«От Митрича». Долго думал с чего начать и решил… с начала. То есть с того, что нас всех объединяет, что является нашей сущностью, смыслом, задачей задач и глобальной целью нашего движения. С личности человека, с перспектив ее эмансипации.
Но, прежде чем выстраивать стратегию освобождения личности, необходимо понять ее существующее состояние и положение. Другими словами, прежде чем писать программу трансформации ситуации, необходимо проанализировать саму ситуацию. Собственно именно эту задачу в самых общих чертах ставит перед собой этот текст.
Итак, вряд ли кто-нибудь из активистов либертарного движения будет спорить, что господствующая над человеческим обществом глобальная социально-экономическая система, основанная на обмене, наемном труде и, как следствие, на социальном неравенстве, служит привилегиям меньшинства и эксплуатации большинства. Прежде всего, она представлена мировой капиталистической экономикой, ее транснациональными структурами, централизованными бюрократическими государствами, их объединениями, созданными ими культурно-идеологическими структурами контроля и, как следствие, - авторитарными повседневными отношениями между людьми. Эти три важнейшие составляющие глобальной репрессивной системы опираются на целый ряд общественно-политических, экономических и культурно-идеологических институтов, определяющей характеристикой которых является принципы иерархии и авторитета(*).
Более того, как отмечают многие радикальные критики капиталистической системы, она в XX-м веке перешла от формальной стадии своего господства к реальной. В первую очередь, это означает, что капитал и его институты смогли реализовать доминирование над непосредственным бытием человека производительного наемного труда, разнообразные не(до-)капиталистические сообщества заменяются глобальными сообществами капитала. По сути, еще даже на наших глазах происходит переворот всех исходных основ, на базе которых развивалась личность, и их замена посылками капиталистического товарно-денежного универсума. Теперь капитал и его агенты воспроизводят все социальные структуры в соответствие со своей, губительной для личности, логикой. Деньги и связанные с ними разделения и иерархии берут под свой контроль даже самые глубокие и разнообразные аспекты нашего существования.
Современный человек как угнетенных классов, так, впрочем, и привилегированных, находится в тисках, производства, работы и товара. Капиталистические институты с успехом участвуют в формировании человеческих характеров, типов поведения и т.п.
Надо признать, что сегодня многие институты буржуазно-индустриального общества переживают смешение, кризис и даже разрушение, однако их логика остается востребованной и распространилась за их пределы на все общество в целом. Для трудящихся наиболее губительные из них те, которые отчуждены от их деятельности и воли. К примеру, это – семья, школа, армия, фабрика, офис, тюрьма, клиника, церковь. В последнее время к ним можно добавить политические партии, официально признанные профсоюзы и НПО. Их мощь покоится на различных формах начальства, диктата, вождизма, чинопочитания, манипуляции, бюрократии и монополии на насилие и принятие решений. Но всех их характеризует обязательное производство отчуждения. Индивиды, с успехом проходящие штамповку, интегрируются в общество, становясь его «полноправными» членами, принимающими данный порядок вещей. Те, кто находится вне воздействия этой дисциплинарной подгонки, отделяются от общества и маргинализируются, попадая под прямое уничтожение и или поступая в трудовой резерв системе. Эпоха безличности торжествует.
Иными словами, процесс обезличивания начинается с фрагментации и разрушения человека, который затем реструктурируется по образу господствующей реальности. Люди превращаются в авторитарные и одномерные капиталистические существа. Все они сегодня выполняют функции, наложенные капиталом и государством, от которых, к сожалению, фундаментальным образом зависит их существование. Через исполнение этих функций люди получают распределенные определенным образом продукты посредством зарплаты. Выживание теперь зависит только от получки, других резервов у миллиардов людей на планете не существует. Поэтому, вне зависимости от того, сколько денег в наших кошельках, мы всегда абсолютно бедны. Это старое, но так и непонятое марксистское понятие «нищеты», которое и является одним из условий освобождения.
Сведение человека к нынешнему невыразительному состоянию смогло произойти, в конечном итоге, из-за упразднения совместного бытия, возможности каждого индивида вобрать в себя универсальное, объять все целое человеческих отношений в целостности времен. Различные религии, философии и теории на идеологическом и эмоциональном уровнях просто подменяют собой этот важнейший компонент бытия индивида.
Система господства, в конечном итоге, воплощается в человеческом существе, которое становится пассивным. Таким образом, человек бунтует все меньше, потому что репрессивная глобальная система утверждается в качестве человеческой общности. Капитал и государство все меньше субъективно противостоят покалеченному ими обществу и индивиду, они становятся их «жизненными», но, в конечном счете, иллюзорными основами.
Современный человек находится по отношению к социальному порядку как некое изолированное существо-объект. Он отстранен от власти наличием специализации власти, он отстранен от свободной творческой деятельности-труда наличием работы; он отстранен от свободы (отсутствия репрессий) наличием «безопасности», гарантированной армией, полицией, тюрьмами и т.д. Поэтому на пути развития творческой личности в классовом обществе изначально поставлены непреодолимые преграды. Последние невозможно преодолеть каким угодно реформированием общества, в котором господствуют отношения обмена и наемного труда.
Подобные авторитарные институты, составляющие силу господствующего порядка, препятствуют свободному развитию, реализации сил и творческих способностей, как отдельной личности, так и общества в целом (по сути можно утверждать, что как такового общества, отличного и автономного от капитала, уже не существует). Воля каждого труженика, находящегося в силках буржуазных социальных институций и рыночной диктатуры, скована, а его деятельность и вся общественная жизнь ускользает из-под его сознательного контроля.
Не стоит из всего этого делать сугубо пессимистические выводы. Сегодня достаточно того, чтобы понять, что необходимым для эмансипации личности, но, конечно, не гарантирующим ее, является бескомпромиссное противостояние и последующее разрушение всей совокупности капиталистических иерархических институтов и авторитетов (уничтожение социальных предпосылок их воспроизводства), любых их смешений, структурирующих современное общество и интегрирующих в него индивидов.
Наша эмансипация имеет хоть какую-то перспективу только в том случае, если сама освободительная повседневная деятельность людей рождает такие организационные формы, которые не разрушают личность, но, наоборот, развивают ее инициативу и творческую энергию.
(*) следует уточнить, что человеческий и нравственный авторитет, имеющий своим источником опыт, знания, разум и талант, признается и вполне уважаем нами.
Добавить комментарий