Для борцов с общественными догмами полезно не поддаваться догмам своим собственным.
Изначально такие штуки как буддизм, учения дона Хуана и проч. меня заинтересовали в весьма практических целях. В первую очередь — как не прогореть, скажем, на допросе. Ведь будут давить именно на твои слабые места, и если ты эти места отследишь первым, ты выигрываешь как минимум один ход. Быть текучими и выкручиваться из ситуаций нам порой мешает собственная гордость и привязанность к своим привычным реакциям. К тому же в результате некоторых йогических практик можно обрести контроль над телом такой степени, что можно перестать чувствовать боль, или по крайней мере она не будет сильно беспокоить. Удобно на случай пыток. Про регулировать температуру тела так, чтобы сидя в горных снегах высушить простынь на себе, тоже можно вспомнить… Задержка дыхания под водой до 10 минут… ну все это отдельная и обширная тема, которую стоит познавать уже после. Ну и третий момент - это ограниченность обыденного человеческого мировоззрения. Видишь ли, точка зрения — такая штука… как бы сказать, она очень маленькая. Ты можешь иметь точку зрения по вопросам, касающимся только тебя (хоть это и вредно). Но когда ты влияешь на чью-то еще жизнь, непростительно смотреть на все только со своей точки зрения. Хотя бы две. А лучше вообще не точка, а хотя бы клякса зрения. Мало иметь в виду, что есть еще другие точки зрения. Чтобы выйти из своих привычных рамок, надо все их принять,как свои собственные, и смотреть действительно под несколькими ракурсами.
Увлекшись борьбой с авторитаризмом, мы не раз попадаем в ловушку и подставляем понятия в угоду себе (кстати, это еще вопрос — себе ли), делаем себя и товарищей заложниками своих заблуждений (например, представлений о должном образе активиста) и таким образом сами становимся этакими тиранчиками. Это не только разделяет наши цели и средства, но и заводит нас в тупики и разной степени неприятные ситуации, характеризующиеся кратким "натворили хуйни". Поэтому меня волнует такой вопрос: как не наебать саму/самого себя. Чтобы увидеть ситуацию, как она есть на самом деле, важно «отвязаться» от своей позиции. Выйти на мета-уровень. Перестать быть шахматной фигурой и стать игроком, или даже наблюдающим за игрой, который смотрит на ситуацию беспристрастно. Это сложный этап и большинству людей это не нужно. Мы привыкли действовать исходя из собственной выгоды — не важно, материальная она или идейная. Не так ли?.. Я так хочу, Я думаю так будет лучше, Я считаю это своим долгом… Я или Моя группа… как ни называй — шире обзор от этого не становится. Наивное заблуждение — иметь убеждения; свои убеждения надо атаковать ©. Есть хорошее упражнение на развитие мета-мышления. Оно интереснее для выполнения в паре: Расскажи о какой-нибудь активности, в которой участвуешь, от своего имени, потом от имени того, кому ты противостоишь, потом от имени человека, которого непосредственно коснулись последствия этой борьбы, потом от имени того, кто вообще не понимает, в чем суть. А на последок — от имени неживого предмета :) Попроси кого-нибудь из друзей составить тебе компанию, должно быть интересно. Если почаще смотреть на людей и события с нескольких ракурсов, то как правило сначала картина мира размывается и чувствуешь себя подвешенным в воздухе, потерянным… неопределившимся. Неприятное состояние: хочется поскорее назад, в теплое убежище привычных аргументов, особенно если подкрадывается чувство вины или стыда. Если не застрематься этого и потихонечку выходить дальше на мета-уровень, начинаешь чувствовать свободу суждений и «картинка мира» не только становится резче, но и приобретает необычайную «голографическую» глубину. Я считаю, что быть хозяином своей судьбы — это в первую очередь быть хозяином своего ума. Есть несколько упражнений для ума, которые позволяют его натренировать так, чтобы его можно было контролировать. Если у тебя сейчас возникает протест, потому что ум и есть источник контроля, то поспешу тебя разочаровать: как правило человеческий ум не контролирует даже самого себя. Люди, внимательно наблюдавшие за собой в чрезвычайной ситуации, меня поддержат. 1. Тишина в голове. Самый простой контроль ума, его первый уровень. У тебя получается остановить мысли хотя бы на 1 минуту? Если не знаешь, то попробуй, например, сейчас… Как правило первое время не получается даже на 5 секунд. Сядь поудобнее (поза сидя на полу со скрещенными лодыжками и прямой спиной оч хорошо подходит — со временем это сам/а начинаешь понимать), поставь себе будильничек на 1-2 минуты (на больше сразу нет смысла, но для нормальной практики рекомендуют хотя бы два часа:) и попробуй просто посидеть и ни о чем не думать… просто прислушивайся к себе. Ты практически сразу заметишь, сколько всякой ерунды у тебя широёбится в мыслях. На все это расходуется уйма энергии — только на появление этих мыслей. А если на них еще и реагировать? У ума замечена такая особенность, что когда ему пытаешься что-то приказать, он делает все наоборот. Если пытаться прогнать все мысли, они будут течь еще интенсивнее. Если же наоборот поставить себе задачу просто думать о чем угодно без перерывов, мысли и образы вскоре начнут казаться безвкусными и пустыми. Поэтому просто подавлять мысли или эмоции нет смысла, как нельзя подавлять людей или других живых существ. Надо действовать без принуждения. Не сдерживать энергию, а отпускать и преобразовывать ее. Очень помогает концентрация на своем дыхании. Контролируя дыхание, контролируешь темп и само появление мыслей. Одной из первых мыслей, которая приходит уже в первые минуты такой медитации — это пиздец как скучно! Однако скука — это первое препятствие и одновременно упражнение. Прими это как вызов. Надо просто ее распознать. И сидеть дальше. Если тебя кто-нибудь спросит, че ты тут сидишь, можешь так и ответить: борюсь со скукой. Прослывешь неординарной личностью. Распознав скуку как мысль и дистанцировавшись от нее, сразу понимаешь, что скукой можно управлять: позволять ей тебя атаковать или нет, независимо от внешних условий. После этого первого открытия все становится уже намного интереснее. Однажды распознав скуку, научишься распознавать и другие свои реакции, такие как гнев, обида, презрение, даже страх, и вообще что угодно, заставляющее искажаться твое лицо. И под пристальным взглядом твоего осознания их как рефлексов, которым можно не поддаваться, они попросту растворяются. Они появляются, ты смотришь на них: "ага, мысль" — и не следуешь за ней. Секунда тишины, появилась новая… фраза или образ… точно так же отпускаешь восвояси и ждешь следующую. Каждая новая уже торопится все меньше :) Еще это называют «обратить ум внутрь самого себя». Заставить его увидеть самого себя со стороны. На что похоже состояние безмыслия? Вспомни себя, когда ты офигеваешь от красивейшего заката… или когда чихаешь. Тантристы говорят, что момент чиха — это чуть ли не единственный момент чистого разума, доступный непрактикующим :) или представь себе, как целишься из ружья: тебя в этот момент вообще не существует, есть только мушка и цель, а ты — это прямая линия между мушкой и целью. Однако контролировать свой ум сложнее всего именно тогда, когда нужно его контролировать. Поэтому, чтобы в это состояние можно было прийти просто так, например, когда важно не пускаться в эмоции, а отреагировать адекватно, надо его вырабатывать. Формировать привычку. Важна не медитация сама по себе, и привычка к медитации. Когда ты так же спокойна/ен, как когда медитируешь, в каждый момент времени. Постепенно, когда возникновение или исчезновение мыслей начинает подчиняться воле, ощутимо прибавляется энергии и сами мысли начинают додумываться до конца. Это клёвое состояние: из груди прет чистый настоящий восторг — это те силы, которые были сэкономлены на непроизвольном мышлении. Эти же силы потенциально помогают продержаться дольше под водой, или управлять температурой тела, или что-нибудь еще, о чем я не буду пока писать. Есть такая практика випассана: 10 дней с перерывами н лекции и еду сидишь и ничего не делаешь (но не валяешься на подушках, а сидишь в позе (полу)лотоса). Если ты это делаешь на коллективном ретрите, то не отвлекаться и держаться тебе помогает еще несколько сотен таких же, как ты, кто приехал на випассану. Тяжело только первое время. Тебя может просто колбасить от столь намеренного ничегонеделания. Потом ум твой понимает, что ему никуда не деться, развлечений не предвидится, ничего не остается, кроме как сдаться :) и тогда начинается настоящая внутренняя работа – входишь во вкус, расслабляешься и увлекаешься. Через 10 таких дней чувствительность твоя повышается настолько, что мысль еще не успела возникнуть, но ты о ней уже знаешь, и на этом этапе решаешь, возникать ей или нет. Круто, ведь? В действительности не существует скуки, грусти, радости, плохого или хорошего. Это всего лишь наши оценки. Оценка — вещь крайне относительная, это последнее, за что стоит цепляться, но именно она, взявшаяся из нашего окружения и наших привычек, определяет наши реакции и состояния. Можно всю жизнь оставаться во власти обстоятельств и реагировать ожидаемым, выдрессированным образом. А можно взять свое состояние в свои руки и самостоятельно решать, на что тратить свою энергию. Может быть это звучит психопатично и выглядит цинично, но мы вправе не омрачаться, когда принято. Переставая быть рабом своих мыслей, начинаешь лучше понимать себя и обстановку. Тебя становится невозможно вывести из себя или вообще как-то задеть: у тебя все рефлексы под контролем. Речь идет о принятии ответственности за свои мысли (и, как следствие, чувства) на себя вместо привычного перекладывания их на обстоятельства. 2. Избавление от чувства собственной важности. ЧСВ — это слишком серьезное отношение к самому себе. Весьма прожорливый демон, который делает человека «тяжелым, неуклюжим и пустым» ©. Люди с раздутым ЧСВ всегда забавляют тех, кто поосознаннее. Перечислю наиболее типичные проявления: синдром «гуру»; споры, отстаивание своей позиции тут и там, внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами; оправдания; желание получить порцию внимания и признания; стеснительность, боязнь чужой оценки; раздражение, когда что-то получается или кто-то говорит не так, как ты хочешь; мстительность; ложная скромность в ответ на комплименты; заискивание; поиск «недостатков» и «ошибок» других людей; реакция на чужую оценку — раздражение, обида, оправдания или же удовольствие от похвалы; героизм — забавное проявление ЧСВ, осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного; сомнения и озабоченность успехом, внешностью, отношением к себе людей; самобичевание; самолюбование; соревновательность, в т.ч. извращенная (на тему «кому из нас было трудней»); всевозможное жаление себя… Перечислять можно еще много. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет отслеживать сам момент их зарождения и нейтрализовывать их, пока они еще не набрали силу. Для закрепления эффекта полезно перепросматривать события прошедшего дня или жизни, и фиксировать все мысли и — особенно — состояния (текущие или прошлые), которые тебя одолевают, и впредь не следовать за ними. 3. Безжалостное сострадание. Когда перестаешь сам/а страдать хуйней из вышеперечисленного, намного легче сострадать другим живым существам, даже если они глубоко заблуждаются и ведут себя по-скотски. Сострадание — это не жалость. Жалость точно так же затуманивает взгляд, как и жестокость. Сострадание — это то, что дает еще одну точку обзора и позволяет установить фокус, а безжалостность — протереть объектив, чтобы увидеть ситуацию как она есть. Это позволяет видеть людей намного глубже, почти насквозь. Полезно для ускорения принятия решений консенсусом :) Ну и с другой стороны интересным открытием становится, что сострадать своему врагу полезно, чтобы его победить. Не так ли? Ведь куда эффективнее бороться с врагом, когда ты его понимаешь «изнутри», кто бы он ни был. И даже если это последний/яя мудила, месть хороша тогда, когда она холодная :) К внешним врагам можно приплести и врагов внутренних… Как думаешь, у тебя их нет?.. :) На первый взгляд это может показаться неэффективным способом борьбы со злом, однако по мере развития сострадания как способа смотреть на мир, врагов становится все меньше, и остаются только игры, порожденные заблуждениями, и выбор — играть в них дальше или искать пути решения. Последним врагом останется невежество: как чужое, так и свое. Так как сострадание не является жалостью, оно прекрасно сочетается с безжалостностью. Безжалостное сострадание – это одна из граней кристально чистого видения. Тут нельзя впадать в крайности. Безжалостность не должна быть жестокостью ©. 4. Дружба со своей смертью. Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты ©. Смерть преследует нас на каждом шагу, но мы предпочитаем не замечать ее, из-за чего частенько откладываем жизнь на потом. Вся европейская культура боится смерти, демонизирует ее и борется с ней. Во многом это происходит из-за восприятия себя как чего-то отдельного и конечного, как тот образ, что является в зеркале. Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? ©. Мы все – живая жидкость, часть кишащей жизнью постоянно меняющейся материи и антиматерии. Нас как отдельных единиц, какими мы себя привыкли знать, нет и никогда не было, мы временны и лишь являемся себе как нечто важное и обособленное от мира. Никаких иллюзий, товарищи :) Нас нет и поэтому мы никуда не исчезаем, когда наша жизнь в биологической форме заканчивается. Понимаю, ничерта не понятно. Да и со смертью у каждого свои особенные отношения, которые каждому придется выяснять самостоятельно. Когда не боишься смерти, можно спокойно советоваться с ней по любому вопросу. И лучше советчика не найти… Я вообще считаю, что всякая хуйня типа капитализма, собственничества, потребительства, нацизма, империализма и прочих могла появиться во многом именно потому, что люди не помнят о смерти или боятся ее. * * * Итак, если отбросить пагубную привычку беспрестанно думать и поддерживать внутренний диалог, избавиться от чувства собственной важности, научиться через сострадание видеть ситуацию сразу с нескольких точек зрения и спрашивать самых важных советов у смерти, то формируется новое воззрение, которое не путается в искусственных рассудочных построениях. Сознание можно сравнить с зеркалом. Во всем мире мы видим отражения себя. Если в «тело» этого зеркала попадает нечто грузное, как собственное «я» со всеми его желаниями, страхами, рассудочными построениями и прочими омрачениями, зеркало искажается и отражает действительность не совсем верно (подобно тому, как пространство-время искажается массой). Поэтому пока не «полегчаешь», сбросив груз своего «я», так и будешь видеть мир искаженным. Dansury Источник
Добавить комментарий