Блудный сын ленинизма Инсаров, успевший на какое-то время стать анархистом, но затем вернувшийся в лоно ленинизма, и анархист Шрайбман обратили внимание на такую составляющую упадка левого движения, как культ слабости. Не мученичества, а именно слабости, жертвенности.
Хотя нынешний культ жертвенности, слабости и ненасилия - среди левых явление относительно новое, в самом появлении такого культа нет ничего нового. Впервые в истории он появился в начале нашей эры, когда рабы, не найдя в себе сил изменить своё положение, смирились со своей слабостью и возвели её в культ. Это проявилось в христианстве, первоначально бывшим религией рабов. Власть первое время боролась с этой новой религией, но затем сделала её своей опорой. Именно потому, что культ слабости и отказа от сопротивления обеспечивали сохранение этой самой власти. После чего поборники жертвенности и покорности сами начали истреблять инакомыслящих самым зверским образом - вспомним хотя бы судьбу Ипатии.
И позднее не раз чьё-то поражение в долгой борьбе порождало подобную реакцию. Например, в Италии невозможность положить конец разграблению страны иностранными армиями породило движение флагелянтов - самобичевателей. Хронические неудачи крестоносцев породили крестовый поход детей (как тут не вспомнить Гретту Тунберг?). Но это всё были местные и кратковременные явления. Столь широкое и мощное распространение культа жертвенности, когда он не только по абсолютным, но и по относительным масштабам сравним с таким же культом в раннем христианстве, мы видим лишь сегодня. И это не случайно.
Начало нашей эры - время кризиса раннего капитализма. Античное общество так и не нашло выход из этого кризиса - новое, феодальное общество выросло позднее из варварских общин, разрушивших античное общество (при этом взявши на вооружение созданные им технологии). Но это было позднее, а пока варвары были далеко, и общество было в кризисе, выхода из которого не видело. Сейчас современный капитализм переживает столь же глубокий кризис, и нынешнее общество тоже не находит из него выхода, тем более, что варваров, способных разрушить современные государства и создать новое общество, соединив своё общинное устройство с передовыми технологиями, счас просто нет. Сходные условия порождают сходные явления.
Никакое совпадение не бывает полным, и у современных леволибералов и социал-демократов можно найти кучу мелких отличий от ранних христиан. Но они безусловно схожи с теми в культе жертвенности, слабости и несовершенства. Непринадлежность к жертвам, к обиженным или ущербным меньшинствам воспринимается как грех, требующий покаяния. Мужчины должны каяться перед женщинами, ибо те веками были их жертвами, белые - перед цветными, ибо цветные угнетались белыми, люди обычной половой ориентации - перед представителями секс-меньшинств. Меньшинства - вообще любимая тема современных леваков. Однако, гении тоже составляют меньшинство по отношению к посредственностям. Но, если кто-то предложит посредственным людям покаяться перед гениями за учёных, сожжённых на кострах, его обзовут фашистом. А если предложит покаяться перед слабоумными - это никого или почти никого не удивит.
"Белый цисгендерный мужчина", если он только не инвалид, становится объектом травли. Но и те, что их травят, тоже рискуют попасть по под раздачу. Сегодня белая женщина требует покаяния от белого мужчины, а завтра ей самой придётся каяться перед чёрной. Которую послезавтра заставят каяться перед чёрной лесбиянкой. А ту - перед другой чёрной лесбиянкой, но ещё и одноногой. И так - до бесконечности.
Как бы не было обидно это для феминисток, они являются духовными наследниками не Ипатии, а христиан, сдиравших с неё кожу. То же относится и к чёрным расистам, и к другим борцам за права меньшинств, превратившихся в борцов за бесправие большинства.
Если мне скажут, что среди современных левых есть разные люди, то я отвечу, что и среди ранних христиан были разные люди. И далеко не все из них сдирали кожу с язычниц. Но была тенденция. И сейчас есть тенденция. Захлестнувшая не только леволибералов и эсдеков, но и анархистов. Поэтому я в данном случае безоговорочно объединяю их с левыми, хотя во многом они вообще принадлежат к другому измерению нежели то, по которому определяется левизна и правизна.
И коль скоро эта тенденция есть повторение античной и вызвана теми же причинами, то альтернативу ей надо искать в истории тех лет. Шрайбман, может быть, найдёт её в шиизме, где был культ мученичества, но не было культа жертвы (шиитский мученик - это мученик-боец, умирающий в борьбе). А может, и нет - шиизм - порождение более позднего времени. Что скажет Инсаров, я не знаю. Сам я ничего больше не могу сказать. Я не настолько хорошо знаю эту часть историю. Мне остаётся только упрямо сопротивляться этой тенденции. И надеется на то, что люди всё-таки сумеют сами, без отсутствующих варваров создать новое общество. Тогда культ жертвенности, культ слабости и ущербности исчезнет сам. Для него просто не будет почвы.
Комментарии
Некорректно сравнивать культ
Некорректно сравнивать культ жертвенности среди первых христиан и то, что автор понимает под "травлей белого гетеросексуального мужчины" и "требованиями от него покаяний". Под коими разделяющие взгляды автора люди понимают объективный учет разности социального положения и возможностей с представительницами и представителями более угнетенных групп и анализ поведения представителей более привилегированных групп по отношению к более угнетенным.
Первые христиане, пока они не стали значимой силой в Римской империи, не требовали покаяний от рабовладельцев, а жертвовали исключительно собой. А нынешние изменения в отношении к угнетенным группам - вообще совершенно другой кейс: у тех, кто за это борется, есть объективный недостаток сил, но нет никакого культа жертвенности, а слабость они воспринимают как следствие угнетенного положения, которое должно быть сначала компенсировано, а потом преодолено.
Просто автору в очередной раз захотелось пнуть феминисток и часть современных левых и анархистов, и он зачем-то приплел первых христиан.
Некорректно сравнивать культ
Некорректно сравнивать культ жертвенности среди первых христиан и то, что автор понимает под "травлей белого гетеросексуального мужчины" и "требованиями от него покаяний". Под коими разделяющие взгляды автора люди понимают объективный учет разности социального положения и возможностей с представительницами и представителями более угнетенных групп и анализ поведения представителей более привилегированных групп по отношению к более угнетенным .
Очень даже корректно. Ибо ваши измышления о якобы привеллигерованности тех же белых мужчин или вообще мужчин (как единой группы) является ксенофобским. Чего вы не хотите признать. И такие как вы травят людей ничуть не агрессивнее первых христиан. ПРосто у вас пока возможностей меньше. Я сам сталкивался с побдобной травлей. Точнее с попыткой устроить такую травлю, ибо на полноценную организацию у инициаторов (или "инициаторок", если использовать политкорректный язык) просто не было достаточно времени (а на то, что они успели, я смог дать отпор). И со стороны наблюдал подобное не раз. Так что я знаю о чём пишу.
И не надо меня упрекать в желании кого-то пнуть. Я "пинаю" тех, кто этого заслужил. С таким же успехом можно было бы человека, осуждающего фашизм, упрекнуть в желании пнуть фашистов.
Владимир Платоненко
Я бы сказал, что некоторый
Я бы сказал, что некоторый "культ жертвенности" действительно наблюдается в отдельных активистских течениях. Но его распространенность сильно преувеличена, а автор колонки вообще раздул это до невероятных апокалиптических масштабов.
Я думаю, что христианские
Я думаю, что христианские попу тоже вам скажут, что геноцид иноверцев "раздут" атеистами.
Владимир Платоненко
Владимир Платоненко : Я думаю
Где геноцид, а где "жертвенность"?
Но вы, конечно, имеете право иметь свой собственный туннель реальности. Я написал свою точку зрения.
" Ибо ваши измышления о якобы
" Ибо ваши измышления о якобы привеллигерованности тех же белых мужчин или вообще мужчин (как единой группы) является ксенофобским. Чего вы не хотите признать. И такие как вы травят людей ничуть не агрессивнее первых христиан. ПРосто у вас пока возможностей меньше. Я сам сталкивался с побдобной травлей. Точнее с попыткой устроить такую травлю, ибо на полноценную организацию у инициаторов (или "инициаторок", если использовать политкорректный язык) просто не было достаточно времени (а на то, что они успели, я смог дать отпор). И со стороны наблюдал подобное не раз. Так что я знаю о чём пишу. "
Привилегированное положение по отношению к ряду групп не означает, что человек не может находиться в угнетенном положении по отношению у другим, начиная с правящего класса. Все граждане и гражданки России, например, находятся в привилегированном положении по сравнению с мигрантками и мигрантами. Признание этого факта не является ксенофобским, к ксенофобии приводит как раз то, что его не замечают.
Ну, а если автор понимает под травлей и ксенофобией обсуждения конфликтов в активистских сообществах, то мне уже нечего комментировать)))
В любой диктатуре
В любой диктатуре присутствует и для нее необходим культ героев готовых на самопожертвование для того чтобы они закрывали ее просчет в неудачи чью-то глупость и можно было указывать на них..Вообще там спокойная терпеливая планомерная работа невозможна.
Добавить комментарий