Анархисты на волне протестов в Индонезии

Представляем перевод интервью Crimethinc с индонезийскими анархистами, который сделали наши волонтеры.

В августе 2024 года Индонезию захлестнула волна протестов, по-видимому, в ответ на политические махинации, направленные на назначение преемника президента Джоко Видодо, известного в народе как Джокови. В англоязычном мире очень мало информации об этих протестах. Чтобы разобраться в глубинных проблемах, мы обратились к участникам анархистских движений в разных частях Индонезии.

Мы взяли интервью у Франса Ари Прасетио, независимого исследователя и фотографа из Бандунга, и у М, участника анархистского коллектива в Джогджакарте. Фотографии также принадлежат Франсу Ари Прасетио.

Если вы хотите помочь наладить связи между анархистами Индонезии и других страна мира, вы можете поддержать Page Against the Machine, инициативу по переводу книг индонезийских анархистов на английский язык.

"Никогда не доверяйте правительству". Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

Согласно новостям, которые доходят до нас, продолжающиеся протесты, видимо, являются ответом на изменение закона о выборах и, в целом, на правление коррумпированной политической династии. Есть ли в этой истории что-то большее?

Франс Ари Прасетио: Недавний бунт произошел на пике недовольства населения двухлетним президентством Джокови, особенно среди молодых индонезийцев. Хотя этот протест не приведет к смещению президента Джокови, так как он уйдет в отставку в октябре 2024 года (оригинал интервью опубликован 23.09.2024  ред.), тем не менее данные события свидетельствуют о том, что общественные движения в Индонезии, особенно в Бандунге, стали более динамичными и разнообразными после окончания авторитарной эпохи в результате реформ 1998 года. Эти протесты вспыхнули в ответ на попытки Джокови изменить закон о выборах в региональные органы власти, принятый в ходе реформ 1998 года.

Конституционный суд вынес два постановления, касающиеся возрастного ценза на должности региональных руководителей. Во-первых, он постановил, что кандидатам должно быть не менее 30 лет на момент регистрации. Это решение может помешать баллотироваться младшему сыну президента Джокови, которому всего 29 лет. Второе постановление отменило 25-процентный кворум, необходимый политическим партиям для выдвижения кандидатов на пост главы региона. Суд снизил порог до 6,5-10% действительных голосов в каждом регионе. Это изменение позволяет малым и средним партиям выдвигать своих кандидатов, предоставляя избирателям больше возможностей для выбора лидера. Ранее из-за 25-% порога выдвигать кандидатов могли только крупные партии. Однако это постановление также открывает двери для бывшего губернатора Джакарты, который пользуется популярностью у оппозиции и обладает высокими шансами быть избранным, а также для других кандидатов, поддерживаемых оппозицией.

Действия Джокови могут быть расценены как подрыв демократических принципов. Это может быть вызвано желанием сохранить власть и защитить себя, сохранив сильное политическое влияние даже после окончания его президентского срока в октябре 2024 года. В Индонезии и во всем мире еще многое предстоит сделать для развития демократической инклюзивности, подотчетности и качества жизни. Однако прогресс, похоже, не продвигается, а замедляется. Многие индонезийцы опасаются возможного краха действующего правительства. Кроме того, на рассмотрении находятся и другие законы, в частности, законы о вооруженных силах и полиции, которые могут иметь серьезные последствия.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

М: Протесты в Индонезии вызваны целым рядом факторов, включая изменения в законах о выборах, широко распространенную коррупцию, экономические претензии, недовольство политическим руководством и жестокостью полиции. Хотя изменения в законах о выборах и влияние коррумпированных политических династий занимают центральное место в нынешних волнениях, они являются частью более широкого контекста.

Основные проблемы

1. Изменения в избирательном законодательстве. Протесты в значительной степени подогреваются недавними поправками к избирательному законодательству Индонезии. Многие индонезийцы считают, что эти изменения подрывают демократические принципы и усиливают влияние укоренившихся политических элит. Некоторые считают, что поправки способствуют манипулированию результатами выборов, что вызывает обеспокоенность относительно справедливости и прозрачности демократического процесса.

2. Политическая коррупция. Коррупция остается давней проблемой индонезийской политики. Убеждение о широком распространении коррупции среди политической элиты, в том числе членов влиятельных политических династий, способствует росту недовольства населения. Многие протестующие требуют справедливого суда и наказания виновных, а также большей подотчетности и прозрачности соответствующих институтов, таких, как Комиссия по искоренению коррупции (Corruption Eradication Commission).

Дополнительные факторы

1. Исторические обиды. Индонезия имеет богатую историю политических потрясений, и на недавние протесты влияют исторические обиды, играют роль в том числе и предыдущие движения против авторитарного правления и коррупции. Наследие эпохи Сухарто и движения "Реформаси" ("Реформация") 1998 года продолжает влиять на настроения и активность людей и по сей день.

2. Экономическое недовольство. Экономические проблемы также играют важную роль. Растущее неравенство, безработица и недовольство экономической политикой усиливают негодование граждан. Многие индонезийцы считают, что выгоды от экономического роста распределяются неравномерно, что усиливает социальную и экономическую напряженность.

3. Социальные медиа и активизм. Нельзя не отметить роль социальных сетей в организации и усилении несогласия. Социальные медиа-платформы позволили активистам мобилизовываться и быстро распространять информацию, что способствовало увеличению масштаба и интенсивности протестов. Это позволило усилить контроль со стороны общества за деятельностью правящих классов и преступлениями, которые они совершают. Использование хэштегов в интернете также увеличивается. В ответ на текущие проблемы распространился слоган "нет хэштега, нет правосудия".

4. Нынешняя власть. Президент Джокови подвергается критике за неудачи в борьбе с коррупцией и за проведение политических реформ, а также за принятие непопулярных у населения законопроектов. За десять лет пребывания у власти администрацию Джокови обвиняли в том, что она делает недостаточно для решения проблем в правительственной системе. Во время своего президентства Джокови уделял особое внимание продвижению идей, которые наносили ущерб обществу и окружающей среде. Это вызвало серьезную критику и конфликты на низовом уровне, где общины были непосредственно затронуты его политикой.

5. Жестокость полиции. Граждан возмущает насилие в отношении демонстрантов, произвольные аресты, жестокое обращение с задержанными, злоупотребление властью, коррупция, увеличение государственных расходов на вооружение, использование слезоточивого газа на демонстрациях, нарушения в сфере профессиональной деятельности, а также участие полиции в "покрывании" незаконных онлайн-казино, торговле людьми, наркотрафике и использовании районов добычи полезных ископаемых и плантаций пальмового масла, не считаясь с интересами местного населения. Критики утверждают, что это отражает системные проблемы в полиции, такие, как отсутствие подотчетности, недостаточный надзор и склонность к авторитарным методам. Правозащитные организации, активисты и другие люди часто призывают к реформам, направленным на улучшение работы полиции, обеспечение большей прозрачности и защиту гражданских свобод. Анархисты же призывают бороться с самим институтом полиции и покончить с ним.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

Сделайте краткий обзор предшествующих мощных социальных движений в Индонезии, которые послужили прецедентом для сегодняшней волны активности, и дайте нам хронологию значимых событий, приведших к нынешним волнениям.

Франс Ари Прасетио: Перед этой акцией протеста прошла еще одна демонстрация против назначения скандально известного начальника полиции председателем КПК (Komisi Pemberantasan Korupsi, "Комиссия по искоренению коррупции"). Многие опасались, что это назначение снизит нейтральность KPK и помешает ей эффективно бороться с коррупцией. В 2019 году люди провели крупнейшую со времен реформ 1998 года акцию протеста, известную как #reformasidikorupsi. Эти демонстрации и реакция на них государства привели к резкому падению доверия населения к правительству Джокови.

Протесты #reformasidikorupsi длились почти две недели и проходили в нескольких городах. По трагической случайности полиция убила нескольких протестующих. Многие надеялись, что сопротивление приведет ко второй реформе, подобной первой, свергнувшей режим Нового порядка (Сухарто). Однако Джокови удалось разрядить напряжение, когда он обратился к оппозиционным партиям и предложил им войти в правящий блок. Примечательно, что Джокови также удалось наладить сотрудничество между военными и полицией, которые активно работали вместе во время протестов.

1 мая 2019 года автономные группы вышли на улицы. Большинство из них присоединились к "черному блоку". Хотя это был не первый протест "черного блока" (прим. переводчика: черный блок — это тактика протестов и демонстраций, при которой участники носят черную одежду, шарфы, маски, темные очки и прочие атрибуты, скрывающие и защищающие лицо. Черная одежда используется для достижения монолитности толпы в глазах обычных граждан — в одежде, лозунгах и идеях. Тактика предусматривает сокрытие лиц масками, повязками для анонимности, усложнение преследования властями и защиту от слезоточивого газа, используемого полицией для борьбы с протестующими), он стал самым крупным на сегодняшний день, что многих удивило. Но, учитывая контекст продолжающихся демонстраций, нам, возможно, не стоило так удивляться.

В 2022 году после принятия противоречивого Уголовного кодекса (KUDP), который многие сравнивали с законами колониальной эпохи, начались масштабные протесты. Ранее, в октябре 2020 года, Палата представителей (DPR) и правительство Индонезии приняли неолиберальный "омнибусный закон". Он был направлен на повышение занятости в период пандемии и ускорение изменений в законах, которые считались препятствующими экономическому росту, развитию и инвестициям.

Столкнувшись с конституционными ограничениями, которые не позволяли ему претендовать на третий срок, Джокови назначил своего зятя председателем Конституционного суда. Он также рассматривал возможность смягчения возрастных требований к кандидатам в вице-президенты, что могло бы позволить старшему сыну Джокови баллотироваться вместе с Прабово на президентских выборах 2024 года. Прабово, бывший генерал Нового порядка, замешанный в нарушениях прав человека, включая похищения активистов во время реформ 1998 года и военные операции в Папуа, после реформ искал убежище в Иордании. Он вернулся в Индонезию во время правления президента Абдурахмана Вахида (Гусдура) и занялся политической деятельностью, в результате основав партию Гериндра (Gerakan Indonesia Raya) и став ее председателем.

Прабово и Гибран, сын Джокови, победили на выборах 2024 года, что стало шагом назад на пути к Новому порядку.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

М: Я расскажу вам краткую хронологию.

Хронология событий

2017. Во время губернаторских выборов в Джакарте прошли масштабные протесты против действующего губернатора Ахока, вызванные в первую очередь обвинениями в религиозном богохульстве, также присутствовали расистские тенденции (он китаец по национальности). Поражение Ахока ознаменовало рост политической и социальной поляризации.

2018-2019. В Индонезии случилось несколько громких коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны высокопоставленные чиновники и министерства; это усилило недовольство населения политической элитой.

2019. Переизбрание президента Джоко Видодо (Джокови) стало катализатором протестов оппозиционных групп, критикующих политику Джокови и обвиняющих его в фальсификации выборов. В этот период также усилилось внимание общественности к влиянию политических династий и кумовству Джокови.

2020-2021. Пандемия COVID-19 усугубила существующие проблемы, включая экономическую нестабильность. Недовольство людей росло в связи с действиями по борьбе с пандемией и предполагаемой коррупцией при оказании помощи.

2022. Протесты вспыхнули в ответ на принятие нового закона о создании рабочих мест ("омнибусный закон"), который, как считается, благоприятствует интересам капиталистов, а не правам трудящихся. Эти выступления подчеркнули сохраняющуюся обеспокоенность по поводу трудовых прав и экономического неравенства. В 2022 году также случилась необычная история, связанная с высокопоставленным сотрудником Национальной полиции Ферди Самбо, который занимал пост главы отдела "Пропам". ("Кадив Пропам" - это глава Отдела профессиональной безопасности, который уполномочен выполнять обязанности Отдела Пропам, связанные с разработкой профессиональных стандартов и обеспечением безопасности во внутренней среде организации Национальной полиции). Он был причастен к преднамеренному убийству бригадного генерала Джошуа Хутабарата. Первоначально Самбо был вынесен смертны приговор, но окончательный вердикт приговорил его к пожизненному заключению. Этот инцидент привлек значительное внимание на национальном и международном уровнях. Впервые в Индонезии генерал Национальной полиции был приговорен к пожизненному заключению.

2023-2024. Недавние волнения были вызваны недовольством избирательными законами, обвинениями в коррупции, высоким уровнем безработицы и растущим недовольством укоренившимися политическими династиями. Продолжающиеся протесты отражают борьбу за политические перемены, характерные для новейшей истории Индонезии.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

В каждом движении участвуют фракции и течения с разными взглядами на мир и разными целями. Можете ли вы описать группы по обе стороны этого конфликта?

Франс Ари Прасетио: В условиях относительно слабой политической культуры, упадка рабочего движения и раздробленности левых сил в Индонезии нередки случаи, когда люди причисляют себя к анархистам или придерживаются анархистских принципов. Такая гибкая и всеохватывающая интерпретация анархизма кажется наиболее распространенной формой анархистской мысли. Анархистские тенденции в общественных движениях особенно привлекательны для многих молодых людей в Индонезии, особенно в Бандунге, который имеет долгую историю анархизма, начавшуюся в 2014 году. В Бандунге автономное движение выпустило альбом-компиляцию под названием "Mobilisasi Kemuakan" ("Мобилизация отвращения"), в который вошли произведения двенадцати групп, представляющих различные музыкальные поджанры, включая панк, металл и хип-хоп. В текстах альбома содержится неприятие выборов, а также специальный буклет, критикующий представительную демократию и противопоставляющий ей народные мобилизации на улицах и "прямую демократию".

Видная марксистская интеллектуальная группа в Индонезии, напротив, поддержала Джокови, мобилизовав левых активистов, молодежные группы и новых избирателей с помощью яркой газетной кампании перед президентскими выборами 2014 года. Они обосновывали эту поддержку тем, что Джокови противостоит Прабово, военному генералу Нового порядка, замешанному в нарушении прав человека. По иронии судьбы, Джокови стал ключевым сторонником президентства Прабово в 2024 году, а заместителем Прабово стал старший сын Джокови.

Современное протестное движение разделилось на три основные группы: студенты университетов, рабочие и массовые организации, включая националистические и религиозные группы, и неформальные группы, ориентированные на конкретные проблемы, связанные с идентичностью, такие, как женские группы, группы художников, журналистов, гендерных нонконформистов и религиозных меньшинств. Некоторые из этих групп общество, полиция и государство обозначают как "анархистские".

Эти "анархистские" группы выражают свою позицию различными способами, включая скандирование, пение, граффити, ношение флагов, плакатов и транспарантов, а также зажигание факелов на улицах. Их цель - привлечь внимание общественности. К сожалению, нынешняя демократическая система не предлагает эффективных средств для ведения уличной борьбы против государства, полиции и армии. Эта анархистская активность несколько обеспокоила общественность, демократический процесс и даже полицию. К сожалению, стремление полиции выиграть все сражения в публичном информационном поле, особенно направленные против анархистов, привело к снижению общественного понимания и поддержки анархистов как части гражданского общества.

Студенческие группы часто играют решающую роль в инициировании протестов и занимают видное место в основных средствах массовой информации как проводники перемен. Студенты считаются интеллектуалами, критически настроенными по отношению к государственной политике. Будучи образованными гражданами, они способны влиять на решения правительства.

Участие студентов в забастовках по всей Индонезии дало толчок новому общественному движению, что привело к росту политической сознательности у молодёжи. Студенты стали мощной силой в протестах, причем многие из них идентифицируют себя с анархистским движением, которое направляет энергию и страсть подрывной молодежи.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

М: Современное движение сопротивления в целом делится на две группы: элита в правительстве и политических партиях и общество вне правительства. Те, кто в правительстве, позиционируют себя как "оппозиция", имеют свои собственные политические и партийные планы; они также стремятся обеспечить свои интересы, на которые нам абсолютно наплевать. С другой стороны, в недавно возникших внепарламентских движениях участвуют самые разные группы, включая ветеранов протестов 1998 года, правозащитные организации, женские группы, экологов, журналистов, представителей коренных народов, фермеров, рыбаков, неформальных рабочих, ученых, религиозные студенческие организации, студентов из Папуа, преподавателей университетов, водителей онлайн-транспорта, политических и популярных деятелей, художников, комиков, матерей, школьников, панков и, конечно, анархистов, которых часто обвиняют в подстрекательстве к беспорядкам и "провокациях".

Эти внепарламентские группы достигли предела отчаяния в связи со все более безрассудными действиями династии Джокови, особенно когда его президентство подходит к концу. Гражданское общество также выражает беспокойство по поводу избранных президента и вице-президента следующей администрации, которые имеют очень плохой послужной список; их инаугурация назначена на октябрь 2024 года. Избранный президент Прабово Субианто - зять бывшего президента Сухарто; он был высокопоставленным генералом при режиме Сухарто, и в настоящее время занимает пост министра обороны. Он был причастен к похищениям и исчезновениям студенческих активистов в 1998 году, а также к ряду военных операций во времена Сухарто. Он также является очень богатым бизнесменом. Гибран Ракабуминг Рака, избранный вице-президент и старший сын Джокови, подвергся серьезной критике из-за кумовства и нарушении возрастного ценза для президента, что было рассмотрено Конституционным судом в начале этого года.

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

Мы видели надпись "ACAB" на экспроприированных полицейских щитах и полицейских машинах во время беспорядков. Какова роль антиавторитариев и анархистов в этих протестах? И насколько широко распространены антиавторитарные настроения в индонезийских движениях сегодня?

Франс Ари Прасетио: С момента возникновения движения за глобальную справедливость в 1990-х годах анархистские идеи пережили возрождение и продолжают привлекать все больше сторонников. Несмотря на полицейские репрессии и постоянную критику со стороны основных СМИ, движение набирает обороты. В Бандунге, историческом центре анархистской активности в Индонезии в 1990-е годы, по-прежнему существует активный анархистский коллектив. Движение значительно выросло в середине 2000-х годов благодаря различным усилиям, включая забастовки, акции футбольных хулиганов, протесты против выселений, акции взаимопомощи и распространение книг и брошюр. Росту движения способствовали и такие факторы, как системное экономическое неравенство, джентрификация (процесс изменения пришедших в упадок городских кварталов и образа жизни в них с течением времени или искусственным способом в результате благоустройства, создания комфортной среды и последующего привлечения более состоятельных жителей), проблемы с жильем и доступом к земле, реструктуризация рабочей силы и репрессии со стороны правительства, вызывавшие массовый гнев и столкновения с полицией.

Анархисты посвятили себя созданию пространств, соответствующих их убеждениям, изучению альтернативных форм сопротивления и определению границ свободы, локального протеста и транснациональных социальных движений.

Авторитаризм и милитаризм глубоко укоренились в Индонезии со времен Нового порядка, и эта милитаризация усилилась при Джокови. Анархисты оказывают серьезное сопротивление правительству Джокови. Исполнительная власть консолидировала контроль над полицией и военными бюджетами, чтобы регулировать протестные движения. Хотя полиция открыто не агитировала за Джокови, ее поддержка способствовала его успеху на выборах в различных регионах, что напоминает роль полиции в эпоху Нового порядка.

После первомайского "черного блока" 2019 года, после которого в Бандунге было арестовано более 700 человек, стало ясно, что полиция все больше стремится к победе во всех публичных столкновениях, особенно с участием анархистов. В результате анархисты рискуют оказаться в изоляции от некоторых сообществ. В некоторых жилых районах Бандунга жители вывешивают баннеры с надписями "Анти-анархо", "Anarko Dilarang!" ("Анархизм запрещен!") или "Daerah Ini Bebas Anarko" ("Этот район свободен от анархизма"). В то время никто не хотел ассоциироваться с подрывным движением сопротивления.

В 2020 году во время протестов против"омнибусного закона" эти транспаранты стали исчезать. Однако полиция продолжала бороться с протестами, арестовывая и совершая акты насилия против гражданских лиц просто за то, что они носят черное. Это преследование людей в черном на протестах, призванное изолировать анархистское движение, имеет обратный эффект, подталкивая многих рассерженных молодых людей к анархизму.

В 2022 году после смертельного инцидента на футбольном стадионе начались ожесточенные демонстрации и столкновения с полицией. В результате "ACAB" и другие инновационные анти-полицейские лозунги и граффити стали все более популярными.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

М: Анархистское движение в Индонезии растет. Мы не только внедряем антиавторитарные идеи через дискуссии, публикации, переводы, социальные сети, искусство и музыку, но и активно участвуем в низовых движениях, особенно в тех, которые выступают против выселений и разрушения окружающей среды, а также против полиции и государства. Мы выступаем за децентрализованные движения прямого действия, создаем сети взаимопомощи по всему архипелагу, занимаем земли, жители которых находятся в конфликте с государством и корпорациями, и решаем повседневные проблемы, с которыми сталкивается общество в целом, включая наши собственные. Мы добиваемся всего этого, организуя деятельность на основе анархистских принципов и способствуя развитию критического сознания в обществе.

Мы стремимся повышать осведомленность, раскрывая, насколько манипулятивны и эксплуататорски настроены государство и корпорации по отношению к обществу. Мы предоставляем информацию об их злодеяниях. По мере того, как люди становятся более информированными, они также становятся более критичными, теряя веру в механизмы и стратегии государства, а также в полицию.

Мы не одиноки в этих усилиях. Мы начали строить отношения со студенческими группами, панками, художниками, музыкантами, учеными, представителями квир-сообщества, безработными, юристами, неформальными работниками и другими группами. Анархисты выполняют свою роль, усиливая рост антиавторитарных движений в разных регионах.

Однако и здесь не обошлось без проблем. Между студенческими группами и анархистами возникли некоторые трения. Индонезийские студенты часто надевают свои кампусные куртки во время демонстраций и используют веревки для создания барьеров, утверждая, что это делается для того, чтобы избежать проникновения полицейских агентов или провокаторов. Они также склонны вести себя так, будто являются лидерами протестов, что представляет собой форму авангардизма. По иронии судьбы, их лозунги "Объединившийся народ не может быть побежден" и "Остерегайтесь провокаций, не дайте нас разделить" противоречат реальному положению дел на местах, когда они отделяют себя, утверждая, что представляют народ. Когда напряженность возрастает, обычно вперед выходят анархисты, вызывая энтузиазм у других демонстрантов и приводя к столкновениям.

Например, в Бандунге, когда ситуация стала хаотичной, в воздух полетели слезоточивый газ и камни, демонстранты бросились искать убежище в университетском городке, но студенты заблокировали нас, крича: "Не пускайте их! Они не одни из нас!" Более неприятный инцидент произошел в Сукабуми, где некоторые демонстранты, опознанные как часть "черного блока", были избиты множеством студентов.

Студенты часто не понимают, что разнообразие демонстрантов - это реальность, которой они не могут избежать, и которая показывает, что движение включает в себя различные социальные слои. Активное участие различных групп в борьбе с одним и тем же врагом важно с тактической точки зрения. Студенты также забывают, что анонимность имеет решающее значение для безопасности демонстрантов, поскольку полиция часто преследует группы "черного блока".

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Как различается движение в разных частях страны?

М: В Индонезии, огромной стране-архипелаге, есть регионы с ярко выраженной культурой сопротивления, на которую влияют местные обычаи и проблемы. Ява, являясь центром финансов, бизнеса, информации, технологий и власти, демонстрирует значительное социальное, экономическое и образовательное неравенство. Сопротивление в каждом регионе часто проливает свет на местные проблемы.

Например, Калимантану угрожает серьезная экологическая опасность, связанная с масштабной добычей полезных ископаемых и производством пальмового масла, а также с перемещением коренных общин. Спорный проект "Национальная столица" (IKN), предусматривающий перенос столицы из Джакарты в Пенаджам Пасер Утара в Восточном Калимантане, уничтожит 256 142 га естественных лесов и 68 189 га моря. По данным Национального агентства по планированию развития (Bappenas), бюджет проекта IKN составляет 466,9 триллиона дирхамов, финансирование осуществляется государством и иностранными инвесторами. В проекте IKN также участвуют высокопоставленные чиновники, ивестировавшие в проект, включая министра обороны Прабово Субианто и Лухута Бинсара Панджайтана, министра-координатора по морским делам и инвестициям Индонезии, а ранее высокопоставленного генерала времен Сухарто.

Уровень полицейских репрессий варьируется в зависимости от региона, при этом акции в восточных регионах обычно встречают более жесткий отпор со стороны правоохранительных органов.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Какие слои общества вышли на улицы? Участвуют ли в этих протестах те, кто раньше был мишенью для полиции - например, организованные рабочие, панки, футбольные ультрас или выступающие за независимость Западного Папуа?

М: Футбольные ультрас имеют свои обиды из-за трагедии, произошедшей 1 октября 2022 года на стадионе Канджурухан в Маланге. После футбольного матча между командами Arema FC и Persebaya Surabaya начались беспорядки. Полиция применила слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу, что привело к хаосу, когда тысячи болельщиков бросились к выходу. В результате давки и удушья погибли более 135 человек и еще больше получили ранения. Это событие также пролило свет на проблемы, связанные с контролем толпы и безопасностью на стадионе.

Родители жертв присоединились к футбольным ассоциациям, осудив трагедию и требуя справедливости для пострадавших. Состоялся судебный процесс, в результате которого были осуждены трое полицейских низшего звена и два организатора матча, каждый из которых получил максимальный срок всего в два с половиной года. В приговоре судья указал, что слезоточивый газ подействовал на сотни людей из-за направления ветра в сторону трибун. Инцидент в Канджурухане признан крупнейшей футбольной катастрофой в истории после трагедии 1964 года на стадионе Estadio Nacional в Лиме (Перу), которая унесла жизни более 300 человек. По сей день семьи погибших продолжают требовать привлечения к ответственности виновных, справедливости и прозрачности работы системы.

Тем временем жители Папуа продолжают бороться за независимость, несмотря на то, что государство характеризует их как вооруженную преступную группировку. Эта риторика, усилившаяся во время президентства Джокови при тайной поддержке министра обороны Прабово, используется для очернения папуасского движения за независимость. К сожалению, корпоративные СМИ часто используют этот ярлык.

Все упомянутые группы являются прямыми жертвами политики правительства Джокови. Естественно, они используют текущую ситуацию, чтобы объединиться и выразить свой гнев вместе с другими пострадавшими сообществами.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Франс Ари Прасетио: После реформ 1998 года в Индонезии произошли значительные изменения, включая быстрый рост гражданских институтов, увеличение численности среднего класса, формирование яркой культуры и городского образа жизни. Однако эти изменения также вызвали обеспокоенность, связанную с влиянием СМИ на общественное мнение, ростом популистских движений и попытками вернуться к авторитаризму под видом развития. В эпоху острой политической борьбы, сопровождавшей реформы 1998 года, анархисты протестовали против диктатуры. Такая реакция была не удивительна, учитывая, что индонезийские анархисты всегда поддерживали рабочий класс и классовую борьбу. Однако упадок левых политических сил после реформ 1998 года привел и к снижению популярности анархизма.

Несмотря на это, анархисты продолжают активно участвовать в протестах. Анархизм и "черный блок" стали значимыми культурными идентичностями для участников молодежных протестов в Бандунге. Молодые люди, вовлеченные в музыкальные субкультуры, футбольное хулиганство, антиколониальное сопротивление в Западном Папуа и другие движения, часто взаимодействуют с анархизмом, особенно через "черный блок". Рабочие организации также участвуют в этом движении, особенно в борьбе с "омнибусным законом", который напрямую затрагивает их интересы.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

В какой степени на это движение повлияли недавние восстания в других частях мира, например, в Шри-Ланке, Мьянме, Бангладеш или других странах?

М: У меня нет возможности ответить на этот вопрос. Однако нас очень вдохновило движение в Гонконге, и мы адаптировали некоторые из их стратегий.

Франс Ари Прасетио: Такие страны, как Шри-Ланка, Мьянма, Бангладеш, Камбоджа, а также многие страны Африки и Латинской Америки сталкиваются с серьезными проблемами в области управления: низким уровнем ВВП на душу населения, интенсивными вооруженными конфликтами и политической нестабильностью. Эти страны десятилетиями испытывали эти трудности, и, вероятно, и дальше будут иметь нестабильность на всех уровнях общества. Нынешние повстанческие движения в некоторых из этих стран служат примером беспорядков, которые могут возникнуть в результате этих проблем.

Когда в обществе формируется мощный государственный аппарат без сильной и продуктивной внутренней экономики, значительные слои населения могут быть более восприимчивы к автократическому нарративу, согласно которому государственный потенциал является ключом к развитию. За последнее десятилетие Индонезия прошла сложный путь между демократией и автократией.

Индонезия иллюстрирует неудачу "тезиса о демократической достаточности", который утверждает, что демократия необходима для достижения более высокого качества жизни в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Отчасти это произошло после реформ 1998 года, когда страна вышла из 32-летнего авторитарного и милитаристского правления и отпраздновала переход к демократии. Однако по-прежнему имеют место проблемы с обеспечением качества жизни, соответствующего демократическим стандартам и возможностям государства. Хотя Индонезии повезло больше, чем Шри-Ланке, Мьянме, Бангладеш и различным странам Африки и Латинской Америки, есть опасения, что в течении последнего десятилетия администрация Джокови возвращается к милитаристскому авторитаризму.

Демократия западного типа не является неизбежной, поскольку в истории нет предопределенных целей или задач. Напротив, история формируется под влиянием человеческой деятельности, идеологической борьбы и политических конфликтов, а будущее всегда остается неопределенным.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Можете ли вы рассказать о ресурсах, где можно почерпнуть информацию об истории анархической деятельности в Индонезии, а также о конкретных способах, которыми можно поддержать анархистов?

М: Сейчас нам явно нужна международная поддержка, чтобы привлечь внимание к наследию олигархии и непотизма при Джокови, а также к жестокости полиции. Мы призываем вас осудить индонезийскую полицию и военных за их жестокие действия.

Кроме того, после анализа нескольких инцидентов, связанных со столкновениями с полицией или с массовыми правыми националистическими и консервативными религиозными организациями во время демонстраций или захвата земель, мы считаем необходимым приложить больше усилий по выработке тактики во время демонстраций. Мы планируем лучше оснастить себя защитным снаряжением и проводить "тренинги", чтобы углубить наши знания по безопасности, а также по тактике защиты и нападения. Нам также нужна поддержка для содержания уличных парамедиков.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Франс Ари Прасетио: Анархистские группы существуют по всей Индонезии. Некоторые из них прямо называют себя анархистами, другие - нет. Независимо от названия, их действия полностью соответствуют анархистским принципам. Пока у нас есть общие идеологические связи и различные стратегические и практические подходы, сотрудничество кажется разумным, даже если не все идентифицируют себя как идейные анархисты.

Анархизм предлагает рамки для понимания сложностей молодежного активизма. Он дает возможность рассмотреть взаимосвязанные проблемы системного экономического неравенства, распределения ресурсов, доступа к общественным благам, трудовых систем, государственных репрессий и военно-полицейских действий. Непрекращающийся гнев в адрес полиции и военных привел к многочисленным столкновениям и бунтам.

Несмотря на трудности, анархистское движение сыграло важную роль в перестройке антикапиталистической борьбы в период, отмеченный фрагментацией и упадком, вызванными агрессивным неолиберализмом и возрождающимся авторитаризмом.

Сотрудничество может помочь построить более сильное движение и общество. Кризис COVID-19 заложил новую модель активизма в Бандунге. Гражданское общество приспособилось к нему, сформировав сети, которые действуют ризоматически, обеспечивая выживание и устойчивость. Я наблюдал и непосредственно испытал на себе воздействие этой модели. Начиная с первой фазы пандемии COVID-19 этот подход доказал свою эффективность, гибкость и динамичность, особенно в молодежных движениях.

В Бандунге мы используем термин lintas tongkrongan (перекрестные тусовки) для обозначения сотрудничества без иерархии. Многие молодые люди проводят много времени вместе как nongkrong (тусовка). Это может быть ценным источником энергии и страсти для гражданского активизма, в том числе анархистского.

Акция протеста в Бандунге 28 августа 2024 года

Что значит победить?

М: Мы не стремимся к "победе". На самом деле мы хотим, чтобы как можно больше людей осознали зло государства, капитализма и их инструментов. Мы хотим продолжать организовываться автономно, бороться с несправедливостью прямыми действиями, и пускать корни, как сильные дикие растения, рост которых не может остановить даже бетон.

Франс Ари Прасетио: Возможно, мы подходим к вопросу не с той стороны, если рассматриваем победу как конечную цель борьбы. Мы участвуем в конфликте, который может не иметь однозначного разрешения. Если мы добьемся победы, стоит подумать о том, что будет дальше. Существует риск "ложной победы", когда мы приобретаем черты того, против чего боролись или что победили.

Если рассматривать эту победу как благотворительный активизм, то она может привести скорее к изменению позиции, чем к реальному сдвигу. Не все, кто проиграл, исчезнут; некоторые могут адаптировать свои методы, чтобы казаться прогрессивными, что может превратить благотворительность в еще одно проявление классовой структуры, и непреднамеренно увековечить статус-кво.

В Индонезии победа реформ 1998 года, положившая конец 32-летнему милитаристско-авторитарному режиму Нового порядка, привела к созданию демократического правительства. Могло ли государство сделать больше, чтобы обеспечить последовательное улучшение качества жизни даже при сильной демократической подотчетности? Или же победа была просто попыткой сорвать закон о выборах?

Мы имеем дело с правительством, олигархами, хищнической деловой и партийной элитой, которые присвоили себе все, что принадлежит народу. Поэтому мы должны бороться изо всех сил. Нынешний общественный строй, сложившися в результате реформам, был построен на победе над Новым порядком. Переход к гражданскому правлению осуществлялся людьми, которые ранее были частью диктатуры.

За последнее десятилетие при президенте Джокови (2014-2024 гг.) Индонезия вернулась к авторитарному, милитаристскому государству, известному как Нео-Орба. Изначально Джокови изображался как президент-популист, защищающий простых людей; многие бывшие активисты времен реформ, свергнувшие Новый порядок Сухарто, теперь поддерживают режим Нео-Орба Джокови. Когда срок полномочий Джокови закончится в 2024 году, многие из этих активистов переключат свою поддержку на военного генерала Нового порядка, который когда-то похищал их и дважды побеждал Джокови на президентских выборах. Этот генерал станет следующим президентом Индонезии, а сын Джокови - его вице-президентом. Подобная преемственность власти и богатства словно высмеивает стремление к большему равенству, увековечивая цикл неравенства и отчуждения.

Почему великие победы должны оправдывать новые и более вопиющие формы неравенства? Результаты травмы времен демонстраций 1998 года проявляются и сегодня. Протесты важны, а победа - это бонус, но крайне важно формировать политическое сознание в повседневной жизни в условиях гегемонии государства, капитализма и неолиберализма. Мы должны создавать низовые альтернативы, даже если они начинаются с малого, и распространять их по многим областям, чтобы дать людям свободу и справедливость, в которых они нуждаются ежедневно. Построение политики подразумевает не просто участие в спонтанных протестах, но и решение реальных повседневных проблем и создание политических органов движения, выходящих за рамки простого расширения прав и возможностей получателей помощи.

Гражданское неповиновение может стать мощным инструментом для достижения равенства и подачи сигнала о победе. Рабочий класс, молодежь и другие гражданские группы имеют право на самоопределение. Мы не стремимся к простому перераспределению бедности или возврату к старым колониальным, капиталистическим или неолиберальным законам. Вместо этого мы используем гражданское неповиновение для укрепления гражданской и политической власти через образование, пропаганду, прямые действия и солидарность. Акты неповиновения демонстрируют, что сопротивление и альтернативы возможны, даже когда мы вынуждены противодействовать репрессивным законам, удушающему капитализму и разгулу неолиберализма.

Кто сможет потушить пожар, если он уже начался? Этот режим с самого начала играл с огнем. Они могут сколько угодно обвинять протестующих, но они не могут обвинить огонь. Я хочу, чтобы мы продолжали злиться, а государство снова охватила паника. Увидимся на следующем протесте, и на следующем, и на следующем! Да здравствует сопротивление, да здравствует солидарность!

Акция протеста в Бандунге 22 августа 2024 года

Приложение: демонстрации по всей Индонезии

По просьбе М приводим краткую информацию о демонстрациях, прошедших на различных крупных островах Индонезии 22-27 августа 2024 года.

Ява

Джакарта. 22 августа тысячи демонстрантов собрались перед зданием парламента Индонезии (DPR RI), было задействовано 3200 сотрудников службы безопасности. Аналогичные демонстрации прошли перед зданием Конституционного суда. Одновременно с этим 828-я акция Kamisan перед президентским дворцом также собрала большое количество людей. Протестующие несли копию гильотины как символ сопротивления монархии.

Во второй половине дня, в 14:20 по западно-индонезийскому времени, протестующие снесли правые ворота здания парламента. Член DPR RI Хабибурохман был ранен бутылкой, брошенной демонстрантом. Протест продолжался до вечера, полиция применяла силу, слезоточивый газ и водометы, чтобы разогнать толпу. Журналисты подверглись нападению за съёмку полицейского насилия, полицейские заставили их удалить отснятый материал.

Бандунг. В 17:30 протестующие снесли забор вокруг здания региональной палаты представителей Западной Явы (DPRD), что привело к столкновениям. Сотрудники спецслужб напали на журналиста, а студент потерял глаз из-за камня, брошенного полицией.

Тасикмалая. В ходе акции протеста было сожжено несколько объектов в здании DPRD.

Богор. Протесты прошли в Тугу Куджанг.

Чиребон. Во время демонстрации перед зданием DPRD пострадали студент и полицейский.

Джокьякарта. Тысячи людей собрались на марш, который начался на парковке Абу Бакар Али, прошли к Нулевому километру и закончили перед зданием DPRD Особого района Джокьякарты.

Семаран. Акция протеста перед зданием DPRD Центральной Явы переросла в насилие, когда протестующие прорвались внутрь, в результате чего ограждение едва не обрушилось. Полиция применила слезоточивый газ для разгона толпы, в результате чего 26 человек получили ранения, а 18-ти потребовалось лечение в больнице. Протесты продолжались до 26 августа, когда было сломано ограждение вокруг мэрии.

Сурабая. Демонстрации прошли перед зданием Tugu Pahlawan.

Соло. Протесты проходили перед зданием мэрии.

Маланг. Тысячи людей протестовали в районе Бундаран Тугу.

Суматра

Паданг. Протесты прошли перед зданием DPRD Западной Суматры.

Букиттингги. 23 августа под проливным дождем сотни людей провели акцию протеста перед зданием DPRD.

Лампунг. На акции протеста в ночь на 21 августа присутствовали участники в костюмах Money Heist.

Южная Суматра. Протестующие в Симпанг Лима надели маски политиков, в том числе Джоко Видодо, Бахлила Лахадалии, Юсрила Ихза Махендры, Прабово Субианто и Бобби Насутиона. Во время демонстрации они выставили гроб.

Джамби. Тысячи студентов прошли маршем от Simpang Bank Indonesia к зданию парламента в Теланае. Протест перерос в насилие со стороны полиции, в результате чего три человека потеряли сознание, а четверо получили ранения.

Ачех. Протесты перед зданием DPRK в Лхоксеумаве привели к столкновениям между тысячами студентов и силами безопасности. Аналогичная акция протеста прошла у здания Палаты представителей Ачеха в Банда-Ачехе, закончившаяся насилием и пятью арестами.

Бенгкулу. В ответ на протесты сотрудники службы безопасности DPRD напали на студентов, пытаясь разогнать толпу.

Сулавеси

Макассар. Тысячи людей протестовали против принятия законопроекта о региональных выборах (RUU Pilkada), некоторые жгли шины. Протест был разогнан, когда мимо должна была проехать первая леди Ириана Джоко Видодо.

Кендари. Тысячи студентов и журналистов провели акцию протеста перед зданием DPRD Юго-Восточного Сулавеси.

Палу. 23 августа перед зданием DPRD Центрального Сулавеси прошли акции протеста.

Нуса Тенггара

Купанг. Сидячая акция протеста прошла перед офисом NTT KPU (Nusa Tenggara Timur Komisi Pemilihan Umum, Генеральная избирательная комиссия в провинции Восточная Нуса Тенггара, столицей которой является город Купанг).

Матарам. Акция протеста перед зданием DPRD Западной Нуса Тенггары переросла в насилие после того, как полиция попыталась разогнать толпу с помощью слезоточивого газа и водометов.

*Денпасар (Бали)**: 23 августа студенты различных университетов, общественные студенческие организации, НПО, LBH Bali (Lembaga Bantuan Hukum*, Общественный институт правовой помощи - организация, которая оказывает бесплатную юридическую помощь нуждающимся) и другие группы приняли участие в акции протеста.

Малуку и Папуа

Амбон. Протест закончился насилием с разбитыми окнами в здании DPRD после того, как просьба Aliansi Mahasiswa Pattimura (Студенческий альянс университета Паттимура в городе Амбон, провинция Малуку) о встрече с членами коалиционной партии была отклонена по причине их отсутствия.

Маноквари. Протесты прошли перед зданием DPRD Папуа Барат.

Соронг. В парке Таман Соронг прошла молчаливая акция протеста.

Калимантан

Банджармасин. Тысячи студентов из разных университетских городков заняли здание DPRD Южного Калимантана.

Самаринда. Тысячи людей провели акцию протеста перед зданием DPRD Восточного Калимантана, требуя отмены законопроекта о региональных выборах и ускоренного утверждения законопроекта о конфискации активов.

Баликпапан. Акция протеста у здания DPRD переросла в столкновения между студентами и полицией.

Понтианак. Студенты приняли участие в чрезвычайной демократической акции в DPRD Западного Калимантана.

Палангкарая. Сотни студентов провели акцию протеста, но она закончилась хаосом после того, как требования встретиться с председателем DPRD Центрального Калимантана не были удовлетворены. Толпа отвергла условия, согласно которым только представители могут войти в здание DPRD.

Во многих городах демонстрации продолжались и после 22 августа.

  1.  Aksi Kamisan (Протест Камисана) - еженедельная акция протеста в Джакарте, инициированная семьями жертв трагедии, в ходе которой в конце 1998 года на перекрестке Семанги в Джакарте были застрелены активисты. Начиная с 2007 года каждый четверг после обеда семьи и их сторонники стоят перед президентским дворцом Индонезии с черными зонтами, в черной одежде, с транспарантами и фотографиями жертв. Эта акция протеста распространилась на многие города Индонезии; с 2013 года она проходит в Бандунге. Трагедия в Семангги произошла при власти Прабово Субианто, бывшего генерала Нового порядка; теперь Прабово и Гибран, сын Джокови, победили на выборах 2024 года. Протестующие в Aksi Kamisan обращают внимание на нерассмотренные нарушения прав человека в разные исторические периоды, включая антикоммунистическую чистку 1965-66 годов и беспорядки 1998 года, в связи с которыми Прабово однажды был привлечен к суду, но не был признан виновным. Вдохновением для Aksi Kamisan послужило движение матерей пропавших без вести в Аргентине в 1976-1983 годах, которые протестовали, разворачивая полотнища с именами исчезнувших членов своих семей на площади Пласа-де-Майо, напротив президентского дворца Каса-Росада в Буэнос-Айресе (Аргентина).

Поддержать работу Автономного Действия

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости