Югославия

Денис Козак: "Между варварством и прогрессом"

Империалистическая агрессия России против Украины, сеющая хаос и разрушения на оккупированных территориях, раскрыла истинную суть государственной власти как инструмента угнетения и насилия. Эти события не только возродили пещерный шовинизм, но и стали ярким примером того, как национальные государства продолжают использовать колониальные практики для удержания контроля над народами. Мир оказался вынужден переосмыслить колониальные отношения, которые, несмотря на декларации о равенстве и свободе, по-прежнему пронизывают глобальную политику.

«Это была последняя мировая революция»: Петр Рябов о протестах мая 1968 года

55 лет назад Париж захватили леворадикальные студенты — они строили баррикады, дрались с полицией, писали на стенах и выкрикивали лозунги, которые звучат как стихи: «Запрещать запрещено!», «Будьте реалистами, требуйте невозможного», «Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!» Эти события стали самым ярким эпизодом революционных потрясений 1968 года — последнего периода в истории западного мира, когда казалось, что революция фантазеров и идеалистов может победить.

Партизан-анархист Тинко Симов

«Тинко Симов был одним из первых анархистов-нелегалов в Болгарии и последним партизаном, павшим в борьбе после многих лет, проведённых в подполье… Он был очень неординарным человеком со своим духовным миром, весёлостью, добротой и чувствительностью. Поэт и эстет от природы, он страстно любил природу, которую хорошо знал. Тинко слушал пение птиц и часто взбирался на деревья, чтобы поправить растревоженные гнёзда»
(Георги Балкански).

"Ранние работы" Желимира Жильника

Шестидесятые годы были отправной точкой в истории кино. На карте мира возникали все новые «новые волны», подобно цунами сметая устаревшие представления о важнейшем из искусств. Начитанные умники из Cahiers du cinéma быстро переквалифицировались из кинокритиков в кинорежиссеры и подарили миру французскую «новую волну». Итальянские мэтры окончательно решили переосмыслить связи с породившим их неореализмом. Волны накатывали на советское шестидесятничество, на «молодое немецкое кино», на Венгрию, Польшу, Чехословакию. К середине шестидесятых волна докатилась до Балканского полуострова и получила там свое название, простое и красноречивое, — югославская черная волна. Бомба замедленного действия для царствующего титоизма.

Интервью с боснийской анархисткой

Привет, как тебя представить?

Боснийская анархистка Ло Буздяк. Я вижу, ты публикуешь новости о революции в Боснии. Но это еще не революция... На следующий день после событий 7 февраля (в этот день прошли массовые протесты в Боснии - прим) улицы были пустыми и полиция вела расследование. А ночью они рассеяли нас с помощью ядовитых газов.

С глобальным кризисом учащаются восстания и бунты: но что за этим скрывается?

Когда современный кризисный цикл достиг своего пика в 2007 / 2008-м году, освободительные силы дивились отсутствию протестов. И только те, кто занимался экономическими процессами, с ожиданием смотрели на Китай и Индию. И в самом деле: число забастовок в Китае стремительно росло. Сегодняшнего пика волна стачек достигла летом 2010-го. Менее ожидаемым было большое количество бунтов в Магрибе и в арабских странах. СМИ проявили себя вне-историческими и объяснили эти, якобы, спонтанные восстания возросшим влиянием Facebook, Twitter, Skype и Ко, а не предыдущими конфликтами и социальными условиями. С протестами в Греции, Испании и Португалии закончилась и эта неопределённость: связь между Программами структурных реформ Структур (SAPs) Международного Валютного Фонда (МВФ), Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и Евросоюза и протестами стала слишком очевидной.

Судьба махновца

28 августа 1921 г. Нестор Махно с немногими оставшимися товарищами вынужден был окончательно покинуть территорию Украины. Остатки легендарной крестьянской армии, возглавлявшейся анархистами, перешли Днестр и оказались в изгнании. Героическая эпопея, продолжавшаяся около четырех лет, закончилась.

Среда партизан-махновцев, оказавшихся за рубежом, был и Осип Цебрий.

Отец Осипа, Василий Григорьевич, крестьянин деревни Тартаки под Жмеринкой, попав в солдаты, познакомился в Петрограде с анархизмом и стал убежденным анархистом-бакунистом. Среди односельчан он пользовался большим авторитетом. Во время революции 1917 г. жители деревни по его предложению на общем собрании решили объединиться в коммуну и сообща обрабатывать землю.

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

2 месяца назад
9
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

3 месяца назад
4

Свободные новости