Странно, но многие читают про безобразия в той или иной крупной компании и возмущаются этими безобразиями (массовые увольнения сотрудников, издевательства над ними, шпионство, регламентация одежды и поведения вплоть до запретов на походы в туалет, издевательские тренинги), искренне не понимая, причем тут наемный труд как система. Это примерно как если бы мы, читая об ужасах эпохи Людовика XIV или Филиппа II задавали бы вопрос: "А причем тут абсолютная монархия?".
Любое предприятие, использующее наемный труд - аналог абсолютной монархии. Или, в некоторых случаях, олигархии (сосредоточение власти в руках сравнительно малочисленной группы граждан). Один или несколько хозяев самовольно решают вопросы найма и увольнения, устанавливают порядок работ, регламентируют рабочее время и одежду сотрудников, самовольно распоряжаются результатами коллективного труда. Любое предприятие, использующее наемный труд - деспотия. Не потому, что хозяин - плохой или хороший человек, а потому, что это так устроено.
Прибавим, что наличие сотен тысяч больших и малых деспотий данного вида ставит, мягко говоря, под сомнение наличие в стране политической демократии. Трудно представить себе человека, который восемь часов в сутки - слуга своего господина, а все остальное время - свободный человек и хозяин своей страны. Не говоря о способности отдельных лиц, владельцев крупнейших предприятий, скупить полпарламента, если они того захотят (о да, они могут и не захотеть, но что, если захотят)?
Разумеется, деспотизм бывает более или менее грубым, в зависимости от характера деспота и от заданных внешними по отношению к нему обстоятельствами условий решения задачи по выколачиванию прибыли из труда подчиненных. Так и некоторые абсолютные монархи считаются людьми просвещенными и даже в чем-то порой гуманными («Жил-был Анри Четвёртый. Он славный был король»). Во всяком случае до того момента, когда им приходилось принимать решения о войнах или участвовать в религиозной резне. Но это не меняет сущности системы, в которой одни подчиняются, а другие командуют. К тому же, система, дающая одному огромную власть над многими, неизбежно способствует развращению как господина, так и слуг, формируя у них соответствующий характер и способствуя превращению работы в унижение. Однако, если для кого-то дороги идеи народовластия, он вряд ли станет поддерживать наемный труд, и в таком случае его мысли будут направлены в сторону строя трудового самоуправления, "трудовой республики". Но, с другой стороны, логично, будучи сторонником монархии, признавать ее и на рабочем месте.
Добавить комментарий