Поздравляем девушек с Международным женским днем!

Поздравляем девушек с Международным женским днем!

8 марта – Международный женский день, или, как теперь частенько можно услышать, «праздник весны». В последние годы мы как-то подзабыли – а нынешняя власть такую «забывчивость» вполне сознательно культивирует – о том, каков изначальный смысл этого прекрасного праздника, кто стоял у  его истоков, какие цели преследовали его инициаторы.  Ведь это не просто праздник весны и любви, но и день борьбы за интересы трудящихся женщин, за их полное, фактическое равноправие.

 

Именно так думали в первую очередь делегаты Международного женского социалистического конгресса в Копенгагене, когда принимали решение об учреждении революционного женского праздника, который в нашей стране с 1965 года официально считается нерабочим днем. Понятно, что до 1917 года праздник 8 марта отмечали нелегально. В дореволюционной России женщина жила в условиях систематического унижения, полного отсутствия каких бы то ни было закрепленных законом политических прав и зачастую – если речь шла о женщинах из неимущих классов – угрозы прямого физического насилия, страха, опасности. Самодержавная власть и буржуазно-помещичья «элита» страны  рассматривали женщину как существо второсортное, самой своей физиологией обреченное на подчиненное по сравнению с богатыми мужчинами положение рабыни или – что почти то же самое – богатой, но бесправной содержанки, не важно, шла ли речь о фабричной работнице или крестьянке, учительнице или актрисе.

Это было одним из ярчайших проявлений того самого, говоря словами крупнейшего русского публициста и литературного критика XIX века Николая Добролюбова, «тёмного царства», где для рабочих и крестьян не было пути иного, как зарабатывать тяжким подённым трудом на кусок хлеба. По циркуляру о «кухаркиных детях» (30 июня 1887 года) доступ к образованию, искусству, достижениям мировой мысли был закрыт «детям простолюдинов». В итоге в мире простолюдинов мужчины запойно пили, дети умирали, а нищета и дикие бытовые условия тяжкой плитой придавливали ещё с юности красоту и обаяние женщин. Для того чтобы женщина стала достойным членом общества, не оставалась другого выхода, кроме свержения проклятого старого мира, устранения царящих в нем эксплуатации и невежества.

Именно поэтому был так велик процент женщин, нашедших свое место в антиправительственных организациях, в большевистской партии. Софья Перовская и Вера Фигнер, Мария Спиридонова и Вера Засулич, Надежда Крупская и Инесса Арманд, Мария Ульянова и Розалия Землячка, Александра Коллонтай и Елена Соколовская, многие-многие другие героически проявили себя в подпольной борьбе с самодержавием, в годы революции и Гражданской войны. Отдавая все свои силы и сами жизни «великому делу любви» к свободе, социальному равенству и братству тружеников всех национальностей, они боролись и за свои права, соединив частный интерес «женского сословия» с общими задачами революции.

После победы Октября пришедшие к власти большевики сразу же приняли целый комплекс мер против «сверхпритеснения угнетенного пола». Уже в декабре 1917 года подписанным председателем Совнаркома РСФСР Владимиром Ильичём Лениным декретом «О расторжении брака» обязательный церковный брак заменялся гражданским, его расторжение было стократно облегчено, фактический брак приравнен к официальному, внебрачные дети приобрели все права «законнорожденных». Политика советской власти, не оставившая, говоря словами Ленина, «камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей – законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах», открыла трудящимся женщинам дорогу наверх. Речь шла не просто о карьере, а о самореализации, пути к знаниям, новому, равноправному, положению в обществе.

18 ноября 1920 года Владимир Ильич Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о разрешении абортов. Большевики, как говорил Ленин, рассматривали право на аборт как «азбучное демократическое право гражданина и гражданки» и, придя к власти, впервые в Европе дали возможность всем женщинам искусственно прерывать беременность в течение первых трех месяцев. И данная мера, вопреки частым ныне воплям новоявленных черносотенцев, отнюдь не снизила рождаемость: в течение 20-х годов она непрерывно росла. Этому способствовала социальная политика советского правительства – впервые в истории России женщины получили право на знаменитый «декретный отпуск». В те годы он начинался за два месяца до рождения ребенка и заканчивался через полтора месяца после родов.

Советская власть дала женщине не только социальные, но и политические права. В частности, равное право голоса на выборах они получили гораздо раньше, нежели это произошло в таких цитаделях буржуазной демократии, как США или Великобритания, не говоря уж о Швейцарии. Не стоит забывать и о «женских квотах» во всех законодательных органах власти, партийных, комсомольских и профсоюзных комитетах, называемых в шутку, а иногда и всерьёз, «коллонтаевскими» – в честь наркома социального призрения РСФСР Александры Коллонтай, яростной и последовательной  феминистки, ставшей первой женщиной-министром в истории нашей страны. Конечно, система квот носила во многом формальный характер, однако по сравнению с нынешними временами защищала права женщин, пожалуй, куда как более эффективно.

Реставрация буржуазных порядков в течение последних двух десятилетий отбросила всех граждан России на век назад. Сверхэксплуатация новыми собственниками, сексуальные домогательства и постоянное унижение со стороны «хозяев» прямо на рабочем месте, невозможность спокойно забеременеть и родить ребенка, проблемы с местами в детские сады и ясли, постоянный рост цен на детские товары и продукты питания – вот далеко неполный набор того, что принесла нашим соотечественницам капиталистическая действительность. Недавняя история с массовыми протестами будущих мам в связи с новым порядком начисления пособий по беременности и родам стала прекрасной иллюстрацией того, чего стоят на практике слова чиновников исполнительной власти и их прислужников из «Единой России» о «демографической политике» и «народосбережении».

Второе пришествие русского капитализма изменило не только отношения собственности и вытекающие отсюда социальные роли. Чем дальше, тем отчетливее заметны запущенные либеральными реформаторами негативные процессы. Это – ранняя смертность мужского населения вследствие алкоголизма и болезней, потери привычной работы и устоявшегося социального статуса. В то же время за два десятилетия, которые Россия прожила в условиях капиталистических отношений, стало очевидно, что на рынке труда русские женщины вполне конкурентоспособны. Причём не только в качестве ответственного и добросовестного исполнителя, но и авторитетного руководителя, толкового менеджера, грамотного бухгалтера, опытного юриста. Женщины работают не только не хуже, а зачастую и лучше мужчин. Их энергии, инициативе, предприимчивости, трудолюбию можно лишь позавидовать. Они – с мужчинами на равных, даже если последние и не хотят этого признавать.

Подобный тип для России не внове. Вспомним женщин русской революции или комсомолок 20-х годов прошлого века. Ныне их внучки и правнучки в совершенно новых условиях и внешне по-иному добиваются того же самого: равных прав и признания этого факта не только на словах, но и на деле. Есть надежда, что этот процесс необратим, и вопреки всем стремлениям клерикалов, «единороссовских консерваторов» и высокопоставленных дамочек, посвятивших свой досуг борьбе за «семейные ценности», наши соотечественницы больше никогда не станут жертвами замкнутого мирка – пресловутого треугольника «семья – кухня – церковь». Тогда каждый день в году станет для них днём торжества не только равных прав, но и равных возможностей.

статья Владимира Соловейчика

Всю историю существования движения за равноправие женщин, в нем немалое участие принимали анархистки разных стран. Они даже выделились в обособленное движение (анархо-феминизм), чтобы не связывать себя  с некоторыми феминистками организациями, требующими скорее не равенства, а положительной дискриминации, что противоречит первоначальным целям движения.

Женщины или женские анархистские организации

Эмма Голдмэн

Луизе Мишель

Джанет Биль

Дора Марсден

Вольтарина де Клер

Леда Рафанелли

Фауста Биззоззеро

Мария Окчипинти

Люси Парсонс

Mujeres Libres

Вера Фигнер

Сесиль Леконт

Андрэ Лео

Источник: http://www.kurskvetka.org/471

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

4 месяца назад
3