Как правильно критиковать сталинскую эпоху и псевдосоциализм советского образца, так чтобы эта критика не воспринималась как оправдание современного капитализма? И насколько актуальна такая критика в начале XXI века?
В 1920 году идеолог классического анархо-коммунизма Петр Алексеевич Кропоткин писал вождю большевиков Ленину: «Если же теперешнее положение продлится, то самое слово “социализм” обратится в проклятие. Как оно случилось во Франции с понятием равенства на сорок лет после правления якобинцев ». Увы, этот прогноз оправдался. Поэтому, кстати, для нас сталинский режим, по крайней мере в одном отношении хуже гитлеровского. Гитлер дискредитировал бесчеловечные идеи расизма, милитаризма, борьбы за жизненное пространство. Сталин же надолго опорочил жизненно важные для человечества идеи обобществления собственности, планирования, солидарности трудящихся.
Впрочем, сейчас мы видим, что это лишь часть проблемы. Те черты псевдосоциализма ХХ века, которые отталкивают одних людей, весьма привлекают совсем другую публику. Героиня романа ярой антикоммунистки Эйн Рэнд говорит чекисту: «Не думайте, что меня отталкивают ваши методы, я от них в полном восторге. Но ваши цели для меня глубоко отвратительны». Многие из современных российских сталинистов охотно подписались бы под этими словами.
Достаточно оглянуться по сторонам, чтобы увидеть, что современный сталинизм буржуазен и контрреволюционен до мозга костей. На фоне массы православных национал-сталинистов единичные экземпляры левых сталинистов-марксистов выглядят даже как-то трогательно. Этим ребятам приходится постоянно доказывать, что они "не верблюды".
И правые сталинисты в чем-то более последовательны. Большевики действительно провели относительно успешную модернизацию страны государственно-капиталистическими методами. Сталин действительно уничтожил поколение большевиков-революционеров, заменив их безыдейными молодыми бюрократами. Большевики действительно стали контрреволюционерами по отношению к российским пролетариям, которые отказались умирать за величие России на полях Первой мировой войны и сознательно пошли в бой за идеалы самоуправления, власти советов и социализма. Вместо социализма большевики создали эксплуататорский строй, в котором "владельцы" общественной собственности не имели никакой возможности повлиять на своих "менеджеров" или уволить их.
Либеральные антисталинисты, размахивающие преувеличенными или достоверными цифрами сталинских репрессий и не замечающие гекатомбы жертв капитала - явные лицемеры. Тот факт, что вместо того, чтобы восхвалять радости свободного предпринимательства либералы предпочитают доказывать, что ГУЛАГ - единственная альтернатива власти капитала, является лучшим доказательством идейного кризиса буржуазного либерализма.
Власть бюрократии - общая черта и советского и постсоветского и западного общества. Западными корпорациями также управляют не собственники-акционеры, а несменяемые менеджеры. Ультралевые критикуют "реальный социализм" не для того, чтобы лишний раз пнуть мертвого хищника. Труп надо не пинать, а препарировать, для того чтобы лучше понять, как бороться с живыми тварями.
Комментарии
Браво
Интересная статья. Автору поклон.
Добавить комментарий