Эритрея: государственный социализм в Африке
20 апреля, 2017 - 00:32 - Michael Shraibman
Эритрея - полигон одного из самых радикальных экспериментов в духе государственного социализма (или большевизма) на африканском континенте. Об этом государстве с населением 6 миллионов человек мало что известно в мире. Никто особенно не интересуется происходящим в Эритрее. Впрочем, недра страны таят крупные месторождения золота, природный газ, железо, медь, никель, хром... Данное обстоятельство наряду с выгодным стратегическим положением Эритреи, рано или поздно привлечет к ней повышенное внимание т.н. "мирового сообщества", то есть стран НАТО и набирающего силу Китая. Но это дело будущего. А между тем, политико-социальный строй Эритреи интересен тем, что представляет собой наиболее последовательное и радикальное воплощение идеалов государственного социализма на африканском континенте.
Однопартийная диктатура во главе с верховным вождем, лидером правящей партии, органично сочетается с господством государственного сектора экономики и чудовищной нищетой. Государство, располагающее солидными природными ресурсами, находится на 187 месте в мире по уровню жизни. Как всегда, проект государственного социализма (национализации, огосударствления экономики) закончился крахом. "Огромные человеческие ресурсы, сосредоточенные в рамках "национальной службы" используются неэффективно. Строятся дороги, дамбы, осуществляются сельскохозяйственные проекты. Во многих случаях они, однако, совершенно бессмысленны – как например, строительство дорог, по которым нет коммерческого траффика или различного рода фантастические оросительные проекты".
Какой же государственный социализм без массовых репрессий? Оппозиция преследуется, некоторые религиозные меньшинства подавляются. "Правительство чрезвычайно подозрительно относится к "внешним влияниям" и с параноидальной жестокостью преследует эритрейцев, которые заподозрены в том, что превратились в носителей подобных "влияний". В стране официально разрешены лишь четыре вероисповедания: лютеранство, православие, католицизм и ислам. Члены любой другой секты беспощадно преследуются. Мусульмане, принадлежащие к новым непризнанным сектам преследуются также, как приверженцы бахайской веры или Свидетели Иеговы. Самая большая категория тюремного населения – дезертиры и уклонисты. За ними следуют реальные или мнимые диссиденты, "спекулянты", торговцы черного рынка и любые лица, осмелившиеся критиковать режим".
Эритрея - это не только нищета, диктатура, культ личности, засилие чиновников во всех областях жизни, но и истерический национализм в идеологии, и непрерывные военные конфликты с соседями. Страна представляет собою большой военный лагерь с менталитетом осажденной крепости и практически неограниченным сроком военной службы. Эритрея вовлечена в конфликты и войны со всеми своими ближайшими соседями - Эфиопией, Джибути, Сомали, Суданом и Йеменом.
Понятно, что, мягко говоря, не всем нравится такой образ жизни. Люди из Эритреи бегут, причем среди беглецов не только простые граждане, но так же солдаты и офицеры армии. По мнению наблюдателей "cотни тысяч людей в самом продуктивном возрасте – до 40 лет – пленники военной машины и никак не способствуют экономическому развитию. Эритрейский исход, свидетелем которому является весь мир, подрывает сами основы общества – из страны бегут самые способные и живучие, оставляя ее, в буквальном смысле, без будущего".
Где бы государственный социализм не строили, где бы не проводили ленинистские или около-ленинистские эксперименты - в России, Китае, в Венесуэле или в Африке, результат один и тот же: голод, репрессии, диктатура.