Публикуем заметку из телеграм-канала писателя Ильи Фальковского, одного из авторов нашего журнала "Автоном" и лекторов нашего лектория.
НОА (Название Народно-освободительная армия) всегда была вооруженным крылом КПБ, и в прежние времена она была очень сильна, имея опорный пункт в Центральной Бирме в 50-х и начале 60-х годов. Но из-за ультралевых чисток в партии, которые привели к развалу ее руководства, а также из-за того, что генерал Не Вин получал помощь из США, чтобы обыграть силы КПБ, опорный пункт пал. Партия отступила на форпост на северо-востоке, позже ставший новым, хотя и меньшим, опорным пунктом.
В 70-е годы КПБ добилась успеха (в том числе благодаря поддержке КНР) и смогла контролировать значительные территории, которые по аналогии с войной в Китае были названы Освобожденными районами. Но те дни продолжались недолго, так как Китай постепенно прекратил поддержку из-за изменений во внешней политике, а самоуверенность КПБ в этот период стала причиной ее гибели.
Во время пребывания на северо-востоке основные силы НОА состояли из этнических групп ва и коканг. Когда наступили трудные времена, партия предоставила этим этническим кадрам свободу действий, чтобы они могли заниматься собственным бизнесом для поддержки партийной деятельности. И они предсказуемо обратились к выращиванию опиума. Вначале партия закрывала на это глаза, но когда она захотела положить этому конец, было уже слишком поздно. Народ ва решил отстранить партию от власти и отправил ее лидеров в изгнание в Китай в 1990 году. Впоследствии Освобожденные районы стали Северным анклавом самопровозглашенного государства Ва (Южный анклав они получили в 2000-х годах после боевых действий на стороне хунты).
С тех пор КПБ дислоцировалась в Китае, но работала над воспитанием нового поколения коммунистов, поддерживая связь с народом Бирмы через студенческие и рабочие профсоюзы.
Теперь, когда в стране произошел переворот, партия, наконец, вернулась в страну (возвращение началось с начала марта 2021 года; через месяц после переворота) и объявила о восстановлении НОА в конце августа 2021 года, что стало сюрпризом для многих фракций в Бирме.
В настоящее время ее бойцы используют технику и оружие, полученные от Армии независимости Качина (она является одной из активных оппозиционных группировок, противостоящих наступлению хунты), и ожидают дальнейшего роста сил и вооружения.
В то же время в левом студенческом движении существует разное видение дальнейших целей и стратегии борьбы. Некоторые лидеры в своих выступлениях фантазируют о Северной Корее как о коммунистическом идеале, а о Ким Чен Ыне как о революционном марксистском лидере.
В ответ на это либертарные активисты объединились и создали контрпропагандистскую страницу в фейсбуке под названием "Либертарный коммунист из Бирмы развенчивает лицемеров". Манифест движения гласит: "Либертарный марксизм Мьянмы – это многонаправленное социалистическое движение в Бирме, выступающее за антикапитализм, секуляризм, социализм и социальную справедливость. Либертарный марксизм Мьянмы как социалистическое пропагандистское крыло стремится продвигать и отстаивать ценности либертарных марксистских идеологий, таких, как демократический социализм, коммунизм рабочих советов, делеонизм, операизм, левый коммунизм, и либертарных социалистических идеологий, таких, как социальный анархизм, постлевый анархизм, анархо-коммунизм и анархо-синдикализм".
Китайские блогеры сейчас проявляют большой интерес к ситуации, разворачивающейся в Мьянме, публикуя, например, позитивные статьи (фото 1) о возвращении НОА.
Добавить комментарий