Накануне обсуждения книги Боба Тореса "Совершая убийство, или политическая экономия прав животных", которое пройдет в Москве 29 декабря в 14:00 в ресторане "Good Food Bowl" (м. Деловой центр, Пресненская наб., 2, ТРЦ Афимолл Сити, 1 этаж), я предпринял попытку переключить внимание с "ура я веганства" на то, к чему привели идеи нулевых годов. [Автор издал книгу в 2007-ом.]
Позиция автора книги
В своей книге Боб Торес проводит параллели с классовой борьбой и правами животных. Анархические пассажи автора говорят, что идеи равенства должны распространяться и на животных, по аналогии с детьми, инвалидами, стариками и сумасшедшими, да и остальными недееспособными гражданами. В конце концов человечество гуманизировалось по отношению к этим группам, cледовательно, и по отношению к животным тоже нужна гуманизация.
* * *
Потому быть веганом по Бобу Торесу - значит масштабировать идеи равенства в том числе и на животных. Отсюда вытекают новые моральные вопросы, которые раньше на рассматривались социалистической традицией. Например: права животных, юридические нормы, являются ли животные частью рабочего класса или это средства производства? [А может быть, всё вместе взятое].
При этом надо отдать должное автору, поскольку он свёл левое брюзжание и морализаторство к минимуму, а основной упор сделал на политэкономию и марксизм, будучи "социальным анархистом".
Краткий экскурс
Для читателя, не посвященного в историю левого движения последних 30-ти лет, нужно дать исторический контекст. Пожалуй, это будет не очевидно на первый взгляд.
Книга была написана в ноябре 2007-го года в США, а издана в России издательством "Радикальная теория и практика"сравнительно недавно по меркам истории - в 2019-ом году. Это значит, что сегодняшний читатель отстаёт от повестки на 17 лет. А, как известно, ничто не стоит на месте, в том числе и идеи. С другой стороны, это отставание от "прогрессивных идей" дает возможность не повторять их ошибки.
Экспроприировать веганство
Идея западных левых приватизировать веганство у религиозных направлений и включить в левую идеологию в начале 2000-ых было прогрессивным. Ведь этический аспект эксплуатации животных сильно пересекался с повесткой антиглобализма и борьбы с гегемонией корпораций.
Правда, под влиянием мирового кризиса левой идеологии профсоюзы, кооперативы, веганство, экология, феминизм, борьба сексуальных меньшинств и т.п. становятся самодостаточными направлениями, которые были выкинуты из идеологии. [Например, анархизма или марксизма].
Борцы за социальную справедливость
Social justice warriors (SJW) и радикальный левый консерватизм
"Самостоятельная жизнь" обломков социалистической традиции, выкинутых из идеологии, рождала не всегда удачные новые сущности, часто идущие вразрез со здравым смыслом и предлагающие под прогрессивной западной повесткой и левой риторикой архаичные формы.
Примечательно, что и во времена Ленина намечались такие тенденции в Социал-демократической партии Германии. В книге "Детская болезнь Левизны" подвергался критике тогдашний прообраз современных западных левых.
Впоследствии, после инициированного ими в 2014-ом году Геймергейта, таких левых начали называть "борцами за социальную справедливость" (social justice warriors). И на этот же год пришелся пик развития SJW.
Левый радикальный консерватор
Отказавшись от идеологической стройности и традиций классовой борьбы, эти идеи "в отрыве" стали воплощаться в реформизме: коллективном доносительстве и культуре отмены не согласных с их представлениями о мире. Сами же левые стали профессиональными обиженными. А любая их потуга, пускай и действительно прогрессивная и нужная, обществом мало воспринимается. Просто потому, что "левые идеи" в массах ассоциируются не с освобождением и решением насущных вопросов, а с "левым консерватизмом".
И с этим трудно поспорить, поскольку итогом такого эклектичного сплава идей является запрет. Причем критерии самого "запрета" или "отмены" порой не понятны даже самим активистам.
* * *
Эти и многие другие причины послужили тому, что левые идеи, оторванные от идеологии, своими руками создают фан-базу радикальным правым организациям.
При этом даже радикально правый консерватизм весьма либерален в отношении своих адептов. К слову, от последних и не требуется последовательности, а решение насущных проблем в виде мигрантов и поддержки национальной буржуазии видится рабочему классу вполне резонным.
Да и если посмотреть со стороны на "левых революционеров ниже пояса", приверженцев "одной идеи" из вполне понятного супового набора, различия в принципе стираются. Тактики и методы одни и те же, радикальная часть выхолощена. А порой правые меняются местами с левыми в своих требованиях и их реализации.
* * *
Таков опыт, и таково положение вещей у левых в наступающем 2025-ом году. Хватит ли дальновидности у левых СНГ не повторить этот опыт, вернуться к понятным формам борьбы для большинства, с порождающими её причинами, а не вечными последствиями реформизма - большой вопрос.
Надеюсь что моя цель достигнута. И вместо клуба самолюбования веганы в Москве [и не только они] обсудят то, что действительно стоит сейчас на повестке.
Раб Доставки, Источник
Комментарии
Ну охотится или рыбу ловить в
Ну охотится или рыбу ловить в барских лесах и водоемах и при феодализме нельзя было. Барских болонок и кормят лучше, чем прислугу - реальные проблемы равенства еще не разрешены. Но вот наделить равными правами болонку Безоса и работника или работницу склада Амазона это интересно, возможно, даже, если во время каких-то беспорядков рабочий или работница ее не заметит и растопчет его или ее на электрический стул посадят. Чем хуже - тем лучше, может быть тогда дойдет до народа, что у аквариумной рыбки в аквариуме богача или богачки прав больше, чем у эксплуатируемого этим богачом или богачкой работника и работницы
Добавить комментарий