим – преступникам, представленных правительством. Впрочем, далеко не факт, что сам Джанго после финальных титров продолжит заниматься той же деятельностью, для нас это остаётся загадкой. Можно лишь предположить, что он либо подастся в пролетарии, либо займётся более мелкой разбойничьей деятельностью. Вариантов здесь немного.

Весьма показательным здесь является также то, что рабовладельцы тяжкий труд на каменоломне считают наказанием пострашнее смерти, когда решают не убивать Джанго, а продать его другим рабовладельцам. Тем самым, дарят ему еще один шанс, который он и использует по полной.

В целом же, фильм производит положительное впечатление. Все негодяи наказаны, главный герой преподал им свой урок, освободил свою жену и сам получил свободу. Вполне удачная задумка для массового кино, большинству зрителей несомненно придётся по вкусу. Печалит, однако, лишь то, что это не левое кино, хотя и вполне могло им стать. Тема рабства и расизма поднимается по известным причинам скорее в угоду правящей демократической партии, как то недавно было с фильмом "Облачный Атлас". Надо ведь как-то поддерживать культурную гегемонию. К достоинствам фильма можно отнести очень неплохие диалоги, отменный стеб над прото-ку-клус-кланом и отличный саундтрек (главная тема из оригинального фильма 1966 года, Морриконе, Джони Кэш, Ричи Хэвенс и т.д.). В плане недостатков можно выделить некоторые изъяны сюжета, отсутствие внятной причинно-следственной связи в некоторых местах (к примеру, осознание дворецким, что герои не те за кого себя выдают), а также, слишком неправдоподобные сцены перестрёлок, основная масса которых, к счастью, была сконцентрирована лишь в последней части фильма.

В заключении могу лишь посоветовать смотреть фильм в оригинале, при необходимости с субтитрами, необходимости же ходить в кинотеатр кормить жирных буржуев лично я не вижу.

P.S. После просмотра может возникнуть огромное желание ознакомиться и с оригинальным фильмом – «Джанго» 1966 года. Фильм Тарантино не является ни в коей мере ремейком, это самостоятельное произведение, с «Джанго» он перекликается лишь через стилизованные титры и главную музыкальную тему. У главных героев также мало общего – у одного есть цель, он ищёт то, что когда-то потерял и имеет все шансы вновь это обрести, другой же потерял то, что уже не сможет никогда найти, у него нет цели и, несмотря на решительные действия, мотивы его неясны. Судьба дарит ему некоторую компенсацию за его страдания, но как он это воспримет нам неизвестно. Во всём этом чувствуется искренний дух разбитого поколения 50-x – 60-x гг., что для того времени было весьма актуально. Актуальность нынешнего «Джанго», если не считать темы расизма, мне кажется слабой, в самом герое нет ничего такого, что бы отражало жестокость нынешней реальности или вдохновляло на борьбу с ней, словом, герой слишком киношный, ему сложно по-настоящему сопереживать, сложно чему-то у него поучиться, скорее, такой персонаж рассчитан лишь на пассивное и отчуждённое восхищение со стороны, без какого-либо призыва к действиям, здесь царствуют только зрелища.

В силу этого, на мой взгляд, оригинальный «Джанго» выглядит куда драматичнее и самобытнее.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3

Свободные новости