Life Is Strange или неспешная поступь феминизма в компьютерных играх

Компьютерные и видео-игры после 2000-х годов прочно вошли в разряд мейнстримных медийных форматов, наряду с кинематографом, телевидением, книгами, журналами и т.д. и перестали быть исключительной монополией маленьких детей и «гиков». К слову и сам формат игр сместился в сторону большей кинематографичности. А значит, что в месте с приходом в мейнстрим игры стали претерпевать изменения вместе с обществом. Ни для кого ни секрет, что кино 80-х и 90х сильно отличается от фильмов снятых после миллениумного рубежа, в кино стали открыто говорить на табуированные раннее темы, такие как феминизм, гомосексуальность, трансгендерность (в нулевые появились первые трансгендер-актеры и актрисы, пример - сериал Dirty Sexy Money), в фильмах в главных ролях стали все больше появляться люди с отличной от белой цветом кожи и не только для того, чтобы стать мертвым чернокожим напарником за которого предстоит отомстить главному герою, светловолосому белому блондину. К примеру шоком для всех стал трейлер из новой части звездных войн, где под маской штурмовика скрывается чернокожий актер. Стали серьезней и темы среднестатистического кино, то что раньше попадало в рубрику «кино не для всех» смело ворвалось на экраны сетевых кинотеатров (The Enemy, It Follows, Birdman, Whiplash - это лишь за последние год или два) а такие фильмы из прошлого как Бегущий по лезвию (Blade Runner) смогли стать культовыми в настоящем времени, пост-фактум, будучи провальными в изначальном прокате.

То же произошло и на лоне электронных развлечений, популярные в 90х герой компьютерных игр Дюк Нюкем, накаченный белый вуманайзер с огромными пушками и не менее большим эго, попытался вернуться в 2013 году (Duke Nukem Forever для PC, PS3 и Xbox 360), но без особого успеха, критики и игроки отметили, что для персонажа вооруженного короткими коронными фразами из боевиков 80-90х и желанием обращаться с женщиной как с вещью, нет места на современной гейм-сцене... и это в добавок к прочим проблемам игры. Теперь разработчики потеряли права на персонажа и вместо новой игры с его участием делают игру, под названием Bombshell, где в главной роли брутальная девушка с огромными пушками, вживленными механическими протезами и грубым лексиконом... видимо пытаются исправить карму и репутацию, но методы топорные.

В качестве еще одной вехи свидетельствующей о культурном раскрепощении, стоит упомянуть Mass Effect 3 (PC, PS3 и Xbox 360, 2012 год), многих пользователей удивило обилие персонажей мужчин говорящих о своих мужьях и женщин говорящих о своих женах, так же в игре можно было играть как за мужчину так и за женщину, при этом в процессе игры можно было выстроить отношения с любым из двух полов и даже... с инопланетянкой (что я и сделал, жаль только виртуально) к концу игры отношения можно было перевести в горизонтальную плоскость. Собственно такое свободолюбие не удивительно, в игре действия разворачиваются в далеком будущем, где все проблемы сексуальных стигм и запретов давно решены, поэтому любые разговоры с персонажами об однополой любви происходят без какого либо трамплина в виде подготовительной беседы... чай не в 2015 году каминг-аут делают.

Однако вернемся в настоящее время. Предмет нашего разговора - игра 2015 года Life Is Strange (PC, PS4, Xbox One). Игру выпустила французская студия Dontnod, перед этим у нее была только одна игра, Remember me, получившая сдержанно-положительные отзывы и продажи. Главные герои второй игры - героини и с этим по началу у них вышла накладочка т.к. издатели, к которым они обращались за помощью в выпуске игры, наперебой предлагали заменить героинь героями для того чтобы увеличить потенциальную аудиторию игры и не идти на финансовые риски, но Dontnod никак хотели менять задумку игры и продолжали искать издателя. Им стала японская фирма Squire-Enix (серии игр Final Fantasy, Crono Trigger, Dragon Quest, Kindom Hearts, Heavy Rain) увидевшая большой потенциал игры и не побоявшаяся пойти на риск.

Как результат игра вышла такой как и была задумана - кинематографической историей о двух американских девушках, лучших подругах, которые не виделись пять лет и воссоединяются неожиданно в тот момент, когда одна из них обнаруживает у себя возможность управлять временем, отматывать время и менять свои поступки, которые влияют на положение дел в настоящем. По сути это интерактивное кино в котором то, что будет дальше зависит от принятых вами решений, в строго оговоренных и ограниченных разработчиками рамках, но тем не менее. Концепция чем-то напоминает FMV (full motion video)-игры 90-х, где вся игра была заранее снята на видео, а действия игрока выливались в последовательность видео-роликов, но мы сейчас не об этом.

Протагонистка, которой вы управляете - Максин Колфилд (ее фамилия - прямая отсылка к рассказу Джерома Селинджера «над пропастью во ржи», где главного героя зовут Холден Колфилд, а в одной локации висит постер крайне напоминающий обложку книги) застенчивый гик, делающая селфи на моментальную камеру полароид... вот это хипстер-передоз. Она возвращается в свой родной город после 5 лет отсутствия для того, чтобы учиться в школе искусств на фотографа в классе, где преподает фотограф популярный в 90х, которым она восхищается. Ее подруга, Хлои, с которой происходит воссоединение, яркая и куртуазная личность с синими волосами и душой бунтарки, они разные но у них общее детство и воспоминания, что заставляет их понимать друг-друга и разговаривать на совершенно Ином уровне.

Все меняется когда Максин открывает в себе способность отматывать время назад, возможность изменять принятые решения, ей удается убедить подругу в реальности ее дара и вместе они берут его на вооружение, чтобы найти пропавшую девушку Рейчел Эмбер, а еще у Макс появляются странные видения где на родной город Аркадия Бэй надвигается гигантский шторм. В общем все лихо закручено. Мы имеем на руках не глупую смесь Твин Пикс, Секретных материалов, Молчания ягнят и по кусочку от каждого фильма про жизнь американских подростков.

Игра полна отсылок к поп-культуре, помещая нас все глубже и глубже в игру, делая игровой мир более похожим на реальный, стирая грань между реальными миром и миром игры. Персонажи то и дело упоминают популярные фильмы, книги и сериалы: героиня напевает музыку из фильмов «челюсти» в сцене с бассейном, говорит что фильм «Последняя фантазия: духи внутри» ее любимый, номера на машине Хлои - TWN PKS (Twin Peaks), у персонажа Уорена - THXFLS (The X-Files), отчим Хлои ведёт собственное расследование и ездит на машине TRDTCTV (True Detective, настоящий детектив), наркоторговец Фрэнк владеет фургоном BRKBD (Breaking Bad), а в финале второго эпизода на автомобиле мистера Джефферсона можно разглядеть номер TPFTHLK, отсылающий нас к сериалу «Вершина озера» (Top of the Lake), который тоже связан с поисками пропавшей девушки, Максин в какой-то момент называется себя Mad Max (Безумный Макс), а принт на футболке в 4м эпизоде напоминает постер фильма «Эффект бабочки», список можно продолжать еще очень долго, игре хорошо удается имитировать реальный мир и говорить с игроком на одном языке.

Life Is Strange - это детально проработанная, трогательная история о дружбе и взрослении и да, это на 100% феминистская игра, где девушки протагонистки и вообще все женские персонажи в игре - детально проработанные живые существа. Здесь самое время упомянуть саунд-трэк, подобран он с очень большим старанием и надевается на тело игры как костюм сшитый на заказ, в основном это набор акустических неторопливых меланхоличных инди-песни, с оттенками ностальгии, но суть игры раскрывает трэк Syd Matters - To all of you, в нем таится ключ к концепции игры:

To all of you, American girls in the movies
No one can tell where your heart is
American girls like dollies
With shiniest smiles and plastic bodies

И мой дословный перевод:
Для всех вас, Американских девушек в кино
Никто не может сказать, что у вас на уме
Американские девушки как куклы
С самыми блестящими улыбками и пластмассовыми телами

Конечно в процессе игры вам удастся несколько рад ударить мужиков или выстрелить в конечность или пырнуть ножом, но фишка состоит совсем не в грубом самоутверждении через насилие, а в раскрытии сущности персонажей во всех мелочах. Для поп-культуры, где повествование целиком сконцентрировано на внутренних переживаниях и развитии персонажа мужчины, женщины очень часто выполняют роль манекенов, статистов. Поп-культура слишком долго отводила женщине роль спутницы или сопровождающей главного героя, каким-то его дополнением, насадкой. Часто авторы как бы говорили нам: «она ведет себя так-то и так-то потому, что она женщина, а женщины непредсказуемы, кто знает что им там взбредет в голову», не особенно заморачиваясь проработкой истории и развитием женского персонажа. Авторам удалось развернуть эту ситуацию на 180 градусов при этом создав глубокую, трогательную наполненную деталями интерактивную историю, историю в которой хочется остаться по-дольше с послевкусием похожим на ту самую «Над пропастью во ржи».

Если вы играете в компьютерные игры, вам нравятся хорошие, глубокие истории то вам обязательно стоит сыграть и в эту игру, лучше всего скачать ее с торрентов, как и все произведения из поп-культуры упомянутые в игре, все искусство должно принадлежать народу, так? ;-) P.S. И нет, я не плакал в конце... Я же сказал что не плакал! Отстаньте! =)

iP9IR3lJHqw

Текст взят с моего сайта, там еще много интересного материала, которого больше нигде нет, заходи и добавляй в закладочки. ;-)

Комментарии

Признавайся, какую выбрал концовку?

Рейтинг: 4 (3 голоса )

Сначала спасти город, потом загрузился и спас Хлои. ;-)

Голосов пока нет

Следуй в нору за Зайкой Сереньким - http://grayrabbit.nihilist.li

Не смейте сравнивать это дерьмо с "Над пропастью во ржи". Куча отсылок к известным хорошим фильмам не делает игру хорошей. Саундтрек - это вообще отдельная песня.

Можно назвать десятки игр с великолепным сюжетом, где внимание в равной степени уделено и мужским и женским персонажам, их чувствам и переживаниям. Здесь же чувствуется влияние, не до конца преодоленных, комплексов сценариста. Никакущие, совершенно инопланетные персонажи, как-будто несут на себе тяжкий груз чьего-то горького опыта. Концентрирование именно на мелочах имеет смысл, если эти мелочи укладываются в единый сюжет. Здесь же как-будто собралась группа нердов и начала вспоминать, какие офигенные сериальчики они недавно видели и какие-бы отсылки сделать, что-бы пипл захавал.

Рейтинг: 5 (1 голос )

От концовок бомбануло, не иначе.

Голосов пока нет

Сравнение с книгой довольно уместно - и то и другое концентрируется на повествовании от лица подростка и читатель\игрок погружается в его мир. ИМХО даже если убрать поп-культурные отсылки из игры, ЛиС все-равно останется хорошей и глубокой игрой, не надо все так упрощать. То что тебе игра не понравилась это понятно. =)))

Голосов пока нет

Следуй в нору за Зайкой Сереньким - http://grayrabbit.nihilist.li

Параша, а не игра

Рейтинг: 5 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости