Прямое действие это не просто метод. Это особая философия, смысл которой - "возьми и сделай". Его даже коммерсанты заимствовали в рекламу. Не нравится тебе окружающий мир, возьми и начинай менять его. Хватит ныть, говорить, что "ничего не изменишь" и "человеческая природа неизменна". Возьми и измени. Особенно приятно, что первый, кто попытался теоретически оформить такую политическую позицию был анархист Жорж Сорель. Сегодня о нем как-то подзабыли, хотя многие его идеи по прежнему актуальны.
Родился Жорж Сорель во Франции в 1847 году. Отец его торговал вином, а сам Сорель получил среднее техническое образование и большую часть жизни проработал транспортным служащим. По роду службы занимался строительством мостов и дорог. Литературной деятельностью он занялся после того как досрочно вышел на пенсию. Жил на скопленные в период работы деньги, активно интересовался политикой. В России он стал известен еще в начале 20 века, однако после 1917 года его книги не переиздавались. Большевики считали его анархо-синдикалистом, а потому политическим конкурентом.
Примечательно, что на русском языке книга Сореля "Революционное насилие" вышла в 1907 году. Как раз, когда первую русскую революцию правительство потопило в крови. Начинается "Революционное насилие" с критики "официальных социалистов". То есть тех, кто предлагает революционному движению идти на переговоры с правительством, участвовать в выборах в парламенты. При этом Сорель подчеркивает, что перед лицом правящего класса эти социалисты подают себя как представителей революционного движения, хотя сами по своей сути революционерами не являются. Они говорят правительству: вот-вот будет буря, а мы способны ее сдержать при помощи ваших уступок.
Отказываясь от выборов, Сорель проталкивает концепцию всеобщей забастовки. Не нужно никаких парламентов и выборов - пишет он. В один прекрасный день все начинают бастовать и таким образом создается революционная ситуация. Сорель активно сотрудничал с профсоюзным движением, считал себя синдикалистом, а потому и указывал, что профсоюзы это и есть действенный политический инструмент. Никаких партий не надо. Кропоткин в своей книге "Хлеб и воля" писал о том же самом. Видимо, совершил революционный плагиат. Всеобщая забастовка по Сорелю, должна также сопровождаться всеобщей политической забастовкой. Что это такое, из книги не очень понятно. Но, видимо, свержение государственной власти.
В слово насилие Сорель вкладывает особый - политический смысл. Насилие по Сорелю это не битье по морде в подворотне. Это праведный гнев масс, который обращается против ненавистных социальных институтов и эксплуататоров. У насилия есть "этическая ценность", считает он. Поскольку капитализм ведет общество к катастрофе, то революционное насилие по Сорелю это способ такую катастрофу предотвратить. При этом Сорель отвергает упреки в насилии со стороны либерального лагеря. Посмотрите как проходили буржуазные революции? Что - разве не творила насилия по отношению к народу буржуазия, пришедшая к власти? В своей книжке Сорель всячески выставляет себя сторонником Маркса, чуть ли не постранично клянется в верности Марксу, но если внимательно читать его тексты, видно, что он не совсем марксист. Он скорее творческий продолжатель его идей, причем в одну очень специфичную сторону. В ту сторону, которую при советской власти "клеймили" как анархо-синдикалистский уклон.
Кроме книги "Революция и насилие" на русском языке до прихода большевиков к власти были изданы еще две. Это "Социальное значение искусства", на которой стоит пометка "одобрено цензурою" и "Социальные очерки современной экономии". Первая книжка - это большая статья, в которой Сорель выступает в защиту реализма в искусстве и довольно скептически отзывается о "непролетарских" направлениях в искусстве, не понятных простому человеку. Социальная функция искусства по его мнению "облагородить ручной труд", возвысить труд рабочего, подчеркнуть его общественную ценность.
В другой книге он рассматривает развитие социалистических учений в Европе в связи с общим экономическим развитием европейских стран. Это была довольно "модная" тема тогдашних революционных теоретиков и публицистов: экономия, экономика, утопический социализм и пр. Критика идей Сореля как правило исходила с двух позиций — со стороны марксистского лагеря и со стороны либерального лагеря. С точки зрения марксистов Сорель скорее идеалист, чем материалист. Он слишком преувеличивал в политической борьбе роль спонтанного проявления коллективных переживаний, каких-то иррациональных мотивов у людей, готовых посвящать свою жизнь революционной борьбе. К тому же он слишком "зациклился" на насилии, вместо того, чтобы предлагать "строго научную тактику пролетарской партии".
Со стороны либерального лагеря можно даже было услышать, что анархо-синдикалист Сорель предшественник фашизма. Так, социолог Карл Мангейм утверждал, что теория насилия Сореля это идеология "путчистских групп", "активного меньшинства", которое пользуясь благоприятным политическим моментом берет власть. Это легко опровергнуть цитатой самого Сореля: "социальная революция не должна стремиться заменить одно правящее меньшинство другим". Обвинять Сореля в фашизме неправомерно. Сорель выступал против государства, говорил не о национальной, а о классовой солидарности. По своей идеологической сути Сорель был марксист, шагнувший дальше марксизма в тактике революционной борьбы, а именно - шагнувший в сторону синдикализма и сделавший это довольно ясно.
Сорель не философ. Он был талантливый публицист, пропагандист, идеолог. В книге "Революция и насилие" даже в момент ее выхода не содержалось каких-то сверхновых идей, зато выражены они были предельно откровенно. Сорель творил свои тексты в жанре социал-демократической публицистики. Этот жанр был довольно распространенным в его время. Его идеи живы и по-прежнему популярны - особенно в тех странах, где есть сильные синдикалистские профсоюзы.
Крайне важна его идея полного отказа от участия в парламентской политике. Логика тут простая - если мы отказываемся от участия в парламентских играх, то нам остается только один путь - прямое действие. То есть, действия в обход парламента и принятых официальных правил.
Понятно также, что его идея всеобщей забастовки применима только там, где существует сильное профсоюзное движение - настроенное революционно. Там же где, где его нет, нужны другие способы. То, что идеи прямого действия были заимствованы Муссолини и крайне правыми нисколько не уменьшает значение Сореля для истории революционной мысли. Наоборот, это свидетельствует об их значимости и актуальности.
Многие идеи Сореля созвучны идеям Автономного Действия. Например, Сорель последовательный антимилитарист. "Армия - наиболее ясная и осязательная манифестация государства, связанная с самим его основнием" - утверждал он. Сорель - ярый антиреформист, сторонник революционного натиска, решительных действий. Он также противник партии как формы политической организации, выступавший за самоорганизацию. Недостаток Сореля только в том,что некоторые его идеи выражены довольно сумбурно, порой разбросаны в разных его текстах. Сорель — самоучка, который в некоторых моментах угадал и предвосхитил идеи своего времени.
Ситуация, № 26, июль 2009